Ольга Хохлачева
Мастер-класс для воспитателей «Большой мир маленького путешественника»
▼ Скачать + Заказать документы
Большой мир маленького путешественника
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад п. Октябрьский Перелюбского района
Саратовской области»
"Большой мир маленького путешественника".
"Опытно - экспериментальная деятельность детей" (средняя группа).
Воспитатель : Хохлачева О. В.
2016
"Опытно - экспериментальная деятельность детей" (средняя группа).
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Большой мир маленького путешественника“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Мастер - класс для педагогов "Большой мир маленького путешественника".
Воспитатель : О. В. Хохлачева
Дата проведения:
Цель мастер - класса : повысить профессиональное мастерство педагогов - участников мастер - класса в процессе активного педагогического общения по проблеме детского экспериментирования.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с оборудованием уголка экспериментирования в средней группе.
2. Выделить основные тезисы по внедрению экспериментирования в образовательный процесс в ДОУ.
3. Вовлечь педагогов в совместное проведение опытов, знакомящих дошкольников со свойствами воды, бумаги, магнита, с нетрадиционной техникой рисования.
4. Развивать умение видеть проблему, решать её и делать выводы.
5. Воспитывать эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру.
Оборудование: магнитная доска, игрушка - ежик, бумажные шарики.
Раздаточный материал: листы бумаги (газетная, калька, лощёная, ёмкости с водой, виноград, бутылка с газированной водой, цветная бумага, рукавичка с вшитым в неё магнитом, булавка, гвоздь, болтик, кусочек меха, деревянные и пластмассовые игрушки, жидкое моющее средство, гуашь, трубочки для коктейля.
Ход мастер - класса.
1. Организационный момент.
Что и как? Почему и зачем?
Как ответить успеть детям всем?
И родителям знания дать -
Что смешать? Как смешать? С чем смешать?
И в солнце, и в дождь,
И в любую погоду
Изучаем мы все. неживую природу.
-Сегодня мы с вами поговорим о детском экспериментировании.
2. Знакомство с оборудованием "Уголка экспериментирования" в средней группе.
Показать педагогам материалы, приборы для проведения опытов с песком, глиной, водой, бумагой и др., размещё нные по центрам : "Воздух", "Песок - вода", "Наука и природа", "Искусство".
3. Теоретическая часть.
Экспериментирование как средство развития познавательно - исследовательской активности дошкольников.
Классификация экспериментов.
1. Осознание того, что хочешь узнать.
2. Формулирование задачи исследования.
3. Продумывание методики эксперимента.
4. Выслушивание инструкций и дополнительных замечаний.
5. Прогнозирование результатов.
6. Выполнение работы.
7. Соблюдение правил безопасности.
8. Наблюдение результатов.
9. Фиксирование результатов
10. Анализ полученных данных.
11 Словесный отчёт об увиденном.
12. Формулировка выводов.
Особенности экспериментирования в средней группе.
4. Практическая часть.
-Все мы любим сказки, а дети особенно. Сегодня я хотела бы в форме сказки познакомить вас с некоторыми видами экспериментов. Сказка называется «Большой мир маленького путешественника».
У мамы ежихи было двое ежат. Один ежонок был послушный, быстро рос и прилежно выполнял всё, что говорила мама-ежиха, а другой ежик был уж очень любопытный, постоянно с ним что-нибудь случалось, все ему было интересно. Однажды ему захотелось узнать, что же там за лесом происходит и он пошел открывать мир.
Отойдя подальше, он увидел небольшое озеро, в нем мальчишки пускали бумажные кораблики. Одни кораблики весело плавали на водной глади, а другие вскоре начинали тонуть. "Как странно", - подумал ежик.
Опыт 1
Изготовьте из бумаги разной плотности (газетная, лощеная, калька) кораблики. Опустите кораблики на воду, налитую в ёмкость. Через некоторое время не все корабли смогут плавать по поверхности.
-Объясните: почему? (Более плотная и лощёная бумага намокают медленнее, поэтому кораблики, сделанные из них, держатся на воде дольше).
Потом он увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились в озере.
Опыт 2
Возьмите прозрачную емкость с газированной водой и бросьте в неё виноградинки. Они опустятся на дно. Но вскоре всплывут.
Затем вновь опустятся на дно, и снова всплывут. Так будет продолжаться несколько раз.
-Почему? (В воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают виноградинки; потом пузырьки воздуха выходят из воды, а виноградинки снова опускаются на дно).
Ежик отправился дальше. По дороге он нашёл "волшебную" рукавичку.
Опыт 3
Демонстрируется фокус: металлические предметы не падают из рукавички при разжимании руки. Предлагаем детям взять предметы из других материалов (дерево, пластмасса, мех, ткань, бумага) - рукавичка перестаёт быть волшебной.
-Объясните: почему? (При рассматривании рукавички дети находят в ней магнит. Это магнит не давал упасть металлическим предметам).
Любопытный ежик продолжил свой путь. Ему захотелось увидеть радугу. Давайте ему поможем.
Физминутка «Ёжик»
По сухой лесной дорожке-
Топ-топ-топ - топочут ножки.
Ходит, бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ёжик.
Ищет ягодки, грибочки
Для сыночка и для дочки.
Если подкрадётся волк –
Превратиться ёж в клубок.
(Дети стоят, слегка согнувшись. Руки, согнутые в локтях, - перед грудью, кисти рук опущены вниз. Ноги слегка согнутые в коленях, делают мелкие частые шажки. «Собирают ягодки» - кончики пальцев соединяются, «срывают ягоды». Сворачиваются на полу клубком.
Ощетинет ёж иголки –
Не достанется он волку.
Ёж не тронет никого,
Но и ты не тронь его! (Встают и продолжают топать по дорожке)
Опыт 4
Приготовим прозрачную баночку с водой. Возьмем бумажную салфетку и нарисуем фломастером полоски радуги. Давайте вспомним из каких цветов состоит радуга.
К-аждый
О-хотник
Ж-елает
З-нать
Г-де
С-идит
Ф-азан
Полоску с радугой опускаем в воду. Салфетка как стебель цветка впитывая воду по стеблю поднимается вверх к цветочку.
Всё вокруг ёжику было интересно. Жаль не было рядом друга. И ёжик решил его нарисовать сам.
Опыт 5
Положите в миску ложку гуаши, налейте жидкого мыла, смешанного с водой. Опустите трубочку в полученную смесь и медленно подуйте в нее, оставляя конец трубочки на дне миски. Дуйте до тех пор, пока над миской не получится мыльная цветная шапка. Дыхание медленное, при сильном выдохе пузыри лопаются. Положите лист бумаги на миску сверху. У вас получится изображение-отпечаток. Дорисуйте глаза, нос, ручки, ножки, шапочку, прорисуйте ротик. Получился друг для ё жика: Понимашка.
Ёжик загрустил, он захотел к маме. Вместе со своим другом Понимашкой отправились домой.
Опыт 6
Друзьям пришлось переходить дорогу. Но у светофора никак не загорался зеленый цвет. Давайте поможем приобрести зеленый цвет нашему светофору.
-А кто знает, как получить зелёный цвет, если зелёной краски нет?
-А вы хотите узнать?
-Приглашаю вас к себе в мастерскую красок.
-Чтобы получить зеленую краску, надо смешать на палитре жёлтую и синюю краски.
-Какого цвета у вас получилась краска? (зелёная)
-Что же надо сделать, чтобы получить зелёный цвет?
Ёжику очень понравилось гулять, но он уже устал и захотел кушать. Они с другом поспешили к маме - ежихе. Ведь она с легкостью ответит на мучившие его вопросы.
5. Рефлексия
Воспитатели делятся своими впечатлениями от мастер - класса. (Вопросы записаны на бумажных шариках).
1 Что я сегодня узнала?
2. Что для меня было интересно?
3. Что для меня было трудно?
4. Я поняла, что…
5. Теперь я могу…
6. Я приобрела…
7. У меня получилось …
8. Я попробую.
9. Что меня удивило?
10. Что я возьму для своей работы?