Мария Иванова
Мастер-класс для родителей «Использование дыхательной гимнастики»
▼ Скачать + Заказать документы
Дыхание является главнейшим источником жизни. Человек может прожить без пищи и воды несколько дней, но без воздуха самое большее – несколько минут. При достаточном поступлении воздуха сердце и иммунная система начинают работать активнее, предотвращая тем самым проникновение инфекции в наш организм.
При нормальном дыхании человек дышит через нос. Такое дыхание имеет большое значение для организма. Холодный воздух, проходя через слизистую оболочку носа, согревается. Кроме того, задерживаются частички пыли, попадающие с воздухом. Дошкольников необходимо обучать правильному носовому дыханию. Это позволит эффективно защитить легкие от пыли, переохлаждения и адаптировать их к холодному воздуху.
Публикация «Мастер-класс для родителей „Использование дыхательной гимнастики“» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Мастер-классы для родителей
- Развитие речевого дыхания
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Чтобы эффективно решать задачи укрепления дыхательной мускулатуры детей с целью повышения сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям, а также выносливости при физических нагрузках, в дошкольном учреждении нужно использовать дыхательную гимнастику.
Дыхательная гимнастика – это комплекс специализированных дыхательных упражнений, направленных на укрепление физического здоровья ребенка. Она служит для развития у ребенка органов дыхания, постановки различных видов дыхания, а также профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Дыхательной гимнастикой можно начинать заниматься с детьми, достигшими возраста 4-5 лет.
В детском саду дыхательная гимнастика используется в течение дня, например, в организации физкультурных занятий, в проведении утренней гимнастики, в подвижных играх на прогулке, в беседах, в проведении физкультминуток, в различных форм активного отдыха, самомассажа, пальчиковой гимнастики, в выполнении звуковых дыхательных упражнениях на занятии, в элементах точечного массажа, в гимнастике пробуждениях, Дыхательную гимнастику можно выполняется как в покое, так и при ходьбе.
Необходимо помнить, что дыхательная гимнастика оказывает влияния на:
- общее оздоровление организма ребенка;
- активизирует иммунитет ребенка;
- нервную систему ребенка, успокаивающий эффект. Несколько упражнений на спокойное и глубокое дыхание помогут малышу расслабится, привести в норму работу нервных клеток. Перед сном нежелательно использовать активные игры дыхательной гимнастики, оптимально подойдут упражнения «Послушай дыхание», «Волна» (когда в положении лежа на спине ребенок во время глубокого вдоха поднимает руки, лежавшие вдоль тела, вверх, а затем медленно опускает их на выдохе и произносит слово «вниз»).
А сейчас, мы вместе попробуем выполнить упражнение «Послушай дыхание». Кладем руки на живот, делаем глубокий шумный вдох носом и такой же выдох ртом. Чувствуете, как ваше дыхание выравнивается, и вы постепенно успокаиваетесь? После тяжелого рабочего дня, вы можете прийти домой, лечь на диван и подышать так несколько минут и увидите, вам станет немножко легче и спокойнее, а перед сном, так можно подышать с ребенком и спокойно ложиться спать.
- формирование грамотной и чистой речи ребенка. Для правильного произношения звуков, выразительного чтения стихов необходимо, кроме специфических упражнений, использовать и дыхательную гимнастику. Это способствует развитию умения контролировать силу выдыхаемого воздушного потока, коротко и легко вдыхать воздух носом и ртом, выдыхая его долго.
- психологию ребенка. Любое занятие, превращенное в игру, нравится детям. Каждое упражнение дыхательной гимнастики, имеющее оригинальное «детское» название, – это возможность поиграть с любимыми игрушками, узнать свойства предметов и материалов (легкие пушинки, податливые ватные комочки, подвижные крылья бумажных бабочек). Когда гимнастика проводится в детском саду, ребятишки с удовольствием подражают друг другу, стараясь выполнить то или иное задание правильно. Дыхательные упражнения, выполняемые с мамой и папой, объединяют семью, делают отношения в ней более близкими и душевными.
При занятиях необходимо соблюдать следующие требования:
- обязательно следить за тем, чтобы носик был чистый;
- проводить упражнения в хорошо проветриваемых помещениях или при открытой форточке;
- заниматься до еды;
- заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;
- дозировать количество и темп проведения упражнений;
- в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе;
- важное условие эффективности такой гимнастики в том, что её нужно выполнять регулярно, без перерывов. Поэтому убеждаем детей делать упражнения комплекса и дома, и в выходные, и в праздничные дни.
А сейчас, я хочу вам показать некоторые упражнения из комплекса, который мы делаем с ребятами:
«Разминка».
И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, туловище прямое руки полусогнуты в. локтях, пальцы слегка сжаты в кулаки, повернутые друг к другу. Присесть, скрестив руки навстречу друг другу, вдох носом - активный, быстрый, ясно слышимый. Вернуться в и. п. Отдохнуть. О выдохе не думать, не контролировать его сознанием. Повторить упражнение подряд 8 раз без пауз. Темп 1-2 вдоха в секунду, двигаться строго ритмично. Повторить 10-20 раз.
«Наклоны».
И. п. - стоя, нога на ширине плеч, туловище прямое, руки опущены («по швам»). Наклониться вперед, руки произвольно опустить, слегка скрестив, вдох носом - быстрый, ясно слышимый. Вернуться в исходное положение не полностью - и снова вдох во время наклона вперед. О выдохе не думать, не мешать, но и не помогать ему. Повторить 8 раз, темп – 1 – 2 вдоха в секунду, наклоняться строго ритмично. Повторить 10-20 раз.
Упражнения направлены на удлинение выдоха.
«Наклоны вперед».
И. п. - ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Спокойный вдох в и. п. 1-2-3 - пружинистые наклоны вперед с тройным выдохом. Руки за спину, смотреть вперед. 4 - вернуться в и. п.
«Наклоны в сторону».
И. п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе. Спокойный вдох в и. п. 1-2-3 - тройной наклон в сторону, поднять разноименную руку над головой - «накрылись зонтиком» - выдох. 4 - вернуться в и. п.
Упражнения на укрепление мышцы носоглотки и верхних дыхательных путей.
«Ёжик».
Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым вдохом (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напряжена); выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.
«Ушки».
Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, а уши тянутся к плечам. Следить, чтобы при наклоне головы туловище не поворачивалось.
Сейчас мы попробуем с вами сделать упражнение «Ёжик», необходимо встать, руки расслаблены внизу, мы поворачиваем голову влево- вправо, при движении головы в стороны, мы делаем шумный вдох, при возвращении головы в и. п. делаем произвольный, мягкий выдох. Эти упражнения помогают развивать не только дыхание, но и действуют на разные группы мышц, что укрепляет организм ребенка и соответственно активизирует иммунную систему. Чувствуете как напрягаются мышцы шеи и работает диафрагма? Не очень? Это потому, что делаете вы только первый раз, при ежедневном использовании этих упражнений, ощущения будут меняться.
Дальше мы посмотрим упражнения для правильного формирования звуков.
«Постучи кулачками».
И. п. – встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Присесть и 3 раза постучать кулачками о пол, приговаривая: «Тук-тук-тук». Повторить в среднем темпе 2-3 раза.
«Заблудился».
И. п. – поставить ноги вместе, руки сложить рупором. Вдохнуть и на выдохе громко произнести: «А-у-у-у!». Повторить 8-10 раз.
«Греем руки»
Ребёнку предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки. Это же упражнение используем при постановке свистящих и шипящих звуков. Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего произношения. Если «ветерок» холодный, «зимний», значит звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш] «ветерок» тёплый, «летний», ладошки греются.
Теперь я хочу, чтобы мы вместе с вами попробовали упражнение «Лети снежок», которое помогает правильно сформировать звук [р]. Для этого мы с вами берем небольшой кусочек ватки, кладем его на кончик носа, высовываем язык, приподнимая при этом кончик и пытаемся сдуть ватку.
Скажите, пожалуйста, есть ли у вас дома игры по дыхательной гимнастики?
Существует много игровых комплексов для проведения дыхательной гимнастики. Их очень просто сделать своими руками дома, вместе с ребенком, что ему очень понравится и будет способствовать лучшему и постоянному использованию этих комплексов, а также будет влиять на психологию ребенка, ведь что-то сделанное вместе с мамой и папой делают ваши отношения более близкими и внимательными.
«Кто спрятался?»
На предметную картинку размером с четверть альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромкой. Получается, что картинка находится под тоненькими полосочками гофрированной бумаги. Ребёнку предлагается дуть на бумажную бахромку, пока она не поднимется, и не станет видно картинку.
«Пузырьки»
Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны быть долго. Также можно использовать мыльные пузыри.
«Дудочка».
Используем всевозможные свистки, детские музыкальные инструменты, колпачки от ручек. Дуем в них.
«Лети, бабочка!»
Нам понадобятся 2-3 яркие бумажные бабочки. Перед началом гимнастики к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова. Вместо бабочек можно использовать снежинки (зимой, осенние листья (осенью, птички.
«Вертушка»
Нам понадобится игрушка-вертушка. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки. Предлагаем ребенку подуть на вертушку медленно, потом быстро.
«Футбол»
Нам понадобятся карандаши с гладкой или ребристой поверхностью (маленькие легкие мячики, контейнер из под киндер сюрприза). Ребенок сидит за столом. Предлагаем ребенку подуть на карандаш. Второй участник игры ловит карандаш на противоположном конце стола. Можно продолжить игру, сидя напротив друг друга, и перекатывая друг другу карандаш с одного конца стола на другой. Так же можно построить ворота и забивать голы туда. Способствует правильному формированию звука [р].
А сейчас, я вам предлагаю всем вместе изготовить пособие самим, которое вы сможете использовать всей семьей, что сплотит вас еще сильнее, вы можете устроить соревнование между членами семьи «Кто дальше выдует?», или включить это, как развлечение на детских праздниках. Нам понадобится цветной картон, трубочки и небольшой кусочек ваты.