Алевтина Вунберова
Мастер-класс для родителей «Я здоровье берегу — сам себе я помогу»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса : Познакомить родителей с опытом работы по применению здоровьесберегающих технологий в ДОУ, прививать родителям и детям желание заботиться о своём здоровье.
Ход мастер- класса. - Добрый день, уважаемые гости! Сегодня мы с вами хотели бы провести мастер-класс по теме : «Я здоровье берегу - сам себе я помогу»
Публикация «Мастер-класс для родителей „Я здоровье берегу — сам себе я помогу“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
А начать наш сегодняшний разговор хочу притчей “Давным-давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Долго думали они каким должен быть человек. Один из богов сказал: “Человек должен быть сильным”, другой сказал: “Человек должен быть здоровым”, третий сказал: “Человек должен быть умным”. Но один из богов сказал так: “Если всё это будет у человека, он будет подобен нам”. И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. -Один из богов сказал: "Здоровье надо спрятать в самого человека". Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов! Значит, здоровье-то оказывается спрятано и во мне, и в каждом из нас и в каждом ребёнке. Итак, тема нашей сегодняшней встречи посвящена здоровью.
- Начать нашу встречу нам хотелось бы со знакомства. А чтобы мы лучше познакомились друг с другом, давайте поиграем. Тот, у кого в руках мяч, называет свое имя и прилагательное на первую букву своего имени, которое бы его характеризовало во взаимодействии с другими людьми. Например, НАТАЛЬЯ – НАСТОЙЧИВАЯ, Марина – миролюбивая и т. д.
- Итак, мы с вами познакомились, и можем начать нашу работу.
УПРАЖНЕНИЕ «ВОЗДУШНЫЙ ШАР» (о ценности здоровья для человека).
Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важны для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?
Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности
ДИАГРАММА
Ведущий: По данным Всемирной организации здравоохранения наше здоровье определяют следующие факторы:
- Наследственность - на 20%;
- Условия внешней среды – на 20%;,
- Системы здравоохранения – на 10%;
- Образ жизни человека – на 50%.
Вывод: Наше здоровье - в наших руках. И от того какой образ жизни мы ведем, зависит наше здоровье и здоровье наших детей, потому что они воспитываются на нашем примере.
«НЕОКОНЧЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
-Давайте выясним, что необходимо нашим детям, на ваш взгляд, чтобы они были здоровыми! Предлагаю поиграть в игру “Неоконченное предложение”. Выберите карточку и закончите предложение.
– Мой ребёнок будет здоров, если будет … каждый день делать гимнастику.
– Мой ребёнок будет здоров, если будет … правильно и во время питаться и т. д.
– Мой ребёнок будет здоров, если будет … закаливаться.
- Мой ребёнок будет здоров, если будет … соблюдать режим дня.
– Мой ребёнок будет здоров, если будет … заниматься физкультурой.
Ведущий: - Итак, подведем итог, мой ребёнок будет здоров, если будет вести здоровый образ жизни.
А вот что же об этом думают ваши дети.
Когда впервые детям задаешь вопрос, “что же самое дорогое и ценное, в жизни человека”, то чаще всего слышишь в ответ: “деньги”, “машина”, “золото” и т. д. Иногда после наводящих вопросов называют “здоровье”, “жизнь”, а бывает, и не упоминают их в числе основных ценностей. Спрашиваешь: “Вы болеете дети?” Все дружно говорят: “Да” - “А чем вас лечат?” - “Таблетками. А можно быть здоровым без таблеток?” - “Нет!” Такие ответы говорят о том, что детей нужно учить быть здоровыми. Из детства “ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь”.
Януш Корчак писал: “Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься”.
-А сейчас я предлагаю проверить, насколько активно вы сами заботитесь о своем здоровье и способствуете его укреплению. (Родители образуют круг, в центре круга надпись "Здоровье" на подставке)
Упражнение "Я работаю над своим здоровьем".
-Я буду задавать вопросы, если ответ положительный, то делаете шаг вперед, если отрицательный – не двигаетесь. - я ежедневно выполняю утреннюю гимнастику; - я ежедневно совершаю пешие
прогулки; - я посещаю бассейн, тренажерный зал или занимаюсь каким-либо спортом; - у меня отсутствуют вредные привычки; - соблюдаю режим дня; - я правильно питаюсь; -я эмоционально уравновешен; -я выполняю профилактику заболеваний.
- Итак, кто из вас оказался рядом с бесценным сокровищем "здоровье"? Это упражнение помогает наглядно увидеть, на правильном ли вы пути, помогаете ли вы себе в укреплении здоровья, ведете ли здоровый образ жизни.
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил общее название «здоровьесберегающие технологии». Это понятие прочно вошло во все элементы образовательной системы, начиная с дошкольных образовательных учреждений.
Здоровьесберегающие технологии применяются в различных видах деятельности дошкольников и подразделяются на три больших группы:
* технологии сохранения и стимулирования здоровья (динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная).
* технологии обучения здоровому образу жизни (ЗОЖ) (физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия, коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж).
* коррекционные технологии (технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, песочная терапия, технологии воздействия цветом, психогимнастика, логопедическая ритмика).
Остановимся на некоторых технологиях, которые легко и свободно можно применять дома.
Первая группа здоровьесберегающих технологий - технологии сохранения и стимулирования здоровья.
Одной из форм оздоровительной работы является – пальчиковая гимнастика. Эти весёлые занятия представляет собой набор упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук, т. е. совместных действий систем организма человека (мышечной, зрительной, нервной, костной, формирующих способность выполнять точные, мелкие движения пальцами и кистями.
Предлагаю поиграть.
«Медведь» - Пальчиковая игра с предметом. Медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак.
Лез медведь в свою берлогу,
Все бока свои помял,
Эй, скорее, на подмогу,
Мишка, кажется, застрял!
(с силой вытянуть платочек)
Пальчиковые игры. (Замок, капуста, семья)
Примечание: после каждой пальчиковой игры кистям рук необходимо дать расслабиться.
Разминка- гимнастика
«Лягушки на зарядке»
На краю лесной опушки
(руки свободно опущены вдоль туловища)
В теплой маленькой избушке
(руки над головой «домиком», фиксируем позу 3-5 сек)
Жили две смешных лягушки.
(опускаем руки через стороны)
Утром делали зарядку, поднимали кверху лапки.
(поднимаем руки через стороны, фиксируем позу 3-5 сек)
Два наклона, приседанье
(2 наклона, 3приседания)
Потянулись,
(становимся на носочки- тянемся вверх, фиксируем позу 3-5 сек)
Повернулись,И друг другу улыбнулись!
Задание для родителей «Придумай пальчиковую гимнастику»
- Разделитесь, пожалуйста, на две команды. У каждой команды лист с текстом пальчиковой гимнастики. Командам нужно придумать движения и продемонстрировать гимнастику в соответствии с текстом.
1 команда
Солнышко, милое,
Поделись своею силою!
Просыпайтесь лучики
Согревайтесь, рученьки!
Солнышко проснулось,
Лобика коснулось,
Лучиками повело и погладило,
Солнышко проснулось,
К щечкам прикоснулось.
Лучиками повело и погладило,
Солнце личико согрело
Потеплело, потеплело.
Наши ручки потянулись,
Наши губки улыбнулись.
2 команда
Ручка в зеркало глядит,
Ручка пальчикам велит:
Загибайтесь, выпрямляйтесь.
Вместе в горстку собирайтесь.
Разбегитесь, распрямитесь,
В кулачок теперь сожмитесь.
Кулачок - на кулачок,
И ладошки на бочок.
А теперь лежат ладошки
Отдохнут они немножко.
На бочок, опять на стол.
И конец игре пришел.
С удовольствием проводим массаж разных частей тела, польза которого неоспорима. Игровой массаж и самомассаж - позволяет стимулировать рост нервных клеток, развитие мелкой моторики, а также помогает наладить эмоциональный контакт и снять напряжение.
Пальчиковый массаж, который мы ежедневно выполняем с детьми, может помочь и нам. Почувствуем себя бодрыми и полными сил. Каждый палец отвечает за работу определённого органа в нашем организме.
Большой палец стимулирует деятельность головного мозга;
Указательный улучшает работу желудка;
Средний улучшает работу кишечника и позвоночника;
Безымянный улучшает работу печени;
Мизинец помогает работе сердца.
Пальцы массируются каждый отдельно по направлению к его основанию по тыльной, ладонной и боковой поверхностям. Начинаем массаж с поглаживания, затем растирание, следующий приём - разминание и заканчиваем поглаживанием.
Точечный массаж (Чтобы были малыши, малыши – крепыши)
Все встают друг за другом «паровозиком» и выполняют указанные ниже движения.
Дождь! Дождь! Надо намРасходиться по домам(. Хлопают ладонями по спине).
Гром! Гром, как из пушек(. "Поколачивают" кулачками).
Град! Град! Сыплет град!Все под крышами сидят(. Постукивают пальчиками.)
Только мой братишка в луже Ловит рыбу нам на ужин! (Поглаживают спину ладошками.)
Взрослые поворачиваются на 180 градусов и делают массаж еще раз.
Пришло время командной игры, которая развивает коммуникативные способности, развивает координацию движений, двигательную память.
Игра «Веретено».
Играющие делятся на две группы и становятся друг за другом. По команде «Начинаем!» (взрослые, стоящие первыми, должны быстро, как веретено, повернуться вокруг себя. Потом соседи берут их за талию, (взрослые)поворачиваются кругом уже вдвоем. и т. д., пока не дойдут до последнего в ряду. Побеждает та команда, (взрослые) которой успели повернуться вокруг себя быстрее.
Кинезиология. Еще одна интересная технология.
Установлено, что каждое полушарие мозга управляет преимущественно противоположной стороной тела, поэтому, одновременно задействуя обе руки, ноги, глаза, уха, движения языка, мы стимулируем установление связей между полушариями.
При выполнении кинезиологических упражнений достигаются следующие результаты:
— синхронизация работы полушарий;
— развитие мелкой моторики;
— развитие способностей;
— развитие памяти, внимания, речи;
— развитие мышления;
1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
2. Кулак—ребро—ладоньТри положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. Количество повторений— по 8—10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами («кулак—ребро—ладонь», произнося их вслух или про себя.
Мы постоянно испытываем стрессы. Такова жизнь. Перенапряжение приводит к нервным заболеваниям, а как известно, все заболевания от нервов. Чтобы уменьшить риск заболеваний взрослые должны заботиться о своем здоровье, начиная с самого элементарного, а именно, с утренней гимнастики, прогулок на свежем воздухе, здорового сна, оптимистического взгляда на жизнь. Поэтому мы предлагаем несколько несерьезных советов для серьезных родителей Несерьезные советы.
Гора грязной посуды быстро исчезнет, если уронить на нее гирю.
Каша с маслом будет вкуснее, если добавить в нее еще немного масла.
Стакан будет более блестящий, если помыть его еще и снаружи!
Если уж идёшь в гости с пустыми руками, то иди хотя бы с полным желудком.
Нужно постараться выздороветь до того как начнут лечить.
Если вы не уверены в свежести вашего дыхания – не дышите.
Чтобы похудеть, надо или спать во время еды, или есть только во сне. ***
Если возникло желание крикнуть - это опасно можно привыкнуть.
Кто в радости живет, того и кручина неймет.
От радости кудри вьются, в печали секутся.
Эти советы были предложены вам для смеха. Так как смех полезен для духовного и физического состояния человека. Когда человек смеется, усиливается приток крови к мозгу и клетки серого вещества получают больше кислорода. В результате уменьшается усталость, очищаются верхние дыхательные пути, улучшается циркуляция крови в сосудистой системе.
Любители похохотать действительно реже болеют - это научно доказанный факт. Одно из исследований даже показало, что младенцы смешливых матерей значительно реже болеют ОРВИ!
Одна минута смеха может заменить пятнадцати минутам езды на велосипеде, а посмеявшись десять - пятнадцать минут вы можете сжечь калории, которые содержатся в плитке шоколада.
Как бы то ни было, смейтесь для профилактики и лечения! Это лекарство распространяется бесплатно, передается по воздуху, а единственное «побочное действие» - хорошее настроение.
И в завершении мастер – класса я предлагаю вам помедитировать. (проводится под спокойную музыку).
Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца.
А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс : свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили на мастер-классе нового.
А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО!
Здоровья Вам, вашим семьям и вашим близким!