Марина Донецкая
Мастер-класс для родителей «Театр «Оригами» своими руками»
▼ Скачать + Заказать документы
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ :
«ТЕАТР «ОРИГАМИ» - СВОИМИ РУКАМИ»
ЦЕЛЬ: знакомство с интересной, увлекательной техникой
работы с бумагой – искусством «оригами», обучение простейшим приемам
складывания бумажных фигур и создание театра.
ЗАДАЧИ:
познакомить родителей с историей возникновения искусства «оригами»;
раскрыть значимость техники оригами для развития детей;
Публикация «Мастер-класс для родителей „Театр „Оригами“ своими руками“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Оригами для детей
- Оригами. Консультации для родителей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Родительские собрания в детском саду
- Театр в технике оригами
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
создать условия для развития творческих способностей и творческой атмосферы;
обучить родителей базовым приемам техники оригами;
изготовить фигурки техникой оригами для драматизации русских народных сказок;
привлечь родителей к чтению русских – народных сказок с использованием театра-оригами.
УЧАСТНИКИ МАСТЕР-КЛАССА : ст. воспитатель МДОУ№167 Ремизова Е. В., воспитатель МДОУ№167 Донецкая М. В., родители, воспитанники старшей и подготовительной группы МДОУ №167.
№ Время Вид деятельности Ответственный
1. Регистрация участников мастер-класса. Ст. воспитатель Ремизова Е. В.
2. Вступительное слово Заведующий Жерносек Т. П.
3. Просмотр видео презентации «История возникновения искусства «Оригами». Роль данной техники в развитии детей» Ст. воспитатель Ремизова Е. В.
4. Драматизация русской-народной сказки
«Заюшкина избушка» с использованием театра оригами на палочках.
Воспитанники старшей и подготовительной группы МДОУ
Практическая часть
1. • Изготовление фигурок героев русской народной сказки «Теремок» Воспитатели Донецкая М. В., Горбань Л. А.
2. • Драматизация русской народной сказки «Теремок» с использованием театра оригами на палочках.
Воспитатель Донецкая М. В., участники мастер-класса
3 Рефлексия: «Улыбка» Участники мастер-класса
4 Обсуждение и обмен мнениями.
Подведение итогов Участники мастер-класса
Заведующий Жерносек Т. П.
«Оригами, оригами –
Это мир фантазий, волшебства!
Это радость, это сказка это детство
Рядом с нами навсегда!»
. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
Добрый вечер, уважаемые родители!
Сегодня мы с вами собрались на мастер-класс под названием «Театр «ОРИГАМИ»
- своими руками».
Цель мероприятия – это знакомство с интересной, увлекательной техникой
работы с бумагой – искусством «оригами», обучение простейшим приемам складывания
бумажных фигур и создание театра.
Что такое оригами – это изготовление красочных поделок из бумаги приемами
многократного складывания и сгибания. Оригами привлекает не только детей, но и
взрослых, а людей, увлекающихся этим искусством, называют оригамистами.
Наш мастер-класс пройдет под девизом :
«Оригами, оригами – Это мир фантазий, волшебства! Это радость, это сказка, это детство рядом с нами навсегда!»
Родиной искусства «оригами» принято считать Японию (хотя бумага
впервые была изобретена в глубокой древности в Китае 2 тысячи лет назад). Поэтому
слово «Оригами» в переводе с японского означает - «ори» - бумага, «ками»- складывать.
Основой этого бумажного искусства является КВАДРАТ.
Японская мудрость издревле гласит:
"Великий квадрат не имеет пределов.
Попробуй простую фигурку сложить,
И вмиг увлечёт интересное дело».
Сначала бумага, как изысканный, ценный материал использовалась в японских
храмах, в монастырях в религиозных обрядах, где буддистские монахи из бумаги
складывали необычные фигурки, символизирующие различных богов, животных,
людей. Позже, с развитием производства бумаги японская знать при императорском дворе увлеклась искусством складывания бумажных фигурок. Умение создавать из бумаги различные фигуры считалось показателем образованности, тонкого вкуса, изысканных манер. Быть учителем по бумажной пластике стало почетной должностью. А зажиточные родители не скупились на зарплату, нанимая оригами-мастеров в учителя своим детям. Массовость искусство оригами приобрело лишь в двенадцатом-тринадцатом веках, когда цены на бумагу значительно упали и сделали этот материал доступным для всех. Фигурки из бумаги покинули пределы храмов, монастырей и стали играть значительную роль в быту простых людей: использовались во время свадебных церемоний и праздничных шествий, в качестве украшений для дома, подарков к праздникам и т. д. Всем известна история о больной девочке в Нагасаки, смастерившей
662 журавлика. С тех пор журавлик - оригами считается символом жизни, долголетия,
счастья.
Вторая жизнь оригами в Японии началась на заре ХХ-века. В то время японское
правительство создавало в стране сеть детских садов, в основу системы воспитания в них
были положены идеи немецкого педагога и просветителя Фридриха Фребеля, который
настоятельно рекомендовал заниматься с детьми складыванием несложных конструкций
из бумаги. Ведь еще Аристотель говорил: «Рука - это инструмент всех инструментов»,
подразумевая под этим взаимосвязь руки с мыслительными способностями. Сейчас в Японии мимо оригами не проходит не один ребенок: в стране широко издаются красочные книги, журналы, буклеты, посвященные этому искусству. Продаются красочная бумага всевозможных сортов и цвета, специально для занятий оригами, заранее нарезанные на квадратики, так как основа работы техникой оригами, является квадрат.
В стране работают международные центры «ОРИГАМИ». Устраиваются
выставки и конференции, посвященные этому искусству. В Японии считают, что
бумажные шары-кусудамы, журавлики и другие изделия являются талисманами и
приносят счастье. Поэтому их часто дарят и развешивают в качестве украшений во время народных праздников.
Японское искусство оригами, уже давно перешагнуло границы своей родины, получив широкое распространение во многих странах. Изготовление красочных поделок из бумаги приемами многократного складывания и сгибания – привлекает не только детей, но и взрослых, это занятие увлекательное и полезное для детей – дошкольников. Игрушки самоделки имеют большие педагогические возможности.
Они знакомят с простейшими понятиями, принятыми в геометрии: сторона, угол, диагональ и фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник.
Основная форма в оригами – квадрат. Это не только геометрическая фигура, но и эталон, имеющий постоянные характеристики. Во время изготовления фигурки дети
трансформируют квадрат согласно указаниям (словесным) или схеме. Например, «правый нижний угол наложить на левый верхний, приложить нижнюю сторону к верхней» и т. д. Понимание и владение подобными инструкциями развивает умение ребенка ориентироваться на плоскости, в окружающем – что в дальнейшем увеличивает эффективность обучения детей письму в клетке, ведь клетка-это тоже квадрат. Развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом. Кроме того в процессе труда руки ребенка становятся более ловкими, что положительно сказывается на его развитии. Специалисты – медики считают, что оригами позволяет полнее использовать ресурсы психики, гармонично развивая оба полушария головного мозга. Изготовление красочных поделок из бумаги приёмами многократного складывания и сгибания – увлекательное и полезное занятие для детей.
Дети подготовительной группы уже знакомы с техникой оригами : знают, что
фигурки складываются из бумаги квадратной формы, знают грустную историю про
японскую девочку, учились складывать самые простейшие фигурки - собачку, зайчика,
медведя, лисичк.
Недавно мы на занятии конструирования смастерили аквариумных рыбок. В нашей группе уже живут фигурки театра «оригами» (показ фигур оригами, созданные совместно с детьми. Такой театр можно использовать в разных вариантах: на палочках, на магнитах, настольным и пальчиковым театром.
Поэтому, мы с ребятами
решили, что необходимо обучить родителей этой замечательной технике оригами для
создания домашних театров. Ведь как здорово, показать на семейном празднике спектакль
по мотивам любимых сказок. А сказка должна жить в каждом доме, в каждой семье,
потому что сказкотерапия (чтение, драматизация сказок) является самым древним, но
очень эффективным, полезным, доступным, интересным, ненавязчивым педагогическим
методом развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Почему театр техникой оригами? Потому что его можно легко и просто сотворить
своими руками, так как это мало затратное занятие, но при этом очень увлекательное и
полезное для детей – дошкольников, так как игрушки самоделки имеют большие
педагогические возможности.
Поэтому, нас, как педагогов, работающего с детьми сада компенсирующего
типа, заинтересовал не только эстетический и экономический аспект, но и возможность использовать технику оригами для развития мелкой моторики и развития речи, так как у большинства детей, посещающих наш сад, имеются речевые проблемы.
Известный русский педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки
способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев». С Василием Александровичем трудно не согласиться — ведь двигательные и речевые центры в мозгу человека взаимосвязаны, так как находятся рядом, и значит, чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее будет развиваться речь. Также, занятие оригами помогает решать целый спектр задач:
- совершенствуются конструктивные умения и навыки (сгибание, многократное
складывание, надрезание, склеивание, т. д.)
- расширяется активный и пассивный словарь детей, посредством общепринятой
терминологии;
- обучаются воспринимать и выполнять устные инструкции;
- развивается память, внимание, зрительное восприятие, и др. психические процессы;
- знакомятся с основными геометрическими понятиями (квадрат, треугольник, угол,
сторона, диагональ, вершина);
- развивается художественный вкус и творческие способности.
А с применением театра оригами, количество решаемых задач, увеличивается в двое.
Сейчас, уважаемые родители, вы увидите драматизацию русской народной сказки
«Заюшкина избушка» с использованием театра оригами на палочках.
Спектакль фигурками оригами по мотивам русской народной сказки «Заюшкина избушка» в исполнении детей нашего детского сада.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
1. Изготовление фигурок героев русской народной сказки «Теремок»
Мы сегодня с вами будем оригамистами.
Занятия оригами начинать необходимо со сложения самых простейших фигур – по
принципу от «простого к сложному». Поэтому наша работа тоже начнется с создания
самых простых бумажных фигурок. Для работы нам понадобятся квадраты цветной
бумаги. Можно изготавливать фигурки из белой бумаги, а потом их раскрасить в нужный
цвет. Также, сегодня нам понадобятся ножницы, степлер, фломастеры, палочки. -O-?
И так, для драматизации русских - народных сказок нам необходимы фигурки зверей.
А чтобы, пальчики наши были послушными, давайте поиграем с шариками су-джоки.
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
(или другая пальчиковая игра)
Послушайте загадки и отгадайте, каких героев мы будем делать из бумаги
техникой оригами.
Загадка №1 Вперевалку зверь идет по малину и по мед.
Любит сладкое он очень, а когда приходит осень,
Лезет в яму до весны, где он спит и видит сны. (Медведь)
Загадка № 2 Размером она с небольшую собаку,
Но может, как волк, она броситься в драку.
Стоячие уши и хищные зубы.
Из меха пушистого рыжая шуба. (Лисица)
Загадка № 3 Внешность собаки, в сереньком фраке,
В лесу под кустами щёлкает клыками. (Волк)
Загадка № 4 Зелёная, но не трава. Холодная, но не лёд.
Прыг да шлеп по дорожке, голова четыре ножки. (лягушка)
Загадка № 5 Длинный хвост, серая шубка, острые зубки.
Живет в норке, грызет корки. (мышка)
И так первый наш герой – мышка
Загадка № 6 Что за зверь лесной? Встал, как столбик, под сосной,
И стоит среди травы, уши больше головы? (Заяц)
2. Драматизация русской народной сказки «Теремок» с использованием театра
оригами на палочках.
И так, бумажные фигурки зверей сделаны, осталось вставить палочки и наш театр-оригами готов к применению. А теперь подумайте, в какой русско-народной сказке живут
эти герои? (теремок)
А теперь родители выступят в роли артистов и покажут мини-спектакль по сказки
«Теремок» с помощью фигурок-оригами, сделанных своими руками.
Автор:
В чистом поле теремок, был ни низок, ни высок.
Звери разные в нем жили, жили дружно, не тужили.
Там и мышка, и лягушка, зайчик с лисонькой – подружкой,
С серым боком серый волк – в дружбе знали они толк.
Но набрел на теремок мишка косолапый
Раздавил он теремок, своей огромной лапой
Звери очень испугались, поскорее разбежались
А потом собрались снова, чтоб построить терем новый.
В нем живут теперь все вместе, и поют такие песни:
«Стоит в поле теремок, он ни низок, ни высок.»
3. Рефлексия
1. Полезна ли была вам информация мастер – класса (предложить участникам поднять «улыбочки», если вы зря потратили время, то поднимите «грустный» смайлик.
2. Если у вас появился интерес к детскому экспериментированию, вы можете использовать полученную информацию.
Спасибо за внимание и участие в мастер – классе.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Лобанова Н. Н. Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей // Молодой
ученый. — 2014. — №20. — С. 595-596.
2. Афонькин С. Ю. Афонькина Е. Ю. «Уроки оригами в школе и дома». М., «Аким», 2002
3. Долбженко Г. «100 оригами». Ярославль, 2000
5. «Оригами и педагогика» Материалы первой Всероссийской конференции
преподавателей оригами. С-Петербург, 1996
6. Рузина М. С. Афонькин С. Ю. «Страна пальчиковых игр» СПб «Дельта», 1997
7. Соколова С. В. «Сказки из бумаги». С-Петербург, 1998