Татьяна Рябчук
Конспект занятия «Куклы наших предков»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия: Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, через изготовление традиционной народной куклы.
Задачи:
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
- совершенствовать навыки игрового взаимодействия
ОО «Речевое развитие»
- воспитывать у детей коммуникативную культуру:
умение вести разговор на заданную тему
- совершенствовать речь как средство общения
- формировать грамматический строй речи. Упражнять в образовании прилагательных. Обогащать словарный запас детей.
ОО «Познавательное развитие»
Публикация «Конспект занятия „Куклы наших предков“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Темочки
- содействовать развитию у детей устойчивости внимания в процессе выполнения последовательных заданий на наглядной и звуковой основе
-содействовать формированию у детей мотива
познавательной деятельности
ОО «Физическое развитие»
-воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
- образовательная: научить детей изготавливать народную куклу. Обогащать знания детей об истории возникновения и разнообразии народной куклы;
- развивающая: развивать у детей мелкую моторику рук, усидчивость, внимание, глазомер и умение работать с лоскутами ткани;
- воспитательная: воспитывать интерес к культуре своего народа и бережное отношение к кукле. Воспитывать эстетический вкус.
Предварительная работа
- посещение выставки «Куклы наших предков»,
- рассматривание альбомов «Русская народная игрушка»,
- чтение пословиц и поговорок о труде,
- изучение литературы по теме «Народная кукла», музыкальное сопровождение.
Материалы: Презентация на тему «Народная кукла», «Этапы изготовления куклы «На здоровье», льняные нитки, нить красного цвета, ножницы, кусочки цветной ткани, запись русской народной музыки.
В НОД использованы методы:
Наглядный, словесный, практический, игровой, использование ТСО, ИКТ
Приемы: художественное слово, рассматривание, демонстрации, беседа, рассказ воспитателя, показ способа действия.
Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Словарная работа: обрядовая кукла, обереговая кукла, тряпичная, льняная.
Ход НОД
1. Организационный момент.
(Дети рассаживаются на ковре полукругом возле воспитателя)
Приветствие:
Воспитатель:
Добрый день и добрый час,
Я очень рада видеть вас!
Здравствуйте, ребята.
2. Сообщение темы, целей НОД. Актуализация знаний.
Отгадайте загадку:
Расскажу ей сказку -
Она закроет глазки,
Поиграем - будем спать,
Уложу ее в кровать.
Что за милая игрушка:
Утром - дочка, днем - подружка?
(ответы детей).
- Правильно ребята – это кукла. Ребята, а вы любите играть в куклы? (Ответы детей). А вы знаете, что куклы могут быть не только для игры? Послушайте ребята сказку: Жила-была на свете девочка Василиса. Была у нее мама, которая очень любила свою дочку. Однажды мама сильно заболела, умирая, матушка позвала Василису и вручила ей куколку. «Береги куколку, она будет защищать тебя от злых людей, помогать тебе в хозяйстве, будет тебе подружкой»- сказала матушка. После смерти мамы, Василиса стала жить со злой мачехой. Тяжело ей было - мачеха постоянно ругала девочку, нагружала ее тяжелой домашней работой. Доставала тогда Василиса куколку и рассказывала ей о своем горе. Кукла ее выслушает, да скажет спать ложиться, а утром - все дела Василисы переделаны. Еще кукла учила девочку, как жить с мачехой, как уцелеть, как устроен мир, в котором Василиса живет. Стала кукла для Василисы и подружкой и оберегом.
- А что такое оберег? Как вы думаете? (Ответы детей). Обратите внимание на слово «Оберег» - оберегает. Оберег – это талисман, амулет, который спасает человека от опасностей, болезней, помогает в хозяйстве. Поэтому люди делали такие обереги сами. Часто в виде кукол. А теперь я предлагаю вам познакомиться поближе с такими оберегами.
3. Новый материал. (Показ презентации) Приложение №1
Жили в домах куклы домовые - оберегали домашний очаг и домашних животных. (слайд 1)
А разве огородная кукла пугало не оберег? Оберег, да еще какой! (слайд 2). Пугало оберегает огородные посевы от птиц и скота.
(Рассказ о кукле «Пеленашка») В старинной русской деревне крестьяне считали, что злые духи стараются всячески навредить беззащитным людям. Чтобы сбить злых духов с толку, спелёнутую куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она находилась до крещения ребёнка, чтобы принимать на себя все напасти, угрожавшие младенцу. Только после крещения кукла убиралась из колыбели. Куклу хранили в доме наравне с крестильной рубахой ребёнка. (слайд 3)
(Рассказ о кукле «Желанница») Это кукла, исполняющая желания. Такая подружка - кукла Желанница - была в деревне у каждой девушки. Когда куклу делали, с ней разговаривали, доверяли ей свои секреты и сокровенные желания. Желанница становилась для девушки чем – то вроде закадычной подружки. Показывать ее никому не следовало. Загадаешь, бывало, желание, наденешь в подарок кукле бусинку или ленточку завяжешь и зеркальце поднесешь к куколке: "Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни". А потом спрячешь свою подруженьку в укромное местечко до поры. Можете не верить, но все, что попросишь, исполнялось. (слайд 4)
(Рассказ о кукле «Утешница») Когда ребенок болеет, то он капризничает, плачет. Чтобы его успокоить, делалась кукла Утешница. Пока ребёнок болен и безутешен, кукла находилась у него. Кукла Утешница была не только оберегом, но еще и сладким гостинцем, т. к. на нее навешивались конфеты, бублики. (слайд 5) Как вы думаете, из чего все эти куклы сделаны? (ответы детей). Правильно из тряпок. Значит они какие? (ответы детей) (тряпичные)
-Была еще одна кукла-оберег, предназначалась она для самого близкого нам человека. Отгадайте загадки:
Человек живет на свете,
Дорог он и нужен детям,
Он один у них на век.
Кто же этот человек?
В каждом доме словно солнце!
Свет его во всех оконцах.
И его прекрасней нет.
Кто нам дарит этот свет?
(Мама)
(Дети отгадывают загадки).
-Правильно – мама. Ребята, а какие пословицы вы знаете о маме? («При солнышке тепло, а при матери –добро» и др.)
Д/игра «Какая мама?» Предложить детям охарактеризовать свою маму, отвечая на вопрос «Какая?» (добрая, нежная, ласковая, красивая, умная и т. д.). Спросить детей, знают ли они стихи о маме. Дети читают стихи.
4. Физминутка.
Дружно маме помогаем – пыль повсюду вытираем.
Мы белье теперь стираем, полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом и бегом за молоком.
Маму вечером встречаем, двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.
(дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Д/игра «Что мама делает?» Попросить детей ответить на вопрос «Что делает мама?» (работает, готовит еду, стирает, убирает квартиру, играет со мной, читает книжки, шьет, вяжет и т. д.).
(Рассказ о кукле «Шестиручка») Видите, как много дел делают наши мамы. А рук у мамы всего две. Вот в помощь хозяюшке-маме и существовала кукла-оберег Шестиручка (слайд 6) или еще ее называли «Филлиповка», так как делалась такая кукла на посиделках на Филлипов день-27 ноября. Считалось, что эта кукла оберегает мамины руки от усталости, травм, а также облегчает и скрашивает женский труд и превращает его в удовольствие, потому что вместо двух рук: «Сколько у нее рук?» Правильно шесть.
- Кукол оберегов существует огромное множество (благополучница, неразлучники, день и ночь, зайчик на пальчик, зернушка, счастье и т. д.) – все их и не перечислить, и все друг на друга не похожи. Чем они отличаются друг от друга? Что у них общее? (слайд 7)
- Ребята, а сейчас внимательно рассмотрите кукол, и скажите, чем отличаются старинные куклы от наших современных кукол?
(Ответы детей (Нет лица).
- Все эти куклы были безликие. По народным поверьям, кукла «с лицом» как бы обретала душу и тем самым могла стать опасной для малыша. Кукла «безликая» считалась предметом неодушевленным и не могла навредить ребенку. Эти куклы являлись оберегами, как для детей, так и для всего дома. Люди верили, что кукла – оберег отпугивает злых духов, недобрых людей, от болезней. Такие куклы были в каждой семье и относились к ним очень бережно, они передавались из поколения в поколение.
- Я думаю, у вас тоже есть дорогие люди, которых вы хотели бы уберечь от болезней, злых людей и плохих новостей. Есть такие родные? (ответы детей). Предлагаю отправиться в мастерскую и изготовить для своих близких куклу оберег от болезней «На Здоровье».
(Рассказ о кукле «На Здоровье») Целительная кукла "На Здоровье" делается только из льняных ниток, так как считается, что лён забирает болезнь на себя, помогает человеку поправиться. (слайд 8) Значит она какая? (льняная). Эта кукла ничем не украшается, делать её надо, думая о человеке, для которого это делается. Заплетая косу у куклы надо приговаривать: "На здоровье, на здоровье". При передаче человеку, для которого кукла делалась повторять: "На здоровье»
-Раньше долгими зимними вечерами прабабушки, бабушки, мамы топили печь, зажигали свечи, садились вокруг стола и мастерили кукол, пока игрушку собирали, пели песни, рассказывали сказки, а когда дети подрастали, они помогали родителям, а затем уже могли и сами мастерить. Я предлагаю вам расположиться поудобней, для вас будет звучать русская песня и мы будем под эту песню своими руками изготавливать куклу – оберег работу будем выполнять с любовью и теплотой.
-При изготовлении куклы вам может понадобиться помощь. Кого бы вы выбрали? (Детям предлагается объединиться в пары для помощи друг другу по желанию)
Практическая часть.
Этапы изготовления куклы представлены в презентации (приложение 2)
(Дети делают из ниток куклу, воспитатель помогает детям по мере необходимости).
Итог занятия. Рефлексия.
- Как называется кукла, которую мы сегодня научились изготавливать? Для чего она служила, какое было её назначение?
А какие вы еще запомнили названия кукол? Из чего их делали? Почему эти куклы были безлики?
- Все куклы получились красивые, одна краше другой. Молодцы ребята. Вы настоящие мастера и рукодельницы.