Татьяна Хлебникова
Мастер-класс для воспитателей по лепке с использованием нетрадиционных материалов
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Использования нетрадиционных материалов (глина, соленое тесто, фольга) для создания выразительного образа».
Участники: педагоги
Цель: Повышение педагогического мастерства и педагогической компетенции воспитателей через передачу творческих наработок, личного профессионального опыта педагога Хлебниковой Т. Ф. ЦЦР «Ромашка». Знакомство с методами и приемами лепки нетрадиционными материалами (глина, соленое тесто, фольга).
Публикация «Мастер-класс для воспитателей по лепке с использованием нетрадиционных материалов» размещена в разделах
- Лепка. Все материалы по лепке
- Лепка. Конспекты
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Задачами мастер-класса являются :
• Расширить представления о возможных формах и методах преподавания лепки с использованием нетрадиционных материалов.
• Создать условия для стимулирования творческих способностей и навыков.
• Познакомить педагогов с возможностью использования разных материалов при выполнении работ по лепке и передаче образа.
Влажный песок, глина, хлеб, мокрая бумага, пластилин - из всего этого, чуть поработав пальцами, можно что-нибудь слепить. Педагоги формируют отношения детей к событиям и явлениям реального мира, учат понимать форму, цвет, число, величину предметов, их пространственные соотношения, замечать характерные признаки предметов, понимать и определять сходство и различие, разнообразие форм. Создавая собственную маленькую скульптуру, ребенок непосредственно познает реальную действительность, поскольку скульптура, как и окружающий нас мир, трехмерна. Занимаясь лепкой, малыш изображает все стороны предмета, что невозможно в рисовании или аппликации. Чтобы научиться более точно передавать форму и строение предметов, ребенок должен обучаться многим техническим приемам лепки, способам передачи строения предметов. Задача взрослых - педагогов, воспитателей, родителей - облегчить этот путь изучения нового материала, помочь детям освоить основные приемы работы с ним, научить лепить знакомые предметы реального мира, выражать свое отношение к миру и его явлениям.
Лепка – это вид деятельности, где ребенок самостоятельно создает образ. По мере овладения выразительными средствами, лепка приобретает художественно-выразительный характер. Продуктом художественно-творческой деятельности является выразительный образ, который можно создать с помощью различных нетрадиционных техник и материалов. Лепка имеет ряд преимуществ перед другими видами деятельности:
• в лепке ребенок быстрее осваивает форму, создает образ и достигает более грамотного изображения, чем в других видах изобразительной деятельности – рисовании и аппликации;
• в лепке дошкольники легче осваивают пространство, легче решается проблема незаслоняемости пространства;
• свойства используемых материалов (пластичность) позволяют быстрее приходить к выразительному образу, легче освоить такие средства выразительности как динамика.
• в лепке ребенок быстрее приходит к изобразительному периоду в творчестве.
.
Активизацию интереса дошкольников к нетрадиционным техникам лепки, расширение их представлений о пластических материалах (их свойствах, отличительных особенностях, возможностях использования в лепке) может происходит в три этапа:
Методические рекомендации: человечек все время попадает в различные ситуации: захотел помочь куклам постирать одежду («Можно ли ему мочить руки? Почему нельзя?»). Захотел Глитечек побегать по лужам босиком («Почему это опасно для него? Что нужно сделать, чтоб не растаяли ножки)
1. Экспериментирование с различными пластическими материалами, направленное на развитие интереса к разнообразным пластическим материалам, художественным инструментам и инициирование поиска изобразительно-выразительных средств (обработка поверхности лепной формы при помощи различных художественных инструментов и вспомогательных материалов).
2. Экспериментирование с цветным пластилином и соленым тестом, направленное на расширение представлений о выразительных возможностях данных пластических материалов.
3. Игры с различными художественными и предметными материалами, направленные на экспериментирование, определение возможностей их использования для создания лепных образов.
Образовательная ситуация: введение игрового персонажа – человечка из соленого теста, фольги и глины. Рассмотрев его, дети придумывают имя – Глинчик, Мукосолик, Металик….
Методические рекомендации: человечки все время попадает в различные ситуации: захотел помочь куклам постирать одежду («Можно ли ему мочить руки? Почему нельзя?»). Захотел Глитечек побегать по лужам босиком («Почему это опасно для него? Что нужно сделать, чтоб не растаяли ножки) - так возникают проблемно – игровые и экспериментальные ситуации.
Но что значит для нас выразительный образ, само слово выражать говорит нам о передачи отношения лепящего к изображаемому предмету или объекту. И тогда нашей задача с вами увидеть и понять, в процессе нашего мастер-класса, как использование нетрадиционных техник влияет на формирование выразительного образа, а также приобрести необходимые навыки работы с фольгой, тестом и глиной.
Первый материал с которым я предлагаю вам познакомиться-это обыкновенная фольга, совсем мало она используется в работе с детьми.
Работа с этим материал позволяет детям приобрести и закрепить новый навык –поминание, которые позднее может с успехом применяться с другими материала.
Чтобы слепить собачку или человечка, вам не понадобятся чертежи. Какими бы разными ни казались фигурки, почти все они сделаны из одинаково квадратного кусочка фольги. Конечно паука или змею из квадрата не слепишь: здесь потребуются узкие ленты.
Итак, в руках у вас квадрат. Представьте мысленно будущую фигурку и прикиньте, далее надрываем край в двух местах, смотрите у нас уже получился человечек с поднятыми руками. Теперь слегка сомните фольгу с двух концов квадрата. Она стала податливой! Начинайте формировать ноги, руки, голову. Но при этом.
Совет первый: не стремитесь сразу намертво запрессовать фольгу. При желании ее можно очень сильно уплотнить и даже выгладить поверхность твердым предметом, но такие фигурки напоминают памятники. Лучше, если фольга останется крупно мятой. Не отвлекайтесь на мелкие детали, а подчеркните главное: знакомый силуэт, выразительную позу. Тогда фигурка будет казаться живой — несмотря на морщины и трещины.
Совет второй: сразу придайте фигурке нужную позу, поворот головы, положение рук и ног (и особенно хвоста) Уплотненная фольга уже плохо гнется.
Совет третий: иногда трудно бывает вылепить сразу все детали из одного куска фольги. Но можно лепить уши (и хвост) отдельно, а потом, проделав в нужных местах дырочки шилом, вставить их туда с помощью универсального клея.
Переходит к тестопластике- это универсальный материал для разных способов лепки. Если знать некоторые секреты. Тесто, замешанное на пшеничной муке, пластичное, но плохо держит форму и подходит для плоскостных композиций. А вот замешенное на ржаной муке при использовании определённых приемов лепки позволяет лепить выразительные фигурки животных.
МЫ с вами познакомимся с народной скульптурой из теста-Козулями.
Рецепт приготовления теста: вода (жизнь, сила, очищение, мука ржаная (здоровье, богатство, соль (оберег от всякой нечисти). Педагог демонстрирует приемы лепки «тетёрки». Народные правила лепки поморских козуль 1. За дело браться с чистой душой и лёгкими руками. 2. Бери в руки столько теста, сколько берёт твоя ладонь, и прячь в ней счастье, оно не любит выпирать. 3. Тесто должно быть без трещин, но со следами от ножа, чтобы счастье трещин не давало, а беда ножа боялась. 4. Сколько теста взял, всё на козулю пусти, счастье должно быть полным, не отдавай его никому.
Для информации. Козули – лепное печенье из «черной» (ржаной) муки, чаще всего в форме домашних животных, диких зверей, птиц. Козули известны, в основном, как рождественское или новогоднее печенье. Их изготовлением нередко занимались перед Рождеством или Крещением. Козули считаются наиболее древним видом печеного фигурного теста, восходящим к культовым фигуркам XII века. Имеется летописное свидетельство, что уже в то время наши предки лепили из теста фигурки быков и коров.
Педагог демонстрирует приемы лепки «тетёрки» :
-скатали комочек,
-вытянули верх головку,
-немного расплющили хвостик,
-взяли ножницы и сделали надрезы имитирующие перышки на хвосте и голове,
-на спинке разместили деток.
Считается, что козули, находящиеся в доме, охраняют его от злых духов. Поэтому изготовленные и выпеченные козули не съедают сразу и ни в коем случае не выбрасывают.
Вначале мы тесто помнем, чтобы тепло наших рук и души передать игрушкам и приступим к изготовлению «Оленя», а поможет нам в этом чудесная сказка:
«Родился как-то в лесу маленький беспомощный оленёнок. Только голову и туловище можно было разглядеть. (Разделить комочек на части, оттягивая голову)
Лежит он и понемногу вытягивает свои ножки. Задними потянулся, передними подвигал. (Выделить из куска 4 части для передних и задних ног)
Только слабенький еще не может встать. Травушка – муравушка сжалилась над маленьким олененком, умыла своей росой его ножки- развел он их в стороны. Выпрямил.
И Земля - матушка решила помочь малышу, силой своей поделиться, вдохнула в него туманом белым, и поднялся на ножки олененок (поставить поделку, поднять вверх часть для головы). Потянул свою шейку к Маме - оленихе, напоила она его теплым молочком. Окреп наш оленёнок. Поднял головку. (вытянуть часть для головы)
Стали пробиваться у него маленькие рожки (разрезать на 2 части вверху голову).
Растет наш олененок, сильным да смелым. С каждым годом рожки у него ветвятся (разрезать на части рожки). Год, два, три пролетело. Стал взрослым наш оленёнок. Уже и не оленёнок, а настоящий олень способный на помощь другу в беде прийти и от врага защитить - замечательные и выразительные олени у нас с вами получились.
И остался у нас с вами последний материал –глина.
Особенности работы с глиной.
Традиционно считается, что лучшим материалом для лепки в детском саду является глина. Предметы, вылепленные из нее, быстро высыхают, готовые изделия можно закалить до определенной степени твердости, а затем окрасить, покрыть росписью. Главное же состоит в том, что глина одноцветна и, работая с нею, ребенок основное внимание направляет на создание образа, пролепливание формы предмета в целом, в то время как при работе с детским цветным пластилином, окрашенным в активные цвета, дети зачастую лишь приближенно передают форму, удовлетворяясь яркостью цветового решения, цветовой выразительностью. Из глины и технического пластилина дети лепят с большей последовательностью и внимательнее следят за превращениями куска пластичного материала в готовый предмет.
Одним из достоинств глины является то, что она попадает ребенку в руки в том состоянии, которое позволяет сразу начать лепку.
Навыки, полученные при лепке из глины, могут быть легко перенесены на лепку из пластилина, а такие необходимые при работе с глиной приемы, как примазывание при соединении деталей, заделка трещин, почти не нужны при работе с пластилином.
Я предлагаю вам вылепить чудесные колокольчики по мотивам нашей «Романовской» игрушки. (Демонстрируется поэтапное изготовление колокольчика сопровождающееся голосовой инструкцией и исторической справкой)
Вот и подошёл к концу наш мастер-класс.
Большое вам спасибо за активное участие.