Татьяна Бутко
Мастер-класс для воспитателей «Игры и упражнения, способствующие развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Игры и упражнения, способствующие развитию фонематического слуха
у детей дошкольного возраста»
Цель: Обобщение и распространение личного педагогического опыта широкой аудитории воспитателей ДОУ
Задачи:
1. Создание условий для профессионального роста воспитателей.
2. Дать практические советы и рекомендации для создания условий формирования у детей фонематического слуха.
3. Помочь педагогам правильно организовать в условиях ДОУ игры по развитию фонематического восприятия.
Материал: игры на развитие фонематического слуха, буклеты.
Ход мастер-класса:
1. Теоретическая часть.
Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляю игры и упражнения, способствующие развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста.
Что такое фонематический слух?
Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Если речь ребенка после трех-четырех лет невнятная, ему трудно произносить слова, состоящие более чем из двух слогов, он заменяет или путает звуки в слогах, можно говорить о несформированности фонематического слуха.
Фонематический слух- это способность человека воспринимать на слух, различать и анализировать звуки речи.
Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой ребёнок просто не замечает, что он неправильно произносит звуки.
Зачем развивать фонематический слух?
В пять лет дошкольник должен научиться произносить все без исключения звуки правильно, слышать слоговое построение слова и точно воспроизводить его.
Нарушение норм произношения – это серьезный дефект, который в логопедической практике называется фонетико-фонематическим недоразвитием речи, может привести к трудностям в школе при изучении русского языка.
Как развить фонематический слух?
Работа воспитателей, логопеда, и родителя заключается в том, чтобы научить ребенка простейшим способам анализа слова:
• правильно ставить ударение;
• делить слова на слоги;
• понимать смысл и значение каждого звука в слове;
• выделять согласные и гласные звуки.
Что же помогает развитию фонематического слуха?
2. Практическая часть
Методика строится на последовательной отработке шести этапов:
1. узнавание неречевых звуков;
2. различение высоты, силы, тембра голоса, на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;
3. различение слов, близких по звуковому составу;
4. различение слогов;
5. различение звуков;
Первый этап: развитие слухового внимания и слуховой памяти на неречевых звуках.
На cамых первых занятиях можно предложить детям закрыть глазки и послушать звуки за окном: что шумит? (деревья, что гудит? (машина, кто кричит? (мальчик, кто разговаривает? (люди). Затем предлагается внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, соседней группы и т. д.
• Игра «Волшебные звуки». Вместе с ребенком наполните непрозрачные пластиковые контейнеры любыми «звучащими» материалами: крупой, металлическими скрепками, пуговицами. Нужно угадать по звуку, что внутри.
Игра «Солнце или дождик?» Сегодня мы пойдем гулять. Дождика нет. Погода хорошая, светит солнышко, и можно собирать цветы, а я буду звенеть бубном. Будем весело гулять под эти звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен. Услышав стук, должны бежать под зонтик. Слушайте внимательно!
«Угадай, что делать»
Ребенку дают в руки флажок. Если взрослый громко звенит погремушка, ребенок поднимает флажок вверх, если тихо - держит руки на коленях. Чередовать громкое и тихое звучание погремушки.
• Обычные «Жмурки» отлично подойдет для решения фонематических задач. Ребенку нужно двигаться на оговоренный звук, например, хлопки в ладоши или звон колокольчика.
• Игра «Что звучит?». Ребёнок закрывает глаза и угадывает звучание разнофактурных предметов из дерева, стекла, металла, бумаги.
• Интерактивная игра "Угадай инструмент" "Звуки кухни, ванной комнаты" (программа "Учимся говорить правильно")
Второй этап: учить ребенка различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.
Игра «Три медведя» с использованием драматизации. Взрослый рассказывает сказку «Три медведя», сопровождая свою речь показом иллюстраций. Произнося реплики то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом спрашивает: «Кто это говорит?». Малыш угадывает медведей. Спросите, например: «Что сказал Медведь, когда увидел, что его стул сдвинут?». Малыш, отвечая на вопросы, меняет соответственно высоту голоса. Взрослый должен следить, чтобы, подражая Мишутке, Медведице и Медведю, ребенок не говорил очень высоко (до писка) и очень низко (до хрипоты в голосе, т. е. чтобы повышал и понижал голос в доступных для него пределах.
- «Угадай, кто кричит?»
-"Кто позвал?"
-Проговаривание фразы с разной интонацией.
«Я котлеты жарила и не дожарила»
- Педагогам раздаются карточки с заданиями, как сказать эту фразу: возмущённо, удивлённо, грустно, весело, испуганно.
- Педагогам предлагается отгадать интонацию.
Третий этап: различение слова, близкие по звуковому составу.
• Игра «Запомни-разложи-назови» (квазиомонимы). Наклейте на картон картинки со словами, которые похожи по звучанию (кошка-мишка-мышка; лук-жук-сук; коза-коса-роса). Взрослый говорит слова, а ребёнок раскладывае картинки в нужном порядке и называет их.
• Игра «Исправь Незнайкины ошибки»
Слушайте внимательно и исправляйте ошибки.
Коса прыгнула через забор. (коза)
У коровы на голове ложки. (ложки)
Мама испекла вкусные бурки. (булки)
В магазине игрушек Никите купили юру. (юлу)
В зоопарке Мила видела раму. (ламу)
Четвертый этап: учим детей различать слоги, схожие по звучанию и произношению.
• Игра «Выйди вон». Задача ребенка – услышать, какой слог лишний в ряду. Например, ши-ши-ши-жи-ши. Услышав звонкий «жи», нужно хлопнуть.
Пятый этап очень важный этап – учим детей различать звуки.
Можно ввести понятие «звук», рассказав, что каждое слово состоит из нескольких звуков. Начинать нужно с дифференциации гласных звуков, затем с согласных.
• Игра «Поймай звук».
Договоритесь с ребенком, какой звук он должен узнать. Затем взрослый произносит подряд несколько звуков, а ребенок, услышав «свой» звук, хлопает в ладоши.
• Игра «Кто звучит?».(символы звуков)
Для развития фонематического слуха самые простые упражнения – это имитации. Например, нужно воспроизвести звуки : жужжание комарика (ж-ж-ж, рычание тигра (р-р-р, пение сквозняка или ветра (с-с-с).
Шестой этап – формирование у детей навыков элементарного звукового и слогового анализа.
Учим детей определять количество слогов в слове и отхлопывать двух и трёхсложные слова; выделять звук в слове и определять его место. Выполнять звуковой анализ слов.
(начало, середина и конец слова).
• Интерактивная игра «Ищем звуки со Смешариками»
Цель: формировать умение выделять звук в слове, находить место звука в слове.
• Игра «Облака»
Цель: формировать умение определять место звука в слове.
Оборудование: три облака, обозначающих начало, середину и конец слова; картинки на экране.
Ход игры : Я буду называть тебе слова со звуком [Р], а ты внимательно слушай. нажми на облака, где ты слышишь этот звук.
• «Мы с ребятами шагаем, части слова мы считаем, мы руками хлопаем и ногами топаем».
Прохлопать и протопать слова по индивидуальным картинкам)
Опыт, который приобретут дети в детском саду, намного облегчит их обучение в школе. Спасибо за внимание!