Татьяна Резван
Мастер-класс для родителей «Использование методики Савенкова А. И. в экологическом воспитании»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для родителей :
«Использование методики Савенкова А. И. в экологическом воспитании в соответствии с региональным компонентом природа Донского края»
Добрый день уважаемые, родители. С сентября по апрель 2025 года в МБДОУ № 3 с. Пешково в подготовительной группе «Сказка» проходит долгосрочный проект «Использование методики Савенкова А. И. в экологическом воспитании в соответствии с региональным компонентом природа Донского края» (Слайд 2)
Темочки:
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
С помощью, каких методов и приемов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать самому новую, интересную информацию о животных Ростовской области?
Сегодня хочу вас познакомить с «Методикой проведения учебных исследований в детском саду», автором которой является Савенков Александр Ильич (Слайд 3, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития Московского государственного педагогического университета (Слайд 4,
Предполагаемая методика позволяет :
Включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях в детском саду. Она рассчитана не только на то, чтобы обучать детей наблюдению и экспериментированию, но включает в себя полный цикл исследовательской деятельности. От определения проблемы, до представления и защиты полученных результатов.
Добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применять их в различных видах детской деятельности. Старших дошкольников всегда привлекала флора и фауна, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию.
Сегодня мы будем изучать мир - как изучают его учёные; учиться проводить самостоятельные исследования.
Кто знает, что такое исследование? Кто слышал это слово?
Исследование – это значит узнать, о чём- то больше, получение новых знаний, о том, что мы исследуем.
Шаг первый – определение темы исследования (Слайд 5)
Шаг второй – составление плана исследования. (Задача получить как можно больше новых сведений о том, что является предметом исследований.
Карточки с обозначением методов :
• «подумать самостоятельно»
• «спросить у другого человека»
• «наблюдение и эксперимент»
• «узнать из книги»
• «посмотреть в компьютере»
• «обратиться к специалисту»
Шаг четвертый – обобщение полученных результатов.
Шаг пятый – доклад.
Вам предстоит вместе со мной выполнять работу.
Практикум
- Я вам предлагаю вам выбрать одного животного Ростовской области, который вам действительно интересен и мы, как ученные исследуем его.
Родители выбрали карточку с темой «Речной бобр». Остальные карточки (с «темами исследования») убираем.
Тема нашего исследования - «Речной бобр». (Слайд 6). Наша задача – получить как можно больше новых сведений о речном бобре и подготовить, о нём сообщение – небольшой доклад. Для того чтобы выполнить эту работу, надо исследовать всё, что можно, собрать всю доступную информацию и обработать её. Как это можно сделать?
Что мы должны сделать в начале?
Как вы думаете, с чего начинает исследование учёный? (Вопросы обращены ко всей группе родителей).
В ходе коллективного обсуждения они называют основные методы : «прочитать в книге», «понаблюдать», «узнать в интернете» и др. Каждый ответ обязательно отмечаем.
ПОКАЗ
После того как, например, кто-то из родителей сказал, что новое можно узнать из книг, положить перед ними карточку с изображением этого метода исследования.
Можно спросить у нас, у других членов семьи. Показываю карточку.
Провести эксперимент. Показываем карточку. Значит, сделать, что- то практически.
А мы можем подумать и самостоятельно? Конечно. Показываем карточку.
Посмотреть по телевизору
Посмотреть информацию у компьютера
Понаблюдать
ПАПКА ИССЛЕДОВАТЕЛЯ (ПОКАЗ ПАПКИ)
Уважаемые, родители, вот у нас выстроилась цепочка методов исследования. Карточки с обозначением методов исследования, лежащие перед вами на столе, - не что иное, как план нашего будущего исследования.
С чего начать наше исследование? (варианты родителей)
Предлагаю родителям сначала подумать самостоятельно.
Родители делятся и обмениваются информацией по теме исследования «Речной бобр»
Коллеги – ученые, хотели бы вы узнать дополнительную информацию о солнце? Тогда мы переходим к следующему этапу нашей работы.
Следующий этап – сбор материала. Мы начинаем действовать по намеченному плану. Его надо зафиксировать. Собираемые сведения можно просто запомнить, но, это трудно, поэтому лучше сразу зафиксировать. Для этого существует пиктографическое письмо. На маленьких листочках бумаги ручкой, карандашом или фломастерами можно делать заметки – рисунки, значки, символы. Это могут быть несложные изображения, отдельные буквы или слова, а также специальные, изобретённые «на ходу» значки и различные символы. (Слайд 8)
Мы можем зарисовать схематично, зафиксировать идею. (Например, бобры –это одни из самых крупных грызунов на планете. Они могут иметь массу тела до 35 кг, длина тела от 70- 130 см. Бобры травоядные животные).
Сбор материала.
- Я вам предлагаю выбрать карточки с методами исследования и распределиться в пары.
Первая пара с карточкой компьютер - ищут информацию про бобра в социальной сети интернет и фиксируют полученную информацию, с помощью схематических рисунков.
Вторая пара с карточкой найти в книге– ищут информацию в энциклопедиях и фиксируют полученную информацию, с помощью схематических рисунков.
Третья пара с карточкой узнать посмотреть по телевизору ищут информацию смотря телевизор и фиксируют полученную информацию, с помощью схематических рисунков.
Обобщение полученных данных.
- Теперь, когда вся информация получена и зафиксирована, необходимо ее проанализировать и обобщить.
Теперь собранные сведения надо проанализировать и обобщить. Вы зафиксировали информацию и мы все вместе анализируем и обобщим добытые знания. Родители раскладывают на столе свои записи и пиктограммы и начинают смотреть и рассуждать: что интересного узнали.
Доклад.
Как только информация обобщена, взрослые – ученые выбирают докладчика, и он делает сообщение.
Рефлексия практикума.
- Уважаемые родители,
- Если вам понравился практикум: и это было актуально, полезно, интересно и вы будете эту методику использовать в работе со своим ребёнком – нарисуйте мне улыбающегося смайлика.
- Если это всё вас совсем не тронуло – нарисуйте грустного смайлика.
- Ну, а если вам всё не до конца понятно и что с этими знаниями делать, нарисуйте руку.
И мне бы хотелось завершить практикум такими словами
Решать загадки можно вечно,
вселенная ведь бесконечна,
спасибо всем вам за урок,
А главное, чтоб был он впрок!
Мне очень понравилось с вами работать!
Спасибо всем за внимание!