Грачева Виктория
Мастер-класс для родителей «Использование игровых упражнений по развитию речи для формирования основ финансовой грамотности»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для родителей.
Аннотация.
Данный мастер-класс предназначен для повышения компетентности родителей в вопросах формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через речевые игровые упражнения. Речевое развитие очень важно в процессе изучения основ финансовой грамотности, как компонент активного коммуникативного поведения, является важнейшим элементом социализации ребенка в мире финансовых отношений взрослых. С помощью представленных игровых упражнений родители смогут в домашних условиях формировать основы финансовой грамотности : знакомить детей с разными профессиями, разнообразием товара в магазине, развивать умение его группировать, рекламировать, отличать качественный товар от некачественного. Также параллельно развивать речь ребенка : формировать звукопроизношение, развивать фонематический слух, фонематический анализ и синтез слов, грамматический строй речи.
Публикация «Мастер-класс для родителей „Использование игровых упражнений по развитию речи для формирования основ финансовой грамотности“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2024
Цель мастер-класса :
повышение компетентности родителей в вопросах формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через речевые игровые упражнения.
Задачи:
• обозначить положительное влияние раннего финансового просвещения детей дошкольного возраста на дальнейшее становление их личности;
• продемонстрировать на практическом примере варианты игровых упражнений с детьми для формирования основ финансовой грамотности и развития речи;
• привлечь родителей к сотрудничеству с логопедом в образовательном процессе.
Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, экран, картинки с изображением продуктов и одежды, (приложение 1, карточки с изображением качественного и некачественного товара (приложение 2, карточки с изображением клубники, игрушечного мишки и платья (приложение 3, стол, две полки, мусорное ведро, доска, мнемосхема (приложение 4)
Теоретическая часть.
Слайд 1 («Самые лучшие инвестиции — в знания». Бенджамин Франклин)
Добрый день, уважаемые родители! Я рада Вас приветствовать на своем мастер-классе, на котором я дам рекомендации по использованию игровых упражнений для формирования основ финансовой грамотности у дошкольников. Но решение экономических задач должно осуществляться в единстве с речевым и нравственным воспитанием. Речевое развитие очень важно в процессе изучения основ финансовой грамотности как компонент активного коммуникативного поведения и является важнейшим элементом социализации ребенка в мире финансовых отношений взрослых. Поэтому данные игры будут полезны не только в экономическом познании дошкольников, но и в развитии речи детей. Итак, мы начинаем.
Все мы хотим для своих детей самого лучшего. Покупаем красивую одежду и игрушки, выбираем лучший детский сад и школу, помогаем в выборе профессии, а иногда и сами делаем этот выбор за ребенка, потому что уверены, мы лучше знаем как надо. Но учим ли мы правильно распоряжаться финансами? Понимает ли ребенок значимость людей различных профессий?
Современных детей, точно также как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая таким образом первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.
На формирование отношения ребёнка к финансам сильное влияние оказывает воспитание в семье. Формирование такого отношения начинается с того момента, когда малыш получает в руки первые деньги.
Именно в этот момент важно заняться финансовым обучением дошкольника, так как это может определить его будущее. Грамотное отношение к деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию ребенка в дальнейшем. Кем бы он ни стал, где бы ни жил, с кем бы он ни общался, он все - равно столкнется с законами экономики. И если не отнестись к этому со всей серьезностью, плоды придется пожинать не только ему, но и вам.
Что же такое финансовая грамотность и как мы можем помочь ребенку в начале его пути?
Что такое финансовая грамотность, вы можете увидеть на слайде.
Слайд 2. (Финансовая грамотность (англ. Financial literacy) — сочетание осведомленности, знаний, навыков, установок и поведения, связанных с финансами и необходимых для принятия разумных финансовых решений, а также достижения личного финансового благополучия; набор компетенций человека, которые образуют основу для разумного принятия финансовых решений)
В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.
Как же мы можем помочь ребенку освоить основы финансовой грамотности? Конечно же, этот процесс должен проходить у дошкольников в игровой форме : с помощью загадок, пословиц, сказок, экономических задач, дидактических и сюжетно-ролевых игр. Дети узнают такие понятия, как деньги, реклама, доход, расход, банк и многие другие. Главное - говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.
Я хочу показать Вам несколько игровых упражнений для формирования основ финансовой грамотности у ребенка, которые также помогают развивать звукопроизношение и фонематический слух, расширять словарный запас, совершенствовать связную речь. Для этого послушайте одну историю.
II. Практическая часть
Создание проблемной ситуации.
Слайд 3 (Волшебный магазин)
В одном очень старом городе, на самой его окраине, стоит маленький волшебный магазин. И хозяин в нем не простой, а волшебный. А зовут его Гном-эконом. В этом магазине торгуют самыми различными волшебными товарами, которые помогают людям жить хорошо и счастливо. Жители очень любили этот магазин. И каждый день приходили за новыми покупками. Но вот случилась беда.
Слайд 4 (Злая волшебница)
Злая волшебница разозлилась на хозяина магазина, потому что все ходили за покупками только к нему, и наложила на него заклинание «Картавус». И стал Гном-эконом плохо говорить: звуки пропускать, слова путать и связная речь у него пропала. Не мог он объяснить, что за товар и зачем он нужен. Не понимали люди слов хозяина, не могли узнать волшебные свойства товара и как им правильно пользоваться. И покупателей становилось все меньше и меньше. Совсем отчаялся Гном и хотел уже закрывать магазин. Но узнал он, что есть в одном детском саду родители грамотные, которые помогут снять заклинание и сделать магазин вновь востребованным. И этими родителями являетесь ВЫ. Чтобы помочь Гному-эконому, я приглашаю Вас в волшебный магазин. Для этого нужно произнести волшебные слова, четко проговаривая звук [р] :
Доллары, евро, рубли мы возьмем,
В волшебную лавку мы попадем.
Слайд 5 (Магазин с разбросанными товарами)
Решение проблемы.
Вот мы с вами и на месте. Нас встречает Гном-эконом. Посмотрите, какой бардак. Весь товар в магазине перепутан. Он из разных отделов. Чтобы хозяину магазина и покупателям легче было в нем ориентироваться, давайте сгруппируем его.
Для этого мне нужна помощь двух родителей. Перед вами стол, на котором лежат картинки с изображением товара (сыр, сосиски, сало, сок, свекла, штаны, шорты, шапка, шарф, шуба). Из предложенных картинок одному родителю в отдел с продуктами необходимо разложить продукты питания, названия которых начинается на звук [С]. Во второй отдел другому родителю необходимо положить одежду, название которой начинается на звук [Ш]. Поочередно произносим слова и объясняем свой выбор.
Спасибо, садитесь на места.
Слайд 6 (Отдел игрушек)
Отлично. Остался еще один отдел, в котором должны лежать игрушки. Его мы разложим все вместе. Чтобы положить их на место, нужно произнести для каждой вещи волшебные слова. Если мы правильно их произнесем, то игрушки займут свои места на полке. Повторяйте за мной:
АТ – АТ – АТ - новый самокат
Слайд 7 (самокат)
ОЗИК – ОЗИК – ОЗИК - железный паровозик
Слайд 8 (паровозик)
ЧИ – ЧИ – ЧИ - пестрые мячи
Слайд 9 (мячи)
УКЛА – УКЛА – УКЛА - хорошенькая кукла
Слайд 10 (кукла)
ИНА – ИНА – ИНА – вот лежит машина
Слайд 11 (машина)
АДКА – АДКА – АДКА - деревянная лошадка
Слайд 12 (лошадка)
После того, как мы навели порядок, необходимо определить, весь ли товар качественный, чтобы его можно было продать. Для этого я прошу выйти одного родителя. На магнитной доске из предложенных картинок (неваляшка, неваляшка без руки, пожарная машинка, пожарная машинка без колеса, резиновая уточка, резиновая уточка без клюва, выберите те вещи, которые имеют хорошее качество и положите на стол, а некачественный товар, выбросите в контейнер, на котором написано «мусор», но перед этим вы должны объяснить, почему он не подходит для продажи.
Спасибо, садитесь на места
Слайд 13 (магазин с расставленным товаром)
Теперь в нашем магазине только качественный и проверенный товар. Пора дать рекламу нашему магазину, чтобы клиенты вновь начали приходить в него.
Для этого я прошу выйти еще трех человек. Выберите по одной карточке (клубника, платье, игрушечный мишка). Ваша задача разрекламировать товар, не называя его. А остальные родители угадывают, о чем идет речь.
Слайд 14 (покупатели в магазине)
Наша реклама привлекла первых покупателей. Это люди разных профессий. Давайте познакомимся с ними поближе, чтобы узнать, какой товар их заинтересует. Для этого, используя данную мнемосхему, распложенную на доске, расскажите о человеке каждой профессии и подберите для него необходимый товар в магазине:
Мнемосхема:
1. Как называется
2. Место работы
3. Какую работу выполняет
4. Спецодежда. Головной убор.
5. Инструменты.
6. Отношение к профессии.
Слайд 15 (врач)
Слайд 16 (пожарный)
Слайд 17 (продавец)
Слайд 18 (повар)
Слайд 19 (гном в магазине)
Познакомившись с покупателями, мы смогли продать нужный им товар. Все покупатели остались довольны и заклинание злой волшебницы утратило свою силу.
Мы помогли восстановить работу волшебного магазина и нам пора возвращаться назад. Для этого, необходимо произнести волшебные слова:
С Гномом нам пора прощаться
И обратно возвращаться.
Рефлексия.
Слайд 20. Мама и ребенок играют.
Уважаемые родители! Я показала Вам, как с помощью игровых упражнений, вы сможете в домашних условиях формировать основы финансовой грамотности : знакомить их с разными профессиями, разнообразием товара в магазине, развивать умение его группировать, рекламировать, отличать качественный товар от некачественного, а также воспитывать в детях доброту, отзывчивость, милосердие и параллельно развивать речь ребенка. В благодарность за Вашу работу хочу вручить эти памятки с описанием речевых игровых приемов по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
А закончить свой мастер–класс я хочу словами Иоганна Вольфганга фон Гё те: «Многие люди не задумываются о деньгах до тех пор, пока те не заканчиваются. Другие ведут себя также и со временем»
Мы часто пытаемся купить любовь ребенка деньгами, и даже не замечаем этого. Покупаем игрушки, сладости, а для этого пропадаем на работе и не видим своего малыша. Но для него важна не радиоуправляемая машинка, а те 10 минут, которые мама провела с ним, играя в эту «дорогую» игрушку.
Заключение:
Любая педагогическая проблема может быть успешно решена только при условии активного взаимодействия детского сада и семьи. Совместная работа педагога и семьи даст хорошие результаты и будет способствовать более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому и речевому воспитанию детей. Данный мастер-класс был проведен с родителями воспитанников старших групп, а также размещен на следующих сайтах: школасегодня. рф/kopilka/15039, rirorzn.ru/publication/doshkolnoe-obuchenie/ispolz. ansovoy-gramotnosti/, infourok.ru/master-klass-dlya-roditelej-ispolzovan. tnosti--5369471.html.
Список источников:
1. Антонова Ю. Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности. М. : ВИТА-ПРЕСС, 2017. – 56 с.
2. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики или, как мы играем в экономику: Учебное пособие: СПб, 2001. - 130 с.