Елена Сергеева
Мастер-класс для родителей «Методы и приёмы речевого развития»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для родителей логопедической группы "Методы речевого развития".
Цель: Информирование родителей о значимости работы по развитию
речевого дыхания у детей с ТНР. Демонстрация и обучение родителей играм и игровым упражнений для развития плавного ротового дыхания.
Задачи:
1. Познакомить родителей с понятием «речевое дыхание».
Темочки:
- Мастер-классы для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
2. Познакомить участников мастер – класса с эффективными способами развития длинного плавного речевого выдоха, через игры и упражнения.
3. Вызвать у родителей интерес и желание использовать полученные в процессе мастер – класса навыки для занятий с ребенком.
Вступительная беседа
Добрый вечер, уважаемые родители!
Всем нам хорошо известно, что речь является одной из важнейших функций человека. У детей дошкольного возраста речевое дыхание несовершенно, у детей, имеющих ослабленный вдох и неправильный речевой выдох, как правило, грубо нарушено звукопроизношение.
Дети не умеют рационально использовать вдох и выдох, что отрицательно влияет на развитие речи детей.
Как показывает опыт, и вы сами это замечаете, что дети в процессе говорения зачастую начинают говорить на вдохе, или на остаточном выдохе. Бывают случаи, когда дети набирают воздух перед произнесением каждого слова. Конечно, всё это отрицательно влияет на овладение правильным произношением и построению плавного слитного речевого высказывания.
Ведь качество речи её громкость плавность во многом зависит от речевого дыхания.
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Сегодня мы хотим рассказать вам, что такое речевое дыхание и зачем нужно его развивать.
Различают речевое и неречевое дыхание. Неречевое, или дыхание физиологическое, осуществляется в автоматическом режиме. Вдох равен выдоху и происходит через нос. Речевое дыхание произвольно, оно позволяет рациональнее расходовать выдыхаемый воздух. За коротким энергичным вдохом идёт пауза, за ней продолжительный выдох - источник образования звуков. Правильное дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Правильному речевому дыханию детей вполне можно обучить. Обучение проводится в игровой форме.
Во время проведения игр и упражнений необходим постоянный контроль за правильностью дыхания и соблюдение некоторых условий.
Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха и способность направлять воздушную струю в нужном направлении.
Запомните параметры правильного ротового выдоха:
- сильный вдох через нос
- выдох через рот, во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы,
- щеки НЕ надувать;
- нельзя допускать выхода воздуха через нос (если
ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
- выдыхать следует, пока не закончится воздух.
II. Практическая часть
1. Просмотр презентации «Учимся, играя!»
2. Усвоение приемов работы с игровыми пособиями по развитию дыхания.
Мы предлагаю Вам посмотреть презентацию «Учимся, играя!» и вспомнить условия и правила выполнения упражнений для развития речевого дыхания.
При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенные правила.
Параметры правильного ротового выдоха
1. Выдоху предшествует сильный вдох через нос – «крылья носа смыкаются»;
2. Выдох происходит плавно, а не толчками;
3. Во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выдоха через нос;
4. Губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки; выдыхать следует пока не закончится воздух.
Продолжительность игровых упражнений
• 5 минут в проветриваемом помещении;
• упражнение повторяется 3 – 5 раз;
• дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова;
• При проведении игр, направленных на развитие у ребенка речевого дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями.
«Вертушка» Предложите ребенку подуть на вертушку, для этого нужно подуть на них. Губы ребенок складывает трубочкой, щеки не раздувает.
«Буря в стакане» Расскажите ребенку как весело устроить «бурю в стакане». Предложите ребенку с силой подуть через трубочку, опущенную в стакан, наполненный водой! Выдох должен быть ровный и длинный – тогда вода будет долго и равномерно бурлить.
«Футбол», «Загони мяч в ворота»
Это упражнение поможет выработать длинную направленную воздушную струю. Для этого нам понадобятся ворота, их легко можно сделать из спичечных коробков, кубиков и т. д. Вдох носом. Вытянуть губы трубочкой и дуть на ватный шарик загоняя его в ворота на одном выдохе.
Предлагаю вашему вниманию упражнение.
III/ Заключительная часть
1. Изготовление пособия для развития речевого дыхания своими руками.
2. Обсуждение, обмен мнениями, обратная связь
Сегодня мы познакомили вас с играми и упражнениями, которые помогут вам развивать речевое дыхание. Ведь мама многое может сделать для своего ребёнка Тем самым создать условия для успешности своего малыша в развитии речи.
Вы молодцы, хорошо справились с заданиями!
Скажите, пожалуйста, изменилось ли у вас мнение о понимании проблемы, улучшились ли знания умения и навыки?
Что для вас сегодня было новым?
Что было интересным?
Удачи вам на трудном пути формирования и развития речи ваших детей.
Раздача буклетов «Игры для развития речевого дыхания»