Инна Лебедева
Мастер-класс для родителей «Развитие произвольной саморегуляции у старших дошкольников»
▼ Скачать +Заказ
Цель: Повышение психологической компетенции и формирование практических навыков родителей по данной теме.
Задачи:
• Установить партнерские отношения с родителями дошкольников;
• Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
Публикация «Мастер-класс для родителей „Развитие произвольной саморегуляции у старших дошкольников“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
• Активизировать и обогатить теоретические знания, практические навыки и умения родителей по вопросу «Развитие произвольной саморегуляции у дошкольников»;
• Нормализация детско-родительских отношений.
Оборудование: Компьютер, интерактивная доска, канат, мяч, обруч.
Ход мероприятия:
1. Приветствие
Здравствуйте, уважаемые родители. Очень рада вас видеть. Сегодня мы с вами поговорим, о становлении и развитии саморегуляции у старших дошкольников. Я расскажу и вместе с вами мы поиграем в игры, которые помогут детям научится управлять своим поведением и эмоциями.
(Слайд 1)
2. Упражнение «Саморегуляция это – …»
Давайте сначала с вами поговорим, что же такое саморегуляция, что обозначает этот термин. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Саморегуляция это ….
Теперь посмотрим какое определение дают психологи.
(Слайд 2)
Саморегуляция – способность человека осознанно регулировать различные психические процессы и состояния.
Развитие у ребенка старшего дошкольного возраста произвольности является одним из основных показателей готовности к школе. Если у ребенка недостаточно сформирована саморегуляция, он плохо включается в процесс обучения, что при нормальном уровне интеллектуального развития может привести к отставанию в освоении школьной программы. Поэтому развитию саморегуляции необходимо уделять особое внимание.
3. Способы развития произвольной саморегуляции.
(Слайд 3)
Существуют разные способы и приемы для развития саморегуляции : аутотренинг, дыхательная гимнастика, релаксация и игры с правилами. Об этих играх мы сегодня поговорим и конечно поиграем.
4. Игры с правилами
(Слайд 4)
Выдающийся педагог Выгодский назвал игру – школой произвольного поведения. Следуя правилам игры, ребенок подчиняет свое импульсивное поведение заданным правилам. Как вы знаете игр с правилами довольно много, мне хочется выделить категории игр, которые будут наиболее эффективны при развитии саморегуляции у старших дошкольников.
(Слайд 5)
5. Игры на развитие координации движения, умения управлять своим телом.
(Слайд 6)
Развитие координации движения у детей предполагает не только совершенствование выполняемых ребенком движений. Это, прежде всего, согласованное взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга ребенка, создающих благоприятные условия для координированной работы центральной нервной системы в целом. Именно поэтому развитие координации движений у детей является очень важной задачей. На слайде представлены игры, которые направлены на развитие координации движения. Мы с вами сейчас поиграем в игру, которая называется «Надоедливая муха»
6. Игра «Надоедливая муха»
(Слайд 7)
Представьте, что вы сидите на пляже, солнышко вас пригревает и шевелится вам совсем не хочется. Вдруг прилетела муха и села вам на лоб. Чтобы прогнать муху, пошевелите бровями. Теперь муха кружится вокруг глаз – поморгайте глазами. Перелетела на щеку, затем на другую – подвигайте губами, надуйте щеки. Уселась на подбородок – подвигайте челюстью. и т. д.
7. Игра «Скалолаз»
(Слайд 8)
Следующая игра называется «Скалолаз». Возле стены лежит канат, это будет край скалы, по которому альпинисту нужно будет пройти, держась за стену руками. При этом передвигаться он должен таким образом, что отрывать он может только одну опору, а три остальные должны быть зафиксированы. Опоры это две ноги и две руки. В роли скалолаза могут побывать несколько родителей.
8. Игры на развитие межполушарного взаимодействия.
(Слайд 9)
Следующий блок игр направлен на развитие межполушарного взаимодействия. Как вы знаете мозг человека состоит из двух полушарий, и каждое из них выполняет свои особые функции. Левое отвечает за речь, логику, анализ, математические способности. Правое – за восприятие информации на слух, планирование, креативность, образное мышление. Для слаженной работы мозга необходимо взаимодействие полушарий, оно напрямую влияет на обучаемость дошкольника, уровень его достижений и успех во всех видах деятельности.
9. Игра «Считалочка-бормоталочка»
(Слайд 10)
Мы с вами поиграем в игру, которая называется «Считалочка – бормоталочка».
Суть этой игры заключается в том, что одну и ту же фразу нужно будет произносить несколько раз и одновременно с этим выполнять хлопки руками. Фраза: «Ехал Грека через реку.»
• Ехал Грека через (хлопок).
• Ехал Грека (хлопок) (хлопок).
• Ехал (хлопок) (хлопок) (хлопок).
• (Хлопок) (хлопок) (хлопок) (хлопок).
Давайте вместе в эту игру поиграем.
10. Игра «Дирижер»
Еще одна игра, которая направлена на развитие межполушарного взаимодействия, называется «Дирижер».
(Слайд 11)
Перед вами таблица с буквами, а внизу обозначение движения рук. Нужно проговорить каждую букву верхней строчки и одновременно выполнить определенной рукой (правой или левой) обозначенные действия. Упражнения выполняется слева направо, потом наоборот справа- налево. Давайте вместе с вами подирижируем.
11. Игры на переключения.
Следующий блок игр направлен на переключения внимания.
(Слайд 12)
Переключение внимания представляет собой процесс осознанного переноса внимания с одного объекта или занятия на другой. У детей навык требует активного развития, так как умение переключаться с игр на выполнения разных заданий и включаться в работу после перерыва чрезвычайно влияет на успех в работе и интеллект ребенка. Навык помогает детям сосредотачиваться на важных делах и забывать на время про игры и развлечения.
12. Игра «Транспорт»
(Слайд 13)
Мы с вами поиграем в игру, которая называется «Транспорт». Суть этой игры заключается в том, что Ведущий называет разные виды транспорта, а дети в зависимости от названия выполняют разные движения. Если ведущий скажет автобус, то все участники будут передавать мяч впереди по кругу, по часовой стрелке. Если ведущий скажет поезд, то мяч будут передавать за спиной, по часовой стрелке. Если ведущий скажет корабль, то мяч будут передавать по часовой стрелке через ногу. Если ведущий скажет самолет, то мяч нужно передавать на вытянутых руках сверху по часовой стрелке.
13. Игры на развитие внимания
Следующий блок игр направлен на развитие внимания у детей.
(Слайд 14)
Внимание – это процесс сознательного или бессознательного выбора одной информации, поступающей через органы чувств и игнорирование другой. Развитое внимание, несомненно, является основой успешной познавательной и учебной деятельности. Особенности внимания ребенка, влияют и на развитие его социальных навыков, создают предпосылку для развития формирующейся личности.
14. Красно-синяя таблица
(Слайд 15)
Мы с вами поиграем в игру «Красно-синяя таблица». На таблице представлены числа от 1 до 10 в красном и синем цвете. Нужно будет назвать и показать числа разными способами:
• Назовите и покажите цифры красного цвета от 1 до 10;
• Назовите и покажите цифры синего цвета от 1 до 10;
• Назовите и покажите цифры красного цвета от 10 до 1;
• Назовите и покажите цифры синего цвета от 10 до 1;
15. Игры со «стоп-сигналом»
(Слайд 16)
Еще один блок называется «Игры со стоп-сигналом». Эти игры очень полезны для развития саморегуляции, так как детям в них приходится быть внимательными и преодолевать двигательный автоматизм, контролируя свои действия. Мы с вами поиграем в игру, которая называется «Сова»
16. Игра «Сова»
(Слайд 17)
Ход игры: С помощью считалочки выбирается водящий – сова. Остальные участники будут изображать мышек. По команде педагога «День» сова садится в гнездо (обруч) и закрывает глаза, а мышки начинают бегать. Когда педагог произносит «Ночь», мышки приседают и замирают, а сова отправляется на охоту. Она высматривает тех, кто шевелится или смеется, и уносит их к себе в гнездо.
17. Заключение
(Слайд 18)
Развитие саморегуляции – это сложный и длительный процесс. Используя эти и подобные игры и упражнения, можно существенно повысить уровень саморегуляции у наших детей. Желаю вам терпения и успехов в этой нелегкой, но очень важной работе. Большое спасибо за активное участие и до новых встреч.