Зоя Шипицына
Мастер-класс для родителей с детьми «Страна говорящих пальчиков»
▼ Скачать + Заказать документы
Работая в группе детей с нарушениями речи, я видела, как трудно дети выполняют действия с предметами, как неуклюже работают их руки и сколько сил они прилагают к выполнению, казалось бы,несложной работы. Я решила помочь моим ребятишкам, выполняя с ними постоянно пальчиковые игры и упражнения на развитие мелкой моторики. Я поставила перед собой следующие задачи:
1. Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры и упражнения;
2. Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;
Публикация «Мастер-класс для родителей с детьми „Страна говорящих пальчиков“» размещена в разделах
3. Дать знания родителям о значении пальчиковых игр через консультации, индивидуальные беседы и мастер - классы.
Сегодня я покажу вам часть того, что у меня получилось.
( Приглашаю детей в группу и читаю стихотворение:
Что за чудо - чудеса:
Раз рука и два рука!
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая,
И скажу вам, не тая,
Руки всем нужны, друзья!
(дети выполняют действия. согласно текста)Ребята, давайте поздороваемся с родителями руками.
(Дети складывают руки в дружеский "Привет", родители отвечают так же.
Предлагаю детям занять места за столами, напротив родителей.
-Ребята. мне сегодня приснился такой интересный сон, как будто я попала в "Страну говорящих пальчиков".Хотите. я расскажу свой сон? Слушайте. Эта страна находится на небольшом, очень красивом острове в море. И у них тоже есть детский сад, куда они спешат каждое утро. Давайте вначале познакомимся с пальчиками. Сели поудобнее и начинаем работать. Повторяйте за мной.
"ЗНАКОМСТВО"
(Дети сжимают пальцы в кулак, медленно разгибая по одному)
-Этот пальчик маленький,мизинчик удаленький.
Безымянный - кольцо носит,никогда его не бросит.
Ну а это - средний, длинный, он как раз посередине.
Этот - указательный, пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди пальцев самый сильный.
(в конце дети снова сжимают пальцы в кулак, но большой палец кладут сверху)
-Пальчики проснулись и здороваются друг с другом (гимнастика вместе с массажем)
" С добрым утром"
С добрым утром, глазки! Указательными пальцами сделать "бинокль"
Вы проснулись? и посмотреть в него, погладить глазки.
С добрым утром, ушки! ладонями поглаживать уши
Вы проснулись? приложить ладони к ушам "Чебурашка"
С добрым утром, ручки! поглаживать то одну, то другую руку
Вы проснулись? хлопки в ладоши
С добрым утром, ножки! поглаживание коленок
Вы проснулись? потопать ногами.
С добрым утром, солнце!
Мы- проснулись! поднять руки вверх, посмотреть на "солнце".
- И побежали пальчики в детский сад. Скоро завтрак и пальчики должны вымыть свои ручки.
" Моем руки"
Ах, вода, вода, вода! (ритмично потираем ладошками,имитируя "мытьё рук"
Будем чистыми всегда!
Брызги - влево, брызги - вправо! (пальцы сжать в кулачок,затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая воду)
Мокрым стало наше тело!
Полотенчиком пушистым вытрем ручки очень быстро! (энергичные движения,имитируют поочерёдное вытирание каждой руки полотенцем)
- А после завтрака у них занятие и знаете. чем они занимались? Делали для кукол конфетку"Сникерс".Я покажу как и мы тоже сделаем.
(Дети берут целую палочку пластилина и вдавливают в него разные семена. Это упражнение дети выполняли и родители).
- А потом у них было физкультурное занятие - они мерялись силой. Для этого пальчикам нужно быть сильными, терпеливыми и выносливыми.
" Самомассаж "Гусёнок"(дети поочерёдно захватывают прищепкой фаланги пальцев)
-Вот проснулся. встал гусёнок, пальцы щиплет он спросонок.
Дай,хозяйка, корма мне раньше,чем моей семье.
-А потом пальчики побежали на прогулку.
"Прогулка"
(При выполнении этого упражнения дети сидят за столами и ритмично,поочерёдно,скачками, согласно текста двигают по поверхности стола от себя к его противоположному краю прямые пальцы обеих рук).
Пошли пальчики гулять,
(Пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу)
А вторые - догонять,
(Ритмичные движения по столу указательных пальцев).
Третьи пальчики- бегом,
Движение средних пальцев в быстром темпе)
А четвёртые - пешком.
(Медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола).
Пятый пальчик поскакал
(Ритмическое касание поверхности стола мизинчиками)
И в конце пути упал!
(Стук кулаками по поверхности стола)
- Ребята,а какое у нас сейчас время года? Правильно, весна. А весной часто идёт дождь.
" Вышел дождик на прогулку"
Вышел дождик на прогулку (Пальчики идут по столу)
Он бежит по переулку, (Загибают пальчики поочерёдно)
Барабанит по окошку,
Разбудил большую кошку,
Вымыл зонтики прохожих,
Крыши дождик вымыл тоже.
Сразу мокрым город стал (Трясут кистями рук)
Дождик кончился - устал! (Кладут ладони на стол и переворачивают).
-Но пальчики не расстроились. Они надели галоши и пошли гулять по лужам.
(Дети "Обувают" указательные пальцы в крышки от бутылок маршируют по столу)
"Крышки"
Галоши пальчики обули, смело в них вперёд шагнули.
И пошли по переулку на весёлую прогулку.
- Дождь кончился и пальчики стали играть в футбол.
" Футбол"
Пальчики в футбол играют, (Пошевелить всеми пальцами в воздухе)
Все друг друга обгоняют,Все бегом. вприпрыжку, вскачь
(Барабанить поочерёдно,быстро пальцами по столу)
Все хотят ударить мяч.
Каждый забивает гол, (Пальцы поочерёдно " забивают гол")
Хорошо играть в футбол! (Показывают большой палец).
-А потом на клумбе пальчики увидели насекомых и стали за ними наблюдать. А кого увидели пальчики, мы сейчас узнаем.
" Прилетали к нам вчера"
Прилетала к нам вчера (На каждое название насекомого дети загибают
Полосатая пчела. пальчики)
А за нею шмель -шмелёк
И весёлый мотылёк.
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза (Делают кружочки из пальчиков)
Пожужали,полетали (Машут кистями)
от усталости - упали! (Роняют руки на стол).
-Прогулка закончилась и пальчики поспешили в группу. Вымыли руки и уселись обедать.
А ведь " Без хлеба - нет обеда"
" Хлебушек"
Вот он хлебушек душистый (Руками показывают на стол)
Вот он тёплый, золотистый! (Дуют на ладони и трясут кистями)
В каждый дом,
На каждый стол.
Он пожаловал, пришёл! (Из обеих рук делают крышу)
В нём здоровье наше, сила,
(гладят живот, руки к плечам)
В нём чудесное тепло (Гладят щёчки)
Сколько рук его растило, охраняло,берегло! (Считают пальчики).
- Пришло время дневного сна и пальчики стали укладываться спать.
"Пальчики ложатся спать"
(Поочерёдно загибать пальчики, начиная с большого).
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик -прыг в кровать,
этот пальчик - прикорнул,
Этот пальчик уж заснул,
Ну а этот долго спал,
А потом будить всех стал.
(Ритмично сжимать и разжимать пальцы).
Встали пальчики. Ура!
Нам играть уже пора! (Хлопки в ладоши)
-Ребята, а после сна у пальчиков начинается очень весё лая деятельность: они ходят на ходулях,как настоящие циркачи, а вы хотите попробывать?
Упражнение"Ходули"
(С помощью двух палочек изобразить. как передвигаются на ходулях.
Человечек не скучает, по тропиночке шагает,
Одной ножкой топ - топ,
Другой ножкой топ -топ!.
- А ещё к ним приходит Фея и творит волшебство. Закрывайте глазки.
(Воспитатель раскладывает на столы мешочки с разными семенами и крупами; дети на ощупь определяют, что у них в мешочке)
-Пальчики такие любознательные,где они только не побывали,что только они не повидали!
Многое узнали и многому научились. Теперь они могут показать всё,что захотят, даже сказку, как настоящие артисты. Давайте и мы с вами покажем и расскажем сказку"Курочка - Ряба" руками
Сказка: " Курочка - Ряба"
-Жили- были дед (Двумя руками показываем бороду сверху вниз)
И баба (Завязываем под подбородком уголки платочка)
И была у них курочка -Ряба. (Сложить руки к груди и надуть щёки)
Снесла курочка яичко (Округлить пальцы и соединить их кончики)
Да не простое, а золотое (Зажимаем и разжимаем пальцы)
Дед бил - не разбил (Стучит кулачком по "Яичку"-не разбил,
Баба била- не разбила (Стучит по яичку)
Мышка бежала (Согнуть средний и безымянный пальцы,упереть в большой, а мизинец и указательный подогнуть,изображая ушки)
Хвостиком задела (Левую руку отвести назад,помахать)
Яичко упало и разбилось (Соединить большой и указательный пальцы,опустить руки вниз).
Дед плачет (Показать бороду,
Баба плачет (Показать платочек,
А курочка кудахчет (Нахохлиться,локти в сторону) :
Не плачь,дед (Показать бороду,
Не плачь, баба (Показать платочек,
Я снесу вам яичко (Соединить указательный и большой пальцы,
не золотое, а простое (Показать большой круг, а потом маленький)
Тут и сказке конец (Развести руки в стороны,
А кто слушал - молодец (Руки к ушам и сложить на груди).
- А потом наступил вечер и пальчики разошлись по домам. Дома их ждала семья. Пусть ваши пальчики расскажут,кто есть в вашей семье.
" Семья"
Этот пальчик - дедушка (большой)
Этот пальчик - бабушка (указательный,
Этот пальчик - папочка (средний,
этот пальчик - мамочка (безымянный,
Этот пальчик -я (мизинец,
Вот и вся моя семья! (хлопки в ладоши).
-Ребята. интересный сон мне приснился? А вам понравилось, как мы с вами работали? А родителям?Спасибо вам за работу, ну а теперь мы пойдём по домам. Мамы. вы можете задать любой вопрос. А в заключении я хочу сказать: "Нам две руки природою даны,
И обе драгоценны и нужны. "