Мария Копцева
Мастер-класс для родителей «Речевые игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для родителей «Речевые игры»
Цель: оказание практической помощи родителям в овладении игровыми способами обучения, начиная от артикуляционной гимнастики и заканчивая развитием связной речи.
Задачи:
• повышать уровень педагогической компетенции родителей в вопросах речевого развития детей;
• познакомить с понятием артикуляционная гимнастика;
• научить выполнять специальные упражнения для тренировки периферического отдела речевого аппарата;
• показать некоторые примеры речевых игр;
Публикация «Мастер-класс для родителей „Речевые игры“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Мастер-классы для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
• рассказать об эффективности игровых способов обучения.
Оборудование:
Индивидуальные зеркала, ватные диски, картинный материал.
В настоящее время вся информация преподносится детям в игровой форме. К примеру, чтобы познакомить ребенка с многообразием овощей и фруктов, мы предлагаем ему отправиться с Бабушкой и Дедушкой на огород и посмотреть насколько выросла репка, и поспел урожай. Также, мы можем совершить путешествие в лес, чтобы узнать какие дикие животные обитают в лесной чаще и послушать как они разговаривают и т. д. Эти и многие другие прогулки нам помогут осуществить разнообразные пособия, книги и дидактические игры. Ведь главное - это вызвать у ребенка заинтересованность и желание познавать новое. Мы хотим показать Вам, как сделать занятия с детьми ненавязчивыми и необычайно увлекательными с помощью игры.
Начальным этапом в наших занятиях является подготовка органов артикуляции и дыхания к речевой нагрузке. Мы будем двигаться от простого к более сложному. Итак, первый шаг - это артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения. Рассмотрим эти аспекты более детально. (Слайд 3)
1. Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения для тренировки органов, участвующих в образовании звуков речи: языка, губ, щек, нижней челюсти. Условно все упражнения можно разделить на три группы: одни помогают улучшить подвижность и согласовать работу органов речи, другие – увеличить силу их движений и третьи – «приучить» язык, губы и нижнюю челюсть к определенному положению, которое они должны занять для правильного произношения того или иного звука.
Для постановки каждого звука существует набор специальных артикуляционных упражнений. К примеру, давайте выполним упражнения для постановки шипящего звука Ш. Для этого нам необходимо зеркало и ватный диск. (Используем раздаточный материал со списком артикуляционных упражнений на постановку звука Ш, индивидуальное зеркало и ватные диски) Выполняем упражнения по подражанию.
• Упр. Улыбка (широко разводим уголки губ (зубы не видны)
• Упр. Заборчик (широко разводим уголки губ, обнажив сомкнутые зубы)
• Упр. Окошечко (широко открыть рот-«жарко», закрыть рот-«холодно»)(Слайд 4)
• Упр. Блинчик (улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу)
• Упр. Лопаточка (положить язык на нижнюю губу, делать языком копательные движения) (Слайд 5)
• Упр. Чашечка (улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки»)
• Упр. Парашютик (на кончик носа положить ватку, широким языком в форме «чашечки», прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх) (Слайд 6)
Следующей важной задачей является подготовка органов дыхания. В артикуляционной гимнастике мы уже увидели одно из упражнений, направленных на выработку воздушной струи для звука Ш и мы с Вами выполним следующие дыхательные упражнения. Выработка правильного дыхания необходима нам не только для постановки определенных звуков, но для произнесения слов на одном выдохе и более сложных конструкций. (Слайд 7)
Давайте сделаем с вами некоторые из этих упражнений:
• Ежик
Сделайте с малышом несколько ритмичных и коротких вдохов и выдохов, изображая, как бежит и пыхтит маленький ежик.
• Часики
Предложите малышу резко произнести: «Тик», чтобы живот подтянулся к спине. Произнося: «Так», нужно выдыхать спокойно, не спеша, чтобы мышцы живота расслабились.
• Ветерок
Ребенок, вдыхая носом, плавно отводит плечи назад, соединяя лопатки. Затем вытягивает губы трубочкой и медленно выпускает через нее воздух тонкой струйкой, расслабляя плечи.
2. Постановка изолированного звука Ш. Как мы знаем моторика тесно связана с речью. Поэтому облегчить процесс постановки и автоматизации звуков можно при помощи фонетической ритмики. Что это такое? Фонетическая ритмика – это система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). (Слайд 8)
Фонетическую ритмику можно включать в занятия как отдельную подвижную игру, а также подкреплять стимульным материалом: игрушками или картинками. Например, помогаем змейке Шуше доползти до огорода или сада. Пока мы выполняем соответствующее звуку Ш движение кистью руки или игрушкой, то одновременно шипим как змея, произнося изолированный звук Ш-Ш-Ш…
Если ребенок уже в полной мере овладел умением произносить тот или иной звук в изолированном виде, то начинается работа по автоматизации звука в речи.
3. На этом этапе мы переходим от постановки и автоматизации звука к развитию связной речи. Здесь на первый план выступает познавательное развитие, однако от сюжета мы не отклоняемся. Для следующих речевых игр нам необходимы либо картинки с изображениями фруктов, овощей и героев игры, либо муляжи или даже реальные объекты, которые можно потрогать, понюхать, попробовать.
Наша змейка Шуша отправилась в гости к героям сказки репка. Бабушке и дедушке нужна помощь змейки в сборе урожая. Давайте посмотрим и назовем, что растет у деда с бабкой на огороде и в саду. Для этой игры нам понадобятся 2 корзинки или 2 кастрюли, это могут быть картинки с данными предметами или настоящие корзинки/кастрюли. В одну емкость мы сложим все фрукты, в другую – овощи. Проделывая данные манипуляции с предметами, мы сопровождаем действия речью, то есть составляем предложения по заданному образцу. (Слайд 9,10)
Образец: Это морковь. Она растет на огороде, на грядке. Морковь – это овощ.
Это апельсин. Апельсин растет в саду, на дереве. Апельсин – это фрукт и т. д
Далее, мы можем помочь хозяевам сделать сок из фруктов и овощей. Но для этого посчитаем весь собранный урожай. Например, посчитаем сколько мы собрали груш. Главное наша задача не просто назвать цифры, а работать над порядковым счетом и развивать у ребенка умение согласовывать существительное “груша” с числительными, то есть с цифрами. Выкладываем наш урожай груш в один ряд, достаем цифры и раскладываем их под грушами по порядку. (Слайд 11)
Образец: Одна груша, две груши, три груши, четыре груши, пять груш и тд.
Настало время делать сок! Эта игра способствует овладению ребенком навыком словообразования прилагательных. Здесь нам так же понадобятся картинки или предметы. Мы будем класть фрукты и овощи в стаканчики, составляя словосочетания. (Слайд 12)
Образец: Сок из винограда - виноградный сок. Сок из моркови – морковный сок.
Чтобы подвести итоги занятия, а также закрепить и обобщить все полученные знания, мы можем составить описательные рассказы про фрукты и овощи. Далее я покажу схему, на которую нужно опираться при составлении рассказа. (Слайд 13)
Таким образом, за сегодняшний мастер-класс мы познакомились со всеми этапами становления речи: от произнесения изолированных звуков до составления целого текста и узнали о том, как интерпретировать обычные задания в увлекательные игры, способствующие развитию речи ребенка.