Ольга Никонова
Мастер-класс для родителей средней группы «Развитие интонационной стороны речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для родителей средней группы «Развитие интонационной стороны речи».
Цель: развивать интонационную сторону речи.
Задачи:
- учить отстукивать ритм;
-учиться слышать и видеть эмоции человека;
-учиться выделять голосом главное слово;
-развивать слуховое внимание;
Публикация «Мастер-класс для родителей средней группы „Развитие интонационной стороны речи“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
-учить выразительно читать стихотворения;
-учить слушать стихотворения.
-воспитывать умение общаться со сверстниками.
Беседа с родителями перед мастер-классом.
Взрослые не задумываются над выразительностью речи, они просто говорят правильно. Наша задача научить детей владеть голосом, интонацией.
Монотонная, невыразительная речь в начальной школе может привести к многочисленным ошибкам в расстановке знаков препинания во время диктантов, изложений, при чтении.
Начинаем обучать интонационной выразительности с 4 лет, разучивая стихи. Сначала взрослый берёт текст стиха, подчеркивает в каждой строчке главное слово, на которое падает логическое ударение. И читает ребёнку стих сразу с выражением, стараясь передать настроение автора. Умение выразительно читать стихи зависит от того, насколько ребенок поймет, прочувствует произведение.
Если вначале работать над запоминанием текста, а потом над выразительностью, ребенка придется переучивать, так как он приобретет привычку читать невыразительно. Не следует требовать полного запоминания стихотворения сразу. Для этого необходимо от 8 до 10 повторений, которые следует распределить в течение какого-то отрезка времени. Чтобы лучше запомнить, можно использовать приёмы мнемотехники – нарисовать картинки к содержанию текста.
Тема нашего мастер-класса – интонационная сторона речи. Интонация включает мелодику, ритм, темп, тембр и логическое ударение (М. А. Поваляева). Приёмы, которые будут представлены можно использовать дома.
Ритм – основа, на которую ложатся слова, предложения, интонация. Поэтому одно из заданий будет: «Повтори ритм». Важно уметь слышать и видеть эмоции человека, для того чтобы их выражать.
Мастер-класс «Развитие интонационной стороны речи».
Мы сегодня играем в артистов. Будем слушать и говорить как артисты. Они умеют повторять ритм. Поднимайте руку, кто будет первый. Слайд 2.
.
…
….
. —
.
Молодцы!
Ведущий: А сейчас мы послушаем наших артистов. Ночью в доме тишина. В небесах горит луна.
М. Мухин стихотворение Берестова: «Щенок»
Спит будильник.
Спит звонок.
Просыпается щенок.
Просыпается и лает-
Снов приятных нам желает.
-Баю-бай!
Баю-бай!-
Вот что значит этот лай.
Ведущий: Утро раннее у нас. Слушайте такой рассказ: (В. Берестов «Птица»)
Эля Климова: На рассвете птица-мать
Учит птенчика летать.
Уговаривает,
приговаривает:
-Вот ракета из металла,
А смотри, куда слетала,
И не испугалась!
Нет, мой мальчик, ты не птица!
Птица неба не боится.
А ну, лети!
Ведущий: Птенчик учится летать, а артист должен уметь выделить голосом в предложении «главное» слово. Слайды 3-6. Кто хочет? Я скажу предложение и выделю там главное слово, слушай внимательно, повтори предложение и тоже выдели там «главное» слово.
Маша идёт в школу.
У Коли новый мяч.
На улице сегодня холодно.
Мы приехали к бабушке!
Молодцы!
Продолжаем слушать наших артистов. Все торопятся, спешат, кроме черепашат.
В. Берестов: «Черепаха».
Марк Кононенко: Черепаха всех смешит,
Потому что не спешит.
И куда спешить тому,
Кто всегда в своём дому?
Все черепахи спокойные. Артисты узнают и покажут любое настроение. Рассмотрите всех человечков. Лица человечков выражают различные чувства. Какие? (Вместе называем.)
Попробуйте угадать: кто так говорит и покажите подходящего человечка (они у вас на столах).
Ах! Как Я люблю ходить в цирк!
ЭХ… Мой шарик лопнул…
Никому не дам свою машинку!
О! Корова летает! (слайд 7)
Ведущий: Посмотрите за углом. Там котеночек с клубком! В. Берестов «Котенок».
Савелий Смирнов: Если кто-то с места сдвинется,
На него котёнок кинется.
Если что-нибудь покатится,
За него котёнок схватится.
Прыг-скок! Цап-царап!
Не уйдёшь из наших лап!
Котенок не сидит на месте, и нам пора размяться. Речь с движением «Носики».
Мы немножко подвигались, а обезьянки делают зарядку с утра до вечера. Берестов : «Обезьяны».
Черный Костя : Лучшие качели-
Гибкие лианы!
Это с колыбели
Знают обезьяны.
Кто всегда качается,-
Да-да-да!
Тот не огорчается
Никогда!
Все Артисты голосом умеют выразить чувства. Слайды 8-13. Кто хочет?
Посмотри на картинку, догадайся, как воскликнет мальчик, если разбился чайник?
- (Ой) испуганно.
Забили гол в ворота!- Ура (радостно)
Просят убрать игрушки –У-У! (недовольно)
Устали и спать хотят –Ох (устало, тихо).
Рубит дрова – Ух (тяжело).
Нельзя детям брать спички! – Ай – яй - яй! (строго).
Ведущий: А если заяц не хочет выступать, как ему помочь? Берестов «Заяц-барабанщик»
Ширманов Ваня: За уши зайца
несут к барабану.
Заяц ворчит:
Барабанить не стану!
Нет настроения,
Нет обстановки,
Нет подготовки,
Не вижу морковки.
Заяц любит морковку. А булочки любят все. Колобок – это булочка. Вспомним, кто пугал Колобка и хотел его съесть. А говорили они разными голосами или одинаковыми? Каким голосом говорили… Слайды 14-18. Кто хочет?
Заяц говорил каким голосом? (Звонким, задорным, чистым голосом.)
А как говорил волк? (Грубым, низким голосом, с угрозой.)
Медведь? (Громким, низким, спокойным.)
Лиса? (Мягким, ласковым, хитрым.)
Мы с вами устали сидеть. Давайте с вами потанцуем, повеселимся. «Сороконожка».
Все мы любим смотреть на бегущих лошадей.
Сейчас послушаем Женю: стихотворение В. Берестова «Лошадка».
Женя Добросклонский: Но! – сказали мы лошадке
И помчались без оглядки.
Вьётся грива на ветру.
Вот и дом. Лошадка, тпру!
Фотограф к нам бежит скорей фотографировать зверей. (В. Берестов «С фотоаппаратом»)
Катя Амочкина: Нелегко снимать зверей!
Заяц просит: «Поскорей!»
Мышь пищит: боюсь немножко,
Что увидит снимок кошка».
«Уколю!- грозится ёж. -
Если снимка не пришлёшь!»
А сейчас: мамы поиграют в артистов. Слайд 19.
Прочтите фразу. Произнесите её столько раз, сколько в ней слов. Каждый раз, делая ударение только на одном – новом слове. Кто хочет?
Вы утром звонили?
1 2 3
Меняется ли смысл фразы?
Ты боишься собак?
1 2 3
Ведущий: Стоит на страже наш солдат и охраняет всех зверят. (А. Ахундова «Самый главный)
Зия Албаков:
-Кто в игрушках самый главный?
-Я, солдатик оловянный.
Я не плачу, не горюю.
Днём и ночью марширую,
А ещё могу стрелять
Из ружья и пушки,
Если кто-нибудь ломать
Вздумает игрушки.
Проверим, какие у нас внимательные артисты. Игра:«Бывает - не бывает». Слайд 20.
Бывает - подпрыгни, не бывает – стой спокойно.
-Корова летает.
– Лошадь выступает в цирке.
– Рыба бежит к реке.
–Курица даёт молоко.
–Петух кукарекает.
–Слон залез в нору.
–Лошадь спит в берлоге.
– Воробей чирикает.
– Собака ведёт мальчика на поводке.
- В холодильнике жарится яичница.
– Мальчики играют в футбол. Молодцы!
Если что-нибудь случится, нас спасает медсестрица. (В. Берестов «Лисица-медсестрица»)
Рита Клычева: Я - учёная лисица,
Медицинская сестрица,
Уважаемый больной,
Успокойтесь, - вы со мной!
Я с врачом детей лечу
В белом кабинете,
Чтобы смело шли к врачу
Маленькие дети!
Артисты всегда внимательно слушают. Игра: «Покажи большой или маленький» Слайд 21.
Если это маленькое - соедини ладошки вместе. Если большое, - разведи руки в стороны.
Муравей, птица, слон, бегемот, булавка, комната, капля, Божья коровка, дом, гусеница, муха, ванна, бассейн, пчела, монета, компьютер, кухня, мел, иголка, шкаф, конфета.
Молодцы!
А вечер когда наступает, медведица ласково сына качает. (В. Берестов «Медведица»)
Абрамова Даша: Медведица ласково сына качает.
Малыш веселится. Малыш не скучает.
Он думает, это смешная игра,
Не зная, что спать медвежатам пора.
А когда утро настает – все танцует и поет. «Мы – маленькие звезды». Танец взрослых с детьми.
Я думаю, что из нас получились хорошие артисты. Артистам полагаются призы. Можно использовать эти упражнения для развития интонационной стороны речи при заучивании стихов, ролей с ребенком.