Курдяева Ольга Леонидовна
Мастер-класс для родителей «Волшебный мир мнемотехники»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса :
Ознакомление родителей с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста.
Задачи:
- познакомить с понятием «мнемотехника», раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами;
- дать рекомендации родителям по использованию мнемотаблиц при
заучивании текста.
Раздаточный материал: мнемотаблицы, тексты заданий, карандаши, бумага.
Темочки:
- Мастер-классы для родителей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Ход:
Уважаемые родители! Сегодня мне хотелось бы поделиться опытом работы с интересным методическим приёмом мнемотехники, который я использую в речевой работе с детьми логопедической группы.
Использование этого метода значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие памяти, внимания, образного мышления и конечно развитие речи.
Вспомните знакомую всем с детства мнемотехнику (просто тогда мы не знали, что это так называется) для запоминания цветов радуги: " Каждый охотник желает знать, где сидит фазан".
Для запоминания падежей русского языка – «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку» (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный).
В геометрии -«Биссектриса - это крыса» (бегает по углам и делит их пополам).
Основной “секрет” мнемотехники прост и всем известен – это ассоциация, т. е. связь нескольких образов. Вспомнив один образ, дошкольник вспоминает и все остальные образы! Нужно только научиться представлять образы и соединять их искусственной ассоциацией.
Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации.
На каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематически. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.
Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное. Такие карточки, схемы-опоры или мнемотаблицы очень эффективно используют логопеды, психологи, дефектологи.
Педагоги и родители, занимающиеся с детьми, также могут использовать мнемотаблицы при обучении пересказу и составлению рассказов, при загадывании загадок, при заучивании пословиц, поговорок и стихотворений наизусть.
С помощью мнемотехники можно решать следующие задачи:
• Развивать связную речь.
• Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи.
• Обучать детей правильному звукопроизношению.
• Развивать у детей сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
• Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.
Мнемотехника строится от простого к сложному
мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица.
Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.
Мнемодорожка – ряд картинок (3-5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения
Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т. п.)
Давайте рассмотрим мнемотаблицу для заучивания стихотворения Я. Аким «Хлеб».
На каждую строчку стихотворения создан свой мнемоквадрат, и, дети, имея перед глазами такую карточку-символ, быстро запоминают стихотворения и любые тексты.
- Следует выразительно прочесть стихотворение.
-Сообщаю, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз читаю стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
-Задаю вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль стихотворения.
-Выясняю, какие слова непонятны детям, объясняю их значение в доступной для детей форме.
-Читаю отдельно каждую строчку стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
-Дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
1 Прочтите пословицы с помощью мнемотаблицы :
Любишь кататься, люби и саночки возить
-А сейчас уважаемые родители я предлагаю вам самостоятельно поработать с мнемотехникой. Для этого перед вами листы бумаги и карандаши. Рисуем схематично.
2 Запишите пословицу в мнемодорожку :
Какая яблонька, такие и яблочки.
-С помощью этого метода можно работать с пересказом сказки, рассказа, любого текста. В заключение мастер-класса я хотела бы узнать ваше мнение о работе с методом мнемотехники.
Прием "Соберем урожай" :
Плод яблока - готов забрать с собой и использовать в своей деятельности.
Пожелтевший лист – то, что оказалось ненужным, бесполезным и что можно отправить в «мусор».
Яблоневый цвет – это то, что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своей работе. Что нужно еще додумать, доработать.
Объясните свой выбор.
- Спасибо за ваше внимание, используйте в семейном кругу этот волшебный метод для быстрого запоминания текста.