Получи документы

Мастер-класс для родителей «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дома»

Перевезенцева Елена Юрьевна
Мастер-класс для родителей «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дома»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс для родителей "Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дома"

Цель: Познакомить родителей с организацией детского экспериментирования в домашних условиях.

Задачи:

1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.

2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.

Публикация «Мастер-класс для родителей „Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дома“» размещена в разделах

- Здравствуйте, дорогие родители. Сегодня не простое родительское собрание, а в форме мастер-класса. Вы спросите, почему наш мастер-класс посвящён именно экспериментированию? Я вам отвечу «В этом учебном году, кроме обычных занятий будут проходить занятия поисково-познавательной деятельности, протекающие в форме опытно-экспериментальных действий. В процессе игр – экспериментов расширяется сенсорный опыт дошкольников и обогащается их жизненный опыт. Опыты способствуют развитию таких качеств, как организованность, дисциплинированность, аккуратность, ответственность, последовательность. Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем».

В народе говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». А я добавлю: «Ещё лучше всё это сделать самому». Поэтому предлагаю вам самостоятельно провести некоторые эксперименты.

Обоснование проблемы.

Ребёнку-дошкольнику по природе присуще познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т. п. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительной деятельности и другое. В процессе экспериментирования ребенку интересно не только, как он это делает, но и зачем он это делает, что хочет узнать, что получится в результате.

Представленные опыты не требуют никакой специальной подготовки и почти никаких материальных затрат.

Несколько важных советов:

1. Нам важно не только научить, но и заинтересовать ребенка, вызвать у него желание получать знания и самому делать новые опыты.

2. Объясните ребенку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели;

3. Не просто покажите ребенку интересный опыт, но и объясните доступным ему языком, почему это происходит.

Предоставляйте ребенку возможность самому давать ответ, делать вывод.

5. Не оставляйте без внимания вопросы ребенка – ищите ответы на них в книгах, справочниках,интернете.

6. Там, где нет опасности, предоставляйте ребенку больше самостоятельности.

Что есть у всех дома и с чем никогда не надоедает играть? Вода! Лично я не встречала ни одного ребенка, который был бы к ней равнодушен. Игр с водой можно придумать бесконечное количество, мы собрали здесь самые-самые интересные. Игры с водой для малышей известны всем, но мы постарались к каждой известной игре придумать нечто такое, что заинтересует и детей постарше. А также мы включили в обзор простые и зрелищные опыты!

Домашние опыты для детей с водой.

Как налить воду с горкой

Горку можно соорудить практически из чего угодно — из песка, соли, сахара и даже из одежды. А можно ли сделать горку из воды? На первый взгляд кажется, что пример такой горки — волна. Однако она движется и существует только в движении. А соорудить горку из воды, не создавая волны, — задача сложная, но вполне разрешимая. Выполни следующий опыт, чтобы убедиться в этом!

Что потребуется:

стеклянный стакан,

горсть монет (например, гаек, шайб или других небольших металлических предметов,

вода (лучше холодная,

растительное масло.

Опыт. Возьми хорошо вымытый сухой стакан, немного смажь края растительным маслом и наполни водой до отказа. А теперь очень аккуратно опускай в него по одной монете (гайке, шайбе).

Результат. По мере опускания монет в стакан вода из него не будет выливаться, а начнёт понемногу приподниматься, образуя горку. Это хорошо заметно, если посмотреть на стакан сбоку.

По мере увеличения в стакане количества монет горка будет становиться всё выше — поверхность воды надуется, словно воздушный шарик. Однако на какой-то монете этот шарик лопнет, и вода струйками потечёт по стенкам стакана.

Объяснение. В этом опыте горка на поверхности воды образуется в основном за счёт физического свойства воды, называемого поверхностным натяжением. Его суть состоит в том, что на поверхности любой жидкости образуется тонкая плёнка из её частиц (молекул). Эта плёнка прочнее, чем жидкость внутри объёма. Чтобы её разорвать, необходимо приложить силу. Именно благодаря плёнке и образуется горка. Однако, если давление воды под плёнкой окажется очень большим (горка поднимется слишком высоко, она разорвётся.

Вторая причина образования горки — вода плохо смачивает поверхность стакана (холодная хуже, чем горячая). Что это значит? Взаимодействуя с твёрдой поверхностью, вода плохо к ней прилипает и плохо растекается. Именно поэтому она не стекает сразу же через край стакана при образовании горки. Кроме того, для уменьшения смачивания края стакана в опыте смазаны растительным маслом. Если бы, например, вместо воды использовали бензин, который очень хорошо смачивает стекло, никакой горки бы не получилось.

Как сделать невидимые чернила

Ребенок любит играть в разведчика? Научите его писать секретные послания. Для этого необходим лист бумаги и невидимые чернила – молоко (безопасный вариант, сок лимона или уксус.

При помощи кисточки или спички нарисуйте рожицу на листке бумаги или напишите короткое послание. Теперь осталось только зажечь огонь и аккуратно нагреть бумагу, не подпалив ее. Невидимое станет видимым.

Игры с яйцом

Сколько интересных и познавательных опытов делают с обычным яйцом! Например, как заставить его плавать без помощи рук? Для этого достаточно опустить в банку, заполненную водой, одно яйцо.

Чтобы оно поднялось наверх, нужно насыпать внутрь много поваренной соли. Чем больше вы ее добавите в воду, тем больше будет плотность жидкости и яйцо начнет понемногу подниматься наверх.

Как поднять кубик льда

Если опустить кубик льда в воду, то плавает у поверхности. Возьмите длинную нить и поместите один кончик на лед. Теперь сыпем соль на кубик и ждем около десяти минут. Тянем за нитку… И вытаскиваем вместе с ней и льдинку.

Соль, попадая на лед, его подтапливает – нескольких минут хватает на то, чтобы излишки соли растворились в воде, а растаявшая вода приморозила ниточку к льдинке.

Куда делись чернила? Превращения.

В пузырек с водой капните чернил или туши, чтобы раствор был бледно-голубым. Туда же положите таблетку растолченного активированного угля. Закройте горлышко пальцем и взболтайте смесь. Она посветлеет на глазах. Дело в том, что уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя и его уже и не видно.

Висит без веревки.

Приготовьте для опыта :

- колечко из проволоки,

- нитки,

- спички,

- раствор соли.

Смочите нитку в крепком растворе соли и просушите ее; повторите эту операцию несколько раз. Теперь, когда ваши тайные приготовления окончены, покажите друзьям нитку, она с виду ничем не отличается от всякой другой. Подвесьте на этой нитке легкое проволочное колечко. Подожгите нитку, огонь пройдет снизу доверху, и к удивлению зрителей кольцо преспокойно будет висеть на тонком шнурке золы! Нитка ваша действительно сгорела, осталась только тонкая трубка соли, достаточно прочная, чтобы поддерживать колечко, если воздух спокоен и в комнате нет сквозняка.

Примечание: когда вы будете делать этот фокус, и двери, и окна в комнате должны быть закрыты, чтобы не было ни малейшего сквозняка. Достаточно самого слабого движения воздуха, чтобы хрупкие нити сломались и кольцо упало на пол.

Пухлые краски.

Нужны: Блинная мука, мелкая соль, вода, пищевые красители или гуашь, ватные палочки или толстая кисть, плотная бумага для рисования.

Опыт : Чтобы сделать краску одного цвета, нужно смешать в стаканчике 1 столовую ложку муки и 1 столовую ложку соли, а затем добавить туда три столовые ложки воды и краску. Таким же образом подготовьте краски других цветов. Рисовать лучше на плотной бумаге или картоне ватными палочками или толстой кисточкой (для каждого цвета используйте отдельную). После того, как рисунок будет готов, «испеките» его в микроволновке — достаточно будет 4-5 минут на мощности 600 Вт. За это время краски вспухнут и затвердеют и рисунок станет объемным.

Что происходит: Наша краска, по сути, это обычное тесто, только цветное, поэтому оно и поднимается в микроволновке.

Зажженная спичка.

Нужны: Спички, фонарик.

Опыт : Зажгите спичку и держите на расстоянии 10-15 сантиметров от стены. Посветите на спичку фонариком, и увидите, что на стене отражается только ваша рука и сама спичка. Казалось бы, очевидно, но я никогда об этом не задумывался.

Объяснение: Огонь не отбрасывает тени, так как сам является источником света.

Неньютоновская жидкость.

Есть необычные жидкости, которые обладают удивительными свойствами: при малых нагрузках они мягкие, текучие и эластичные, а при больших – становятся твердыми и очень упругими. Эти жидкости называются неньютоновскими.

Сделать неньютоновскую жидкость можно очень просто в домашних условиях. Она отлично подойдет для игр с детьми.

Вам понадобится:

Глубокая емкость;

Вода;

Крахмал;

Пищевой краситель (по желанию).

Как делаем:

Высыпаем крахмал в емкость.

Крахмал можно взять любой (картофельный, кукурузный)

Добавляем воду.

Мы делали исходя из пропорций 1:1

Перемешиваем до образования однородной массы.

Вода добавляется до тех пор, пока не получится масса, похожая на кисель.

Как играть с неньютоновской жидкостью?

Изучаем на ощупь.

Если мешать быстро, чувствуется сопротивление, а если медленнее, то нет. Можно попробовать скатать шарик. При воздействии на жидкость, пока мы будем катать шарик, в руках будет твердый шар из жидкости, причем, чем быстрее и сильнее мы будем на него воздействовать, тем плотнее и тверже будет наш шарик. Как только мы разожмем руки, твердый до этого времени шар тут же растечется по руке.

Пробуем переливать жидкость.

Если медленно наклонять миску, то жидкость течет как сметана. Но если резко ее наклонить - она совсем не течет.

Делаем зыбучие пески.

И наблюдаем, как в жидкости вязнут игрушки. Достать их потом не так уж и просто.

Прыгающие червяки.

Нужны мощные колонки, на которые кладется пленка и выливается жидкость. Далее надо включить песню с достаточными вибрациями и у вас получатся так называемые «прыгающие червячки».

Молоко против кока-колы

Что понадобится: молоко, кола.

Что делать:

Налить немного молока в бутылку с кока-колой. Соотношение должно было не больше 1 к 10.

Перевернуть бутылку пару раз аккуратно, не взбалтывая.

Оставить бутылку и наблюдать.

Что должно получиться: через 15 минут в бутылке появятся бурые хлопья, потом смесь начнет расслаиваться на прозрачную жидкость и темную взвесь. Через час хлопья осядут на дно, а жидкость станет практически прозрачной. Ортофосфорная кислота, которой очень много в коле, вступает во взаимодействие с молочным белком, в итоге образуются водород и соль. Это соединение активно используют для подкормки скота, как удобрение, в производстве стекла и керамики. Спросите детей, будут ли они еще когда-нибудь пить колу вместе с молоком.

Сколько времени займет: от 2 часов.

Пробуйте и экспериментируйте – это веселое и интересное занятие может увлечь не только детей, но и их родителей. Такие домашние эксперименты останутся в памяти вашего малыша надолго и возможно, он станет задавать меньше любопытных вопросов. Всегда следите за тем, чтобы опыты были безопасны, и при их повторении ребенок не рисковал здоровьем.

Надеюсь, наша сегодняшняя встреча помогла вам оценить все плюсы и минусы детского экспериментирования. Я свой выбор сделала давно.

Эксперимент рождается не просто:

Порой – с наивного вопроса.

Порой – со странного ответа.

Он долго зреет в тайне где-то,

Когда сомнений нет уж боле –

Он вырывается на волю,

Нам отдаё т себя на милость:

Смотрите! Что-то получилось.

Есть одна притча: «В одном селении жили два мудреца, между которыми было соперничество: кто главнее в этом селении? И на одном из собраний один из мудрецов решил показать, что он главнее и мудрее. Взяв в ладони бабочку, он сказал другому мудрецу: «Если ты мудрейший, то ответь: вспорхнет ли бабочка из моих ладоней?» А сам подумал: «Если скажет «да», то я сомкну ладони. Если скажет «нет» — то я их распахну, и бабочка взлетит. И это даст возможность показать, что другой мудрец не прав и я главнее. На что другой мудрец ответил, вопреки его ожиданиям: «Все в твоих руках». В наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные нашим детям, достигнут ли они соответственных высот или они останутся нераскрытыми.

Публикации по теме:

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми 4–5 лет «Свойства магнита, воды, камня, бумаги, дерева»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми 4–5 лет «Свойства магнита, воды, камня, бумаги, дерева» Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности Чем активнее ребёнок постигает тайны окружающего мира, тем шире становится круг.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшей группы «Деревянный брусочек»Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшей группы «Деревянный брусочек» Цель: Создание условий для знакомства детей, с некоторыми свойствами дерева (твердое, не ломается, не тонет); учить выделять признаки дерева.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми 4–5 лет на тему: «Поможем сказочным героям»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми 4–5 лет на тему: «Поможем сказочным героям» Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми группы общеразвивающей направленности 4-5 лет: «Поможем сказочным.

Мастер–класс для воспитателей по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду «Мы защитники рек и озёр»Мастер–класс для воспитателей по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду «Мы защитники рек и озёр» Мастер –класс по опытно-экспериментальной деятельности в д/саду. «Мы защитники рек и озёр» Уважаемые коллеги, проведите несколько опытов.

Мастер-класс «Организация опытно-экспериментальной деятельности» (из опыта работы)Мастер-класс «Организация опытно-экспериментальной деятельности» (из опыта работы) Ни для кого не секрет, что ребенок усваивает новые знания прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Желание ребёнка получить.

Мастер-класс по опытно-экспериментальной деятельности с детьми и родителями старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: Познакомить родителей с влиянием экспериментальной деятельности на познавательную сферу ребенка, способствовать активному.

Методическая разработка «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста»Методическая разработка «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста» В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из важнейших направлений развития дошкольника названо.

Фоторепортаж об опытно-экспериментальной деятельностиФоторепортаж об опытно-экспериментальной деятельности Сообщение из опыта работы. Выступление на педсовете по опытно-экспериментальной деятельности от 29.11.18. Педсовет прошел в игровой.

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности «Сила магнита» Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема: Сила магнита Возрастная группа:.

«Волшебная страна» НОД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста«Волшебная страна» НОД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста Цель: расширение кругозора детей за счет обогащения их представлений о воздухе. Задачи: - способствовать обогащению и закреплению знаний.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для родителей «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дома»
Опубликовано: 18 августа 2022 в 19:03
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для родителей «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дома»» (включая файлы) размещена пользователем Перевезенцева Елена Юрьевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД