Наташа Крамаренкуо
Мастер-класс для виртуальной гостиной «Повышение родительской компетентности в воспитании детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для виртуальной гостиной
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад "Сказка» общеразвивающего вида
с. Ездочное Чернянского района Белгородской области»
"Повышение родительской компетентности в воспитании детей"
(мастер-класс для педагогов в виртуальной гостиной)
Подготовили воспитатели :
Публикация «Мастер-класс для виртуальной гостиной „Повышение родительской компетентности в воспитании детей“» размещена в разделах
Крамаренко Наталья Анатольевна Бакарас Таисия Владимировна
Мастер-класс "Повышение родительской компетентности в воспитании детей"
Добрый день, уважаемые коллеги, мы рады приветствовать вас в нашей виртуальной гостиной. Сегодня мы постараемся выяснить, какую роль играет семья и любовь родителей в воспитании детей. Часто чтобы вырастить полноценного человека, культурную, социально зрелую личность, ребенку необходим родительский пример. Детям нужно чтобы вы делились с ними своим опытом, знаниями, а главное – добротой, лаской, вниманием, любовью. Мы убеждены в том, что каждый из нас искренне любит своих детей и обладает достаточной компетентностью в вопросах воспитания. В настоящее время родители включены в государственно - общественное управление образовательной организацией, они участники образовательных отношений и вместе с педагогом выстраивают индивидуальную образовательную траекторию ребёнка.
Родительская компетентность – это, прежде всего грамотность в вопросах образования, развития, воспитания своего ребенка.
Современные родители достаточно грамотные люди, в основном имеющие среднее специальное или высшее образование, свободно погружающиеся в мир литературы и интернета для получения разнообразной информации, касающейся развития, воспитания и образования детей. Поэтому помощь педагога в формировании родительской компетентности неоценима. Но при этом прямая помощь в качестве научения неприемлема. Поэтому следует говорить о взаимодействии, основными принципами которого являются:
- взаимоуважение и взаимодополнение;
- диалог;
- единство целей;
- координация усилий;
- сотворчество в воспитании.
Педагогу важно помочь родителям осознать свою роль и роль педагога в развитии и становлении ребенка, встать на путь взаимного дополнения. Для начала можно предложить родителям вспомнить себя детьми, как они ходили в детский сад, играли, учились, дружили, радовались, огорчались.
Очень важно включение родителей в жизнь ребенка в детском саду. Важно организовывать практикумы, в которых родители участвуют вместе с детьми в разнообразных видах деятельности. Прежде всего, в игровой форме. Веселые старты мы проводили ко дню семьи, участвовали и дети и родители, после праздника мы наградили всех участвующих, было очень интересно и весело. «Ездоченский разгуляй» -организовали игры с детьми и родителями. «Новогодняя мастерская» где родители вместе с детьми занимались изготовлением различных елочек, которые получились очень красивые и разнообразные. Такая деятельность помогает родителям увидеть своего ребенка в отличительной от домашней обстановки, поиграть вместе с ребенком, овладеть приемами игровой и образовательной деятельности, а затем перенести их в практику семейного воспитания.
Таким образом, сегодня через разнообразные формы взаимодействия педагог поддерживает родителей в их воспитательной практике, помогает осознанно, относится к родительству, воспитывать ребенка не интуитивно, а с полным осознанием собственной роли в его становлении, овладевать методами и приемами воспитания. А родители помогают педагогам лучше узнать детей и вместе выстроить индивидуальную траекторию развития каждого ребенка.
Практикум.
Сейчас я вам предлагаю проиллюстрировать часто встречающуюся модель отношений взрослых и детей. Двое родителей изображают родителя и ребёнка. Первый, чтобы показать, что он любящий и понимающий родитель, должен подняться на стул и протянуть руку ребенку. Второй, стоящий внизу должен ответить на этот жест. "Ребёнок" застывает, подняв лицо и вытянув руки вверх.
Удобно ли вам? Удобно ли ребёнку?
Исправьте ситуацию, чтобы было удобно и родителю и "ребёнку".
Вывод: Первая причина, которая мешает нам общаться с детьми, - это разные позиции, когда глаз не видно, и слов не слышно, и душевное тепло исчезает.
Практическое задание родителям "Загибаем лист" :
Вспомнит е, когда-нибудь вы ругали своих детей злобно, невыдержанно? Возьмите лист бумаги и при каждом сгибе листка вспоминайте негативное, сказанное в адрес ребенка.
А сейчас начинайте разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее, что вы говорили детям.
Вывод: Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним.
Давайте попробуем поставить себя на место ребенка, который очень часто страдает от нашего неосознания его как личности.
Упражнение "Ребенок статуя".
Цель: осознать права ребенка и принять их; нельзя принимать решение за ребенка.
Для этого упражнения нужен "доброволец", который будет играть роль ребенка. А сейчас мы вспомним, как общаемся со своими детьми.
1. Если ребенок капризничает, что ему говорим: "Не плачь, прекрати!". Значит, мы не позволяем ему свободно проявлять свои чувства (добровольцу завязывается область сердца).
2. Если ребенок без разрешения берет вещи, которые ему не положено брать, что мы говорим: "Не трогай!" (у добровольца завязываются руки)
3. Если ребенок разбегался, мешает Вам (нам, что мы говорим: "Не бегай!" (у добровольца связываются ноги)
4. Если взрослые разговаривают, а ребенок слушает их разговор, как мы реагируем: "Не слушай!" (добровольцу завязывают уши)
5. Если ребенок кричит, оглушая нас, мы говорим ему: "Не кричи!" (у добровольца завязывают рот)
А сейчас давайте спросим нашего ребенка, как он себя чувствует? Как Вы думаете, может ли ребенок развиваться в таком состоянии? После всего мы продолжаем "воспитывать" своих детей, читая нотации. А ведь ребенок в таком состоянии уже ничего не воспринимает. Он хочет одного: освободиться.
Представьте, что все чувства, испытанные вами – это душевная боль ребенка, когда мы ведем себя по отношению к нему таким образом.
Как помириться? (прижать ребенка к себе, говорить ласковые слова, поглаживать).
Мы обратились к ошибкам семейного воспитания, а теперь давайте рассмотрим наши достоинства, которых, я убеждена, намного больше.
Возьмите на столе листы бумаги с нарисованными на них солнышками.
В центре круга напишите свое имя. Теперь на каждом из пяти лучиков запишите ответ на вопрос: "Чем я согреваю своего ребенка, как я проявляю к нему свою любовь?" (Например, улыбкой, добротой, я часто обнимаю своего ребенка, зная как это важно для него).
Заключение.
Уважаемые коллеги, вы должны знать – нет готовых рецептов в воспитании, есть только советы, рекомендации. И только чуткие сердца ваши найдут правильное решение. Всего вам доброго, растите хороших людей, чтобы они жили с постоянным желанием приехать к вам или позвонить.