ирина КОВАЛЕВА
Оздоровительная гимнастика с применением дыхательной гимнастики по Бутейко
▼ Скачать + Заказать документы
Залогом прочного здоровья является хорошо развитая грудная клетка и формирование правильного дыхания. С этой целью я использую в оздоровительной гимнастике после сна элементы методики К. П. Бутейко – волевое ликвидация глубокого дыхания. Главное в методе Бутейко то, что при глубоком дыхании в организме уменьшается содержание углекислого газа. Наступает кислородное голодание. Поэтому, чтобы накопить кислород, надо уменьшить дыхание, тогда расширяются бронхи, сосуды. Кислород пойдет в легкие. Принцип дыхания : спокойный, неглубокий вдох, длительный выдох, задержка дыхания и снова неглубокий вдох. Также в комплексе оздоровительной гимнастики я использую элементы звуковой гимнастики. Это произношение гласных звуков А, Е, И, О, У и их произношение в сочетании с согласными – БУХ, БАХ, БЕХ, БОХ, АХ, с одновременным ударением по грудной клетке. При этом вибрация голосовых связок передается на легкие, трахею, бронхи и от них на грудную клетку. Эта вибрация действует расслабляющим образом на спазмированные бронхи. В младших группах, с целью обучения носовому дыханию, в комплексы утренней гимнастики и гимнастике после сна включена профилактические упражнении для верхних дыхательных путей. Для укрепления голосового аппарата включены профилактические упражнения для горла – «Ворона», «Лошадка» и т. п., а также упражнения для общего укрепления организма и профилактики и укрепления связочно – мышечного аппарата стоп.
Публикация «Оздоровительная гимнастика с применением дыхательной гимнастики по Бутейко» размещена в разделах
Методика Бутейко включает – вдох : небольшой, спокойный, неслышный; выдох – акцентированный, длительный, плавный, растянутый ; задержка дыхания на выдохе с насилием, что активизирует деятельность организма. Детям трудно выполнить эти действия по инструкции или словесному сигналу, поэтому я использую бутылочки с водой по количеству детей и пластиковую трубочку. Дети берут бутылочку и, делая вдох через нос, выдыхают через соломинку. Наша гимнастика превращается в увлекательное и веселое «бульканье», дети с удовольствием занимаются.
Кроме этого можно использовать другие дыхательные упражнения :
• «часики» - стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик – так». Повторить 10 – 12 раз.
• «трубач» - сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты на уровень рта. Медленно выдыхая, произносит «пф – ф – ф».Повторить 4 -5 раз.
• «Петух» - встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, затем хлопать ими по бедрам, произнося «ку – ка – ре – ку». Повторить 5 -6 раз.
• «Каша кипит» - сидя, одна рука лежит на животе, другая на груди. Втягивая живот – вдох, выпячивая – выдох. Выдыхая, громко произносить «ф – ф – ф –ф». Повторить 5 -6 раз.
• «Регулировщик» - стоя, ноги расставлены на ширине плеч, одна рука поднята в вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук, во время удлиненного выдоха произносить «р – р – р –р». Повторить 5 -6 раз.
• «Паровозик» - ходить, делая попеременные движения руками и приговаривая «чух – чух- чух». Повторять 20 -30 сек.
• «На турнике» - стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держать перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки – вдох, палку опустить – выдох длинный. Выдыхая произносить «ф – ф- ф –ф». Повторить 3-4 раза.
• «Летит мяч» -стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить от груди вперед. Произносить выдыхая длительное «у – х- -х –х». Повторить 5 6 раз.
Комплекс закаливания с элементами дыхательной гимнастики по Бутейко.
Дети в трусах и майках, босиком строятся в групповой комнате.
1. Ходьба под слова: «Тонкий лёд, тонки лёд,
По нему пингвин идет.
Раз идет, два идет
И никак не упадет (присесть)
2. Ходьба с заданием: «Карлики и великаны»
Чудеса у нас на свете
Стали карликами дети
А потом все дружно встали
Великанами мы стали.
3. Ходьба на носочках: «На носочках мы идем
Весело шагаем.
Только прямо смотрим мы,
Спинки не сгибаем»
4. Бег: Побежали по дорожке,
Меняя часто ножки.
Побежали, побежали (бег друг за другом)
Мы бежали, мы бежали
Все, что было растеряли (бег врассыпную)
А теперь мы отдохнем
(ходьба с имитацией сбора)
И опять все соберем.
Построение в круг.
• Только в лес мы все пришли
Появились комары.
Руки вверх – хлопок над головой,
Руки вниз – хлопок другой.
(поднимание рук через стороны вверх, хлопок.
И. п. ноги слегка расставлены, руки внизу. Повторить 4 -5 раз)
• Наклоны вперед.
И. п. – ноги на ширине плеч, руки внизу.
Вдруг мы видим у куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берем
И назад его кладем.
(наклоны вперед и потягивание вверх. Повторить 5 – 6 раз)
• Приседания.
И. п. – ноги слегка расставит, руки внизу.
Сначала буду маленьким (присесть, обхватить колени руками)
К коленочкам прижмусь
Потом я вырасту большой, (встать, руки поднять вверх).
До неба дотянусь.
• Прыжки: «Мой веселый, звонкий мяч
Ты куда помчался в скач
Желтый, красный, голубой
Выбирай себе любой.
Ходьба на месте, перестроение в круг.
Звуковая гимнастика. Дети вытягивают руки вперед, делают не глубокий вдох через нос и произносят гласные в следующем порядке: А -Е – И – О - У, затем в сочетании с согласными: БУХ, БОХ, БИХ, БАХ.
Дыхательная гимнастика по Бутейко.
Дети подходят к столу, берут бутылочки и, делая вдох через нос, выдыхают через соломинку, «булькают».