МААМ-картинки

Мастер-класс для воспитателей «Биоэнергопластика — здоровьесберегающая технология в ДОУ»

Брекотнина Светлана Ивановна
Мастер-класс для воспитателей «Биоэнергопластика — здоровьесберегающая технология в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

Биоэнергопластика – здоровьесберегающая технология в ДОУ

Ни для кого не секрет, что в настоящее время растет количество детей с ОВЗ, в том числе и детей, имеющих тяжелые нарушения речи. И поэтому для воспитателей особую актуальность приобретает создание оптимальной системы комплексной помощи детям с ТНР.

Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Биоэнергопластика — здоровьесберегающая технология в ДОУ“» размещена в разделах

Организация деятельности детей с речевыми нарушениями требует особого подхода. Поэтому специалисты вынуждены искать наиболее эффективные пути воспитания и обучения. Известно, что использование в работе специалистами разнообразных нетрадиционных методов и приемов поддерживает у ребенка познавательную активность, предотвращает утомление и, в целом, повышает эффективность педагогической работы.

Одним из таких методов является Биоэнергопластика.

Это здоровьесберегающая технология. Использование здоровьесберегающей технологии в работе педагога становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы. Они помогают в преодолении не только речевых трудностей, но и для общего оздоровления детей дошкольного возраста.

Б – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кистей и пальцев рук. Работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артупражнений и ритмичных движений кистью индуктивно приведет к возбуждению речевых центров головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой значительно сокращают время занятий, усиливают их результативность. Поза пальцев рук указывает на положение языка, а счет помогает удерживать нужный темп.

Использование биоэнергопластики помогает длительно удерживать интерес ребенка, помогает повысить мотивационную готовность к занятиям, поддерживает положительный эмоциональный настрой воспитанника и педагога.

Основной целью биоэнергопластики является развитие психологических предпосылок к формированию полноценной учебной деятельности.

ПРЕИМУЩЕСТВА БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ

• Развитие артикуляционной моторики

• Развитие мелкой моторики

• Активизация психических процессов

• Развитие межполушарного взаимодействия

• Развитие воображения

Коррекционная работа с применением данного метода вызывает интерес детей к занятиям. При обучении детей педагог использует различные игровые персонажи, перчатки, счет, музыкальное сопровождение, стихи, презентации. Также возможно использование Б в качестве разминок, физминуток, в любых видах деятельности. Данный метод можно использовать с воспитателями в коррекционно-развивающей работе.

ПРАВИЛА БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ

• Выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут

• Каждое упражнение выполняется по 4-7 раз

• Упражнения выполняются сидя

• Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого

ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ

Педагогическая работа с использованием Б состоит из 7 этапов. Продолжительность каждого периода может изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Выполняется такая гимнастика в течение всего года.

Итак, первый этап (примерно 2 недели).

Проводится обследование строения и подвижность органов артикуляции, проводится по словесной инструкции с предварительным показом. Н-р, растянуть губы в улыбке, обнажив зубы, как при произношении звука И, держать позу. Вытянуть губы в трубочку, как при произношении звука У, держать позу и др.

После проведения обследования подбирается комплекс упражнений с учетом нарушенных звуков. В Б даются хорошо знакомые отработанные упражнения. Артикуляционная гимнастика включает два типа упражнений: статические (органы артикуляции остаются в определенной позе на некоторое время) и динамические (активно двигаются те или иные мышцы). Дети повторяют за педагогом артупражнения сначала без включения руки

Второй этап (длится тоже 2 недели)

В этом периоде детей знакомят со строением органов речи. Артгимнастику выполняют сидя перед зеркалом. Данный процесс педагог сопровождает движениями правой руки. Дети подражают педагогу.

Третий этап (1 неделя)

Здесь артикуляционная гимнастика выполняется традиционно перед зеркалом. Педагог выполняет упр вместе с ребенком. Знакомит ребенка с персонажами перчаточного театра. Можно на ведущей руке ребенка нарисовать или наклеить глазки, ротик воображаемого человечка. Взрослый объясняет и показывает артупражнение, сопровождая движениями руки в перчатке. Ребенок смотрит, запоминает и затем повторяет движения. На протяжении трех этапов дети обучаются индивидуально.

Четвертый этап (5-7 недель)

Выполняется артгимнастика с биоэнергопластикой. Ребенок повторяет движения своей ведущей рукой в перчатке или варежке. Рука должна находиться на уровне груди.

Пятый этап (2 недели)

Артгимнастика выполняется сидя перед зеркалом. Взрослый показывает упражнение и сопровождает движениями уже левой руки. Ребенок повторяет за педагогом и использует другую руку. Педагог следит за точным и плавным выполнением упражнения.

Шестой этап (5-7 недель)

Артгимнастика выполняется с сопровождением движений уже обеих рук. Педагог дает четкие движения.

Седьмой этап (длится до окончания учебного года)

Закрепление полученных навыков. Педагог постоянно следит за ритмичным выполнением упражнений. Выполняется в быстром темпе с положительными эмоциями. Внимание каждого ребенка необходимо привлечь к выполнению движений. На данном этапе используют сказки, рассказы, стихи. Педагог рассказывает сказку, называет артупражнение, а ребенок выполняет и сопровождает движениями рук.

С целью внедрения Б можно разработать проект. В ходе реализации такого проекта изучается литература, проводится собрание, анкетирование и консультация для родителей и воспитателей. Создается развивающая среда: картотека ручных поз с описанием движений кисти и пальцев рук и органов артикуляции; картотека сказок, изготавливаются перчаточные куклы. Родители и педагоги принимают активное участие в изготовлении кукол. Каждый может проявить фантазию и творчество. Перчаточные куклы очень разнообразны, внешне – это девочки и мальчики, животные – мишки, зайцы и т. д. Каждая имеет обязательный элемент – глаза. Можно добавить дополнительные атрибуты: шляпы, уши и тому подобное. Ребенку предоставляется право выбрать перчатки.

УПРАЖНЕНИЯ ПО БИОЭНЕРГОПЛАСТИКЕ

Все упражнения делаются сидя, руки согнуты в локтях на уровне груди. Темп выполнения сначала медленный, затем увеличивается.

1. Бегемотик. Цель этого упражнения – удерживать открытым рот в течение нескольких секунд. Открыть рот, удерживать в таком положении от 1 до 10. Затем закрыть рот, удерживаем под счет от 1 до 5. Повторить это упр 4-5 раз. Вместо счета можно использовать стихотворные строки. Они перед вами на экране.

2. Лягушка. Цель – выработать умение удерживать губы в улыбке в течение нескольких секунд. Улыбнуться, зубы не обнажать, удерживаем губы в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть губы в и. п. и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.

3. Хоботок. Цель – выработать умение вытягивать губы вперед и удерживать в таком положении несколько секунд.

4. Парус. Цель – удерживать кончик языка за верхними зубами.

5. Пятачок. Цель – выполнять точные движения губами под счет, тренировать мышцы губ. Вытянуть сомкнутые губы хоботком, на счет раз повернуть хоботок влево, на счет два поднять вверх, на счет 3 - вправо, на счет 4 – вниз. Затем вернуться в и. п. Закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5.

6. Кролик. Цель – учить выполнять легкий массаж нижней губы верхними зубами. Покусывать верхними передними зубами нижнюю губу под счет от 1 до 10. Затем закрыть рот от 1 до 5.

«Бегемотик»

Широко открыли ротик –

Получился бегемотик.

А затем закрыли рот –

Отдыхает бегемот.

«Лягушка»

Превратили нас в лягушек

Дотянулись мы до ушек.

Дотянулись, улыбнулись,

А затем домой вернулись.

«Хоботок»

Вытянул слоненок хобот,

Поиграть нам предложил.

Губы хоботком сложили,

Со слоненком подружились.

«Парус»

Ветер парус раздувает,

Нашу лодку подгоняет.

Раз, два, три, четыре, пять

Будем парус мы держать.

«Пятачок»

Подражаем поросенку

Сложим губы пятачком,

Раз, два, три, четыре,

Пятачком мы покрутили.

«Кролик»

Любит грызть пушистый кролик

И капусту, и морковь.

Кролику морковку дали

И за ушки потрепали.

(верхними зубами покусываем нижнюю губу под счет до 10,

затем губы в и. п. под счет до 5)

«Язычок гулять выходит»

Язычок гулять выходит (показ языка и 2 пальчика вперед)

Домик он кругом обходит (облизывание губ и круговые движения пальчиков)

Кто же тут и кто же там?

Он глядит по сторонам (язык и пальцы в разные стороны).

«Часики»

Тик-так, тик-так – язычок качался так,

Словно маятник часов, ты в часы играть готов?

(сжатая и опущенная вниз ладонь движется под счет влево-вправо).

«Качели»

Сели дети на качели и взлетели выше ели.

Даже солнышка коснулись, а потом назад вернулись.

(рот открыть, язык поднимать к верхним зубам и опускать к нижним, движения ладони с сомкнутыми пальцами вверх-вниз).

«Блинчики»

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

(ладони с сомкнутыми пальцами соединяем друг с другом)

Сказки с использованием биоэнергопластики

Зайчишка Тошка

На лесной опушке (арт. упр. Лопатка, ладони с сомкнутыми пальцами опущены вниз) в маленькой избушке (Варенье, кисти рук движутся вверх-вниз) жил-был зайчишка Тошка (Заборчик, ладони в вертикальном положении, пальцы сомкнуты).

Каждое утро мама зайчиха пекла для него вкусные бублики (Бублик, пальцы образуют круг). Тошка за обе щеки уплетал их (Месим тесто, руки в стороны, кулаки обеих рук сжимаются и разжимаются в такт движениями челюстей).

Прихлебывал горячий чай из красивой чашечки (Чашечка, ладони соединены в форме чашки). Ароматный запах разносился по всему лесу.

В гости к зайцам заглянула веселая змейка (произносить звук Ш длительно, коротко, руки перед грудью). Она приветствовала ушастиков на своем змеином языке, Ш, а после угощения благодарила, Ш. (руки перед грудью, локти опущены, ладони от себя, волнообразные движения руками вперед).

Ленивый котенок

Жил-был ленивый котенок. Все время он лежал на крылечке (Лопатка). Отшлепала его как-то бабушка (пя-пя-пя) за то, что мышей не ловит. Обиделся он и ушел в лес. Идет по тропинке, а она то широкая, то узкая (Лопатка-Змейка, язык широкий-узкий, то горочка, то низинка (язык вверх-вниз). Вдруг он увидел забор (Заборчик). За забором был дом с окошками (Окошко). В домике жил петушок, стали они жить вместе. Котенок помог петушку сделать ремонт, покрасил потолочек (Маляр, ладони на себя, от себя). Каждое утро они чистили зубы (Чистим зубки). Котик исправил часы (Язык вправо-влево). Петушок смолол зерно на мельнице (круговые движения языком). Потом они пошли кататься на качелях (язык вверх-вниз). Хитрая лиса решила украсть петушка. Стала она прыгать через забор (щелканье языком). Зайчик все это увидел и забил в барабан д-д-д… .

Биоэнергопластику можно использовать при изучении лексических тем. Например, тема «Фрукты. Труд взрослых в садах». Здесь мы даем артупражнения «Прогулка по саду» : Вкусное варенье, Вращательные движения ладонями по кругу,

Тарелка (Лопатка, ладони раскрыты, тыльной стороной вниз,

Фрукты (Орешек, правый кулак ритмично стучит по левой ладони и наоборот,

Режем яблоки (Качели, ладони прижаты друг к другу, имитируют движения резки ножом);

Перемешиваем варенье (вариант упражнения Часики, ладони влево-вправо);

Почистим зубки (ведущая рука имитирует захват и движения зубной щетки).

Коррекционно-развивающая работа с использованием метода Биоэнергопластики повышает мотивацию у детей к занятиям.

Б – это новый, интересный, эффективный и перспективный метод в логопедической работе.

Публикации по теме:

Аквагимнастика — здоровьесберегающая образовательная технология для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастаАквагимнастика — здоровьесберегающая образовательная технология для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут.

Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольниковЦветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников. Предлагаю вашему.

Факультативный курс по духовно-нравственному воспитанию младших школьников «Мы вместе» как здоровьесберегающая технологияФакультативный курс по духовно-нравственному воспитанию младших школьников «Мы вместе» как здоровьесберегающая технология Факультативный курс по духовно-нравственному воспитанию младших школьников «Мы вместе» как здоровьесберегающая технология в начальном образовании.

Консультация для воспитателей «Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста» Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста В настоящее время существенно повысились требования.

Здоровьесберегающая технология. Плавание в бассейнеЗдоровьесберегающая технология. Плавание в бассейне В этом году после ремонта у нас в саду возобновились занятия по физической культуре в бассейне, чему дети были необычайно рады. Плавание.

Мастер-класс для воспитателей и родителей «Технология «Сторисек» или «Мешок историй» в детском саду»Мастер-класс для воспитателей и родителей «Технология «Сторисек» или «Мешок историй» в детском саду» Цель: знакомство и овладение инновационной технологией речевого развития дошкольников. Ход мероприятия. «Что такое сторисек»? Метод «Сторисек»,.

Мастер-класс для воспитателей «Кейс-технология в ДОУ» Тема: «Кейс-технологии в дошкольном образовании» Шахова Н. Г. 1 слайд. Современный мир жизни задает особый ритм жизни. Поэтому воспитателю.

Технология проектной деятельности в детском саду. Консультация для воспитателей Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая.

Технология выполнения аппликации из соломы (Консультация для воспитателей) Последовательность выполнения аппликации. Аппликации из соломы могут быть нескольких видов: предметная, сюжетная и декоративная. В работе.

Здоровьесберегающая технология «Весёлые барабаны» в кружковой деятельности ДОУЗдоровьесберегающая технология «Весёлые барабаны» в кружковой деятельности ДОУ Развивая ребенка, важно предоставлять ему не только основное, но и дополнительное образование. Кружковая работа в ДОУ в соответствии с ФГОС.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для воспитателей «Биоэнергопластика — здоровьесберегающая технология в ДОУ»
Опубликовано: 17 января 2022 в 19:53
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для воспитателей «Биоэнергопластика — здоровьесберегающая технология в ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Брекотнина Светлана Ивановна (УИ 127685) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД