МААМ-картинки

Мастер-класс для воспитателей «Игры и упражнения, способствующие развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста»

Татьяна Бутко
Мастер-класс для воспитателей «Игры и упражнения, способствующие развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

«Игры и упражнения, способствующие развитию фонематического слуха

у детей дошкольного возраста»

Цель: Обобщение и распространение личного педагогического опыта широкой аудитории воспитателей ДОУ

Задачи:

1. Создание условий для профессионального роста воспитателей.

2. Дать практические советы и рекомендации для создания условий формирования у детей фонематического слуха.

Темочки:

3. Помочь педагогам правильно организовать в условиях ДОУ игры по развитию фонематического восприятия.

Материал: игры на развитие фонематического слуха, буклеты.

Ход мастер-класса :

1. Теоретическая часть.

Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляю игры и упражнения, способствующие развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста.

Что такое фонематический слух?

Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Если речь ребенка после трех-четырех лет невнятная, ему трудно произносить слова, состоящие более чем из двух слогов, он заменяет или путает звуки в слогах, можно говорить о несформированности фонематического слуха.

Фонематический слух- это способность человека воспринимать на слух, различать и анализировать звуки речи.

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой ребёнок просто не замечает, что он неправильно произносит звуки.

Зачем развивать фонематический слух?

В пять лет дошкольник должен научиться произносить все без исключения звуки правильно, слышать слоговое построение слова и точно воспроизводить его.

Нарушение норм произношения – это серьезный дефект, который в логопедической практике называется фонетико-фонематическим недоразвитием речи, может привести к трудностям в школе при изучении русского языка.

Как развить фонематический слух?

Работа воспитателей, логопеда, и родителя заключается в том, чтобы научить ребенка простейшим способам анализа слова :

• правильно ставить ударение;

• делить слова на слоги;

• понимать смысл и значение каждого звука в слове;

• выделять согласные и гласные звуки.

Что же помогает развитию фонематического слуха?

2. Практическая часть

Методика строится на последовательной отработке шести этапов:

1. узнавание неречевых звуков;

2. различение высоты, силы, тембра голоса, на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;

3. различение слов, близких по звуковому составу;

4. различение слогов;

5. различение звуков;

Первый этап: развитие слухового внимания и слуховой памяти на неречевых звуках.

На c амых первых занятиях можно предложить детям закрыть глазки и послушать звуки за окном: что шумит? (деревья, что гудит? (машина, кто кричит? (мальчик, кто разговаривает? (люди). Затем предлагается внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, соседней группы и т. д.

• Игра «Волшебные звуки». Вместе с ребенком наполните непрозрачные пластиковые контейнеры любыми «звучащими» материалами: крупой, металлическими скрепками, пуговицами. Нужно угадать по звуку, что внутри.

Игра «Солнце или дождик?» Сегодня мы пойдем гулять. Дождика нет. Погода хорошая, светит солнышко, и можно собирать цветы, а я буду звенеть бубном. Будем весело гулять под эти звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен. Услышав стук, должны бежать под зонтик. Слушайте внимательно!

«Угадай, что делать»

Ребенку дают в руки флажок. Если взрослый громко звенит погремушка, ребенок поднимает флажок вверх, если тихо - держит руки на коленях. Чередовать громкое и тихое звучание погремушки.

• Обычные «Жмурки» отлично подойдет для решения фонематических задач. Ребенку нужно двигаться на оговоренный звук, например, хлопки в ладоши или звон колокольчика.

• Игра «Что звучит?». Ребёнок закрывает глаза и угадывает звучание разнофактурных предметов из дерева, стекла, металла, бумаги.

• Интерактивная игра "Угадай инструмент" "Звуки кухни, ванной комнаты" (программа "Учимся говорить правильно")

Второй этап: учить ребенка различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

Игра «Три медведя» с использованием драматизации. Взрослый рассказывает сказку «Три медведя», сопровождая свою речь показом иллюстраций. Произнося реплики то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом спрашивает: «Кто это говорит?». Малыш угадывает медведей. Спросите, например: «Что сказал Медведь, когда увидел, что его стул сдвинут?». Малыш, отвечая на вопросы, меняет соответственно высоту голоса. Взрослый должен следить, чтобы, подражая Мишутке, Медведице и Медведю, ребенок не говорил очень высоко (до писка) и очень низко (до хрипоты в голосе, т. е. чтобы повышал и понижал голос в доступных для него пределах.

- «Угадай, кто кричит?»

-"Кто позвал?"

-Проговаривание фразы с разной интонацией.

«Я котлеты жарила и не дожарила»

- Педагогам раздаются карточки с заданиями, как сказать эту фразу: возмущённо, удивлённо, грустно, весело, испуганно.

- Педагогам предлагается отгадать интонацию.

Третий этап: различение слова, близкие по звуковому составу.

• Игра «Запомни-разложи-назови» (квазиомонимы). Наклейте на картон картинки со словами, которые похожи по звучанию (кошка-мишка-мышка; лук-жук-сук; коза-коса-роса). Взрослый говорит слова, а ребёнок раскладывае картинки в нужном порядке и называет их.

• Игра «Исправь Незнайкины ошибки»

Слушайте внимательно и исправляйте ошибки.

Коса прыгнула через забор. (коза)

У коровы на голове ложки. (ложки)

Мама испекла вкусные бурки. (булки)

В магазине игрушек Никите купили юру. (юлу)

В зоопарке Мила видела раму. (ламу)

Четвертый этап: учим детей различать слоги, схожие по звучанию и произношению.

• Игра «Выйди вон». Задача ребенка – услышать, какой слог лишний в ряду. Например, ши-ши-ши-жи-ши. Услышав звонкий «жи», нужно хлопнуть.

Пятый этап очень важный этап – учим детей различать звуки.

Можно ввести понятие «звук», рассказав, что каждое слово состоит из нескольких звуков. Начинать нужно с дифференциации гласных звуков, затем с согласных.

• Игра «Поймай звук».

Договоритесь с ребенком, какой звук он должен узнать. Затем взрослый произносит подряд несколько звуков, а ребенок, услышав «свой» звук, хлопает в ладоши.

• Игра «Кто звучит?».(символы звуков)

Для развития фонематического слуха самые простые упражнения – это имитации. Например, нужно воспроизвести звуки : жужжание комарика (ж-ж-ж, рычание тигра (р-р-р, пение сквозняка или ветра (с-с-с).

Шестой этап – формирование у детей навыков элементарного звукового и слогового анализа.

Учим детей определять количество слогов в слове и отхлопывать двух и трёхсложные слова; выделять звук в слове и определять его место. Выполнять звуковой анализ слов.

(начало, середина и конец слова).

• Интерактивная игра «Ищем звуки со Смешариками»

Цель: формировать умение выделять звук в слове, находить место звука в слове.

• Игра «Облака»

Цель: формировать умение определять место звука в слове.

Оборудование: три облака, обозначающих начало, середину и конец слова; картинки на экране.

Ход игры : Я буду называть тебе слова со звуком [Р], а ты внимательно слушай. нажми на облака, где ты слышишь этот звук.

• «Мы с ребятами шагаем, части слова мы считаем, мы руками хлопаем и ногами топаем».

Прохлопать и протопать слова по индивидуальным картинкам)

Опыт, который приобретут дети в детском саду, намного облегчит их обучение в школе. Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Дидактическая игра по речевому развитию и развитию фонематического слуха для дошкольников «Помоги Коту»Дидактическая игра по речевому развитию и развитию фонематического слуха для дошкольников «Помоги Коту» Цели игры: -развитие фонематического слуха детей -развитие речеслухового внимания -закрепление умения детей выделять звук в любой позиции.

Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Построим пирамиду»Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Построим пирамиду» Задачи: -Развивать у детей фонематический слух. -Совершенствовать умение делить слова на слоги, определять их количество. -Чётко произносить.

Игры на развитие фонематического слухаИгры на развитие фонематического слуха Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом. Этот навык лежит в.

Игры для развития фонематического слуха Основным компонентом восприятия речи является фонематический слух. Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для воспитателей «Игры и упражнения, способствующие развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 29 ноября 2024 в 10:30
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для воспитателей «Игры и упражнения, способствующие развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Бутко (УИ 455386) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
08 января 2025 среда
В 1851 году французский астроном Жан Бернар Леон Фуко доказал, что Земля вертится.
Праздник учрежден 8 января 1998 года Правительством Москвы в связи со столетием первого показа кино для детей.
09 января 2025 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД