Дербенева Юлия
Мастер-класс для родителей «Звуковой анализ слов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1. Повысить педагогическую грамотность родителей (законных представителей) в методике проведения звукового анализа слов при обучении детей дошкольного возраста первоначальным навыкам чтения.
2. Заинтересовать родителей (законных представителей) актуальностью данной темы, привлечь к сотрудничеству.
Задачи:
Темочки:
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
• Актуализировать знания родителей (законных представителей) о значении звукового анализа в период обучения грамоте детей дошкольного возраста.
• Сформировать у родителей (законных представителей) представления о методике проведения звукового анализа в ДОУ.
• Познакомить с разнообразными дидактическими играми на совершенствование звукового анализа у детей дошкольного возраста.
Оборудование: Лист – основа с рисунком лисы для проведения звукового анализа (из дидактического материала к комплекту методической работы по обучению грамоте Журовой – Дуровой, кружочки красного, синего и зеленого цветов, памятки на каждого родителя.
1. Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.
При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.
Прочитать слово — значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, "живое" слово.
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, определение места звука в слове.
Уважаемые родители, помните:
Звук – мы слышим и произносим.
Буквы мы пишем и читаем.
Звуки бывают гласными и согласными.
Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.
Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
Гласных звуков шесть : А У О И Э Ы
Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука : Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.
Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.
Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим
Глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.
Звонкие звуки : Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.
Глухие звуки : К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,
Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.
Всегда твё рдые согласные: Ж, Ш, Ц.
Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.
Важно знать: Мы слышим и произносим звуки.
Видим и пишем буквы.
В русском языке все звуки делятся на гласные и согласные.
Во время выполнения зукового анализа пользуемся схемой.
1 шаг: Определяем, какой звук мы произнесли или услышали.
Как определить, какой звук – гласный или согласный?
Гласные звуки образуются только с помощью голоса (от слова «глас»).
При их произношении воздух изо рта выходит свободно, не встречая никакой преграды.
Обычно рот открыт, зубы и губы приоткрыты, язык спокойно лежит на дне ротовой полости.
Обозначаем их красной фишкой (маленький кружочек красного цвета).
В русском языке всего 6 гласных звуков :
А О У И Ы Э
Символ гласных звуков -открытые ворота.
Согласные звуки образуются при помощи голоса, шума.
ВАЖНО правильно произносить согласный звук - отрывисто, без гласного призвука [н], а не [нэ],
[с], а не [эс]!
При их произношении воздушная струя на своем пути обязательно встречает преграду:
-губы, если они сомкнуты,
(например, звуки [м][мь][б][п])
-зубы, если они закрыты, (например, звуки [с][з])
- язык, если он поднимается вверх (подниматься вверх может кончик языка –[л], его спинка [нь] или корень языка [х])
-может быть сразу несколько преград, например, зубы и язык –[ш].
Символ согласных звуков – закрытые ворота.
2 шаг: Если звук согласный, то определяем, звонкий он или глухой.
Как?
1 способ: Закрываем уши ладонями (не плотно) и протяжно произносим звук. Если в ушах слышится звон, то звук звонкий (символ колокольчик)
Если звона нет – звук глухой (символ перечеркнутый колокольчик)
2 способ: Тыльной стороной ладонь прикладываем к горлу и протяжно произносим звук. Если ладонью ощущаем вибрацию в горле - звук звонкий. Если нет – глухой.
3 шаг: если звук согласный, то определяем, мягкий он или твердый.
Как?
Только на слух. Несколько раз громко, отрывисто произносим звук. Можно произнести звук для ребенка с различным тембром: твердый звук произносим грубым голосом, а мягкий ласковым, нежным. Для сравнения можно привести пример парного твердого или мягкого звука, чтобы ребенок на слух мог понять отличия между звуками : Р и РЬ, или Д и ДЬ.
Мягкий звук обозначаем зеленой фишкой («мягкий, как зеленая травка», а твердый звук – синей фишкой («твердый, как синий лед»).
Вот примерный ход деятельности педагога с детьми на занятии по звуковому анализу слова.
2. Представьте, что вы – дети. Сейчас вы совместно с воспитателем проведете звуковой анализ слова. Вы можете на практике ознакомиться с той информацией, что звучала выше.
Для того, чтобы догадаться что нарисовано у нас на картинке (она находится к зрителям обратной стороной, необходимо отгадать загадку:
Говорят, она хитра,
Кур уносит со двора.
Но зато красавица –
Всем ребятам нравится! (ЛИСА)
Образец рассуждения ребенка при выполнении звуко - буквенного анализа слова ЛИСА.
1шаг. Произносим слово ЛИСА.
2 шаг – выполняем звуковой анализ слова.
1-ый звук в слове ЛИСА- [ль] (произносим так, чтобы нужный звук звучал протяжно). Он согласный, потому что при его произношении воздух встречает преграду-язык. Звонкий, мягкий. Обозначаем зеленой фишкой.
2-ой звук в слове ЛИСА. Он гласный, потому что при его произношении воздух изо рта выходит свободно, не встречая никакой преграды. Обозначаем красной фишкой.
3-й звук в слове ЛИСА – [с]. Он согласный, потому что воздух встречает преграду –зубы. Глухой, твердый. Обозначим синей фишкой.
4-й звук в слове ЛИСА – [а]. Он гласный, потому что при его произношении воздух выходит свободно, не встречая никакой преграды. Обозначаем красной фишкой.
Вот такую сложную работу со звуками выполняют на занятиях ваши дети.
Просим вас помочь им в этом труде. Для этого предлагаем вам несколько игр на лучшее усвоения звукового анализа.
«Подарки Аленке»
Аленке на день рождения подарили много игрушек, в названии которых есть звук [у]. Угадай, что ей могли подарить?
Вариант игры:
«Загрузи корабль» (машину, самолет и т. п.).
Корабль собирается в плавание. Он необыкновенный, перевозит грузы только такие, в названии которых есть звук [у]. Ребенок рисует нужные предметы на корабле.
«Найди общий звук»
Эта игра хорошо развивает внимание, развивает фонематический слух, формирует навык быстрого звукового анализа.
Взрослый произносит 3-4 слова, в которых есть изучаемый звук.
- Какой звук встречается во всех словах?
Чайник, очки, ключи.
Жаба, лыжи, жук.
Липа, лес, соль.
Попутно выясняем лексическое значение малознакомых и неизвестных слов. Просим детей придумать аналогичное задание.
Игры, помогающие определить место звука в слове.
«Звукоедик»
У Звуковичков есть страшный враг - Звукоедик. Он питается первыми звуками в словах (или последними).
. иван,. каф, сто., сту. и т. п.
Варианты игры:
1.1 Звукоедик попал в сад. Теперь он отгрызает первый или последний звук в названии фруктов.
1.2 Звукоедик в лесу. Исчезают звуки в названиях грибов, ягод, деревьев.
1.3 Звукоедик может попасть в огород, магазин, на улицу, в цирк и т. д.
Играем до тех пор, пока ребенок не научится легко выделять первый или последний звук в слове.
«Подарки зверюшкам»
Крокодил Гена был в Африке. И оттуда привез подарки. Каждому подарил такой предмет, название которого начинается с такого же звука, как и имя зверюшки.
Что подарил Гена волку? Лисе? Белке?
«Цепочка слов»
Игроки садятся в круг и по очереди говорят по одному слову, которые связываются «цепочку» : каждое следующее начинается с последнего звука предыдущего слова.
Варианты игры:
3.1 «Звуковое домино»
Играющим раздаются карточки с изображением разных предметов и 3 пустых. Дети выкладывают карточки так, чтобы они составили цепочку слов. Если нет карточки с изображением предмета, в названии которого есть нужный звук, то ребенок рисует этот предмет на пустом листочке.
3.2 Детям дается предметная картинка и альбомный лист. Ребенок рисует 5 предметов в определенной последовательности.
3.3 Незнайка решил поиграть в «Цепочку слов»
Он нарисовал: чайник - чашка – сахар – варенье - печенье. Почему он ошибся? Он сыграл по правилам?
«Кто больше?»
Придумать слова, в которых заданный звук был бы :
- в начале слова
- в середине
- в конце слова
«Подбери слова к схеме»
Материал: предметные картинки, листы бумаги, карточки.
У каждого картинка и 2 карточки, лист бумаги. Закрашенная клеточка обозначает место звука в слове.
Задание: к схеме подобрать карточки. Для активизации внимания используются слова - «ловушки», которые не подходят к данным схемам.
3. А теперь несколько советов тем родителям, кто самостоятельно обучает детей чтению.
Основные правила при обучении грамоте.
1. Не учите с ребенком алфавит. Учите буквы, называя их отрывисто, без гласного призвука.
2. Научите ребенка различать верх-низ, право-лево.
3. При изучении буквы обязательно внимательно рассмотрите её, пофантазируйте с ребенком, на что она похожа. Выделите её элементы (палочки - прямые, наклонные, круги, овалы, полуовалы, их расположение в пространстве (вверху, внизу, слева, справа). Выложите букву из палочек, веревочек, крупы, бусинок и т. д. Нарисуйте букву. Найдите такую букву среди букв разрезной азбуки, в любом тексте газеты, журнала, вывесках, магазинах и т. д.
Если ребенок не усвоит образ буквы, это впоследствии может привести к нарушению процесса чтения и письма. У него могут появиться ошибки при написании и чтении букв, схожих по написанию (а таких букв, особенно письменных, в русском языке много).
4. Самым трудным является обучение чтению открытого слога (когда на конце гласный звук) – МА. Нужно поставить указательный пальчик ребенка под первую букву, произнести 1-й звук протяжно [м-м-м] и тянуть его до тех пор, пока пальчик не придвинется ко второй букве - [а]. Обязательно спросите ребенка, что он услышал.
5. При записи слога или слова под диктовку нужно произнести его четко, выделить первый звук, обозначить его буквой. Произнести слово, выделить второй звук, обозначить его буквой и т. д. Каждый раз произносим слово так, чтобы ребенок услышал каждый звук, нужный звук произносим с большей силой, протяжно.
6. Чтобы определить количество слогов в слове, нужно подсчитать количество гласных звуков в слове - это самый надежный способ.
Надеемся, что подготовленные нами памятки будут востребованы вами при организации занятий с детьми дома.
Желаю Вам и Вашему ребенку успехов при обучении грамоте!