Получи документы

Мастер-класс для родителей «Формирование КГН у детей дошкольного возраста с РАС»

Ольга Гаврина
Мастер-класс для родителей «Формирование КГН у детей дошкольного возраста с РАС»
▼ Скачать + Заказать документы

Введение

С первых дней жизнь ребенка социально организована. Она состоит из чередующихся, ежедневно повторяющихся бытовых процессов: сон, умывание, одевание и раздевание, прием пищи, пользование туалетом и пр. От ребенка с расстройствами аутистического спектра (далее РАС) требуется много усилий, чтобы научиться пить из чашки, пользоваться ложкой, одеваться. По определению известного физиолога и педагога Н. Н. Щелованова, режим дня в первые годы жизни ребенка - это правильное распределение во времени и правильная взаимопоследовательность удовлетворения основных физиологических потребностей ребенка во сне, кормлении, а также в деятельности.

Публикация «Мастер-класс для родителей „Формирование КГН у детей дошкольного возраста с РАС“» размещена в разделах

Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребенок осваивает серию культурно-гигиенических (далее КГН) навыков и навыков самообслуживания: мыть руки, полоскать рот, пользоваться ложкой, одеваться и раздеваться и пр. Эти навыки - одна из составляющих культуры поведения в быту и одна из основ здорового образа жизни ребенка с РАС. От знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит их здоровье и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми с РАС необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки и навыки самообслуживания с возрастом постоянно совершенствовались. Самые прочные привычки, стереотипы детей с РАС формируются в детстве, поэтому очень важно с раннего возраста воспитывать у ребенка необходимые навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. И насколько хорошо работа по данной теме изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а также воспитанию культуры поведения.

Обучение КГН и навыкам самообслуживания решает важные задачи по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни и по сохранению и укреплению здоровья детей, как физического, так и психического, что очень актуально при работе с детьми с РАС. Именно поэтому я обратилась к теме «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания как основа здорового образа жизни ребенка с РАС».

Для достижения эффективности формирования навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков мной был разработан мастер-класс для родителей «Я сам» на тему «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания как основа здорового образа жизни ребенка с РАС». Одна из задач - научить родителей правильно и грамотно помочь ребенку с РАС, но не сделать за него, а научить, чтобы дети могли социализироваться в дальнейшем. Обязательным условием формирования КГН и навыков самообслуживания, воспитания привычки к здоровому образу жизни является единство требований со стороны взрослых, как дома, так и в детском саду.

Создание здорового образа жизни для ребенка с РАС является первоосновой его полноценного воспитания и развития.

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания как основа здорового образа жизни ребенка с РАС.

Проблема, возникающая во время обучения навыкам самообслуживания.

Низкая мотивация родителей, позиция полной опеки, сложившийся стереотип отношений. Родителям проще все сделать самим, и они не видят смысла в обучении культурно-гигиеническим навыкам и навыкам самообслуживания.

Цель: формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания как основа здорового образа жизни ребенка с РАС.

Задачи:

1. Кратко познакомить с особенностями формирования у детей культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания.

2. Отработать эффективные методы и приёмы руководства навыками самообслуживания, культурно-гигиеническими навыками (от простого к сложному).

3. Раскрыть возможности переноса полученных знаний в условия семейного воспитания.

4. Развивать рефлексию, аналитические умения.

Предварительная работа:

Анкетирование родителей «Культурно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания».

План работы:

1. Введение (приветствие, актуальность)

2. Основная часть

2.1. Теоретическая часть (значение культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания, особенности их формирования)

2.2. Практическая часть:

2.2.1. Анкетирование

Цель: развитие рефлексии

2.2.2. Моделирование ситуации и их анализ.

Цель: развитие аналитических умений.

2.2.3. Итог основной части

• Игра «Дополни предложение»

• Рефлексия «Мой ребенок».

Предполагаемый результат:

1. Родители активно проявляют свои умения в ситуациях.

2. Оказывают детям различные виды помощи.

3. Осознают необходимость использования эффективных приемов при формировании навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков.

Раздаточный материал:

Листы рефлексии

Оборудование:

Карандаш, ложка, чашка, кружка, скатерть, салфетки, стол, стул, жакет, ботинки.

Ход работы

1. Вступление (актуальность проблемы)

Приветствие.

Добрый день, уважаемые родители и коллеги.

Меня зовут Гаврина Ольга Викторовна

Предлагаю вам принять участие в мастер-классе. Надеюсь что тема, которую мы сегодня затронем, будет для вас интересной, а материал, который я приготовила, будет полезным.

Тема мастер - класса звучит следующим образом «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, как основа здорового образа жизни ребенка с РАС».

Для начала я хотела бы вас спросить, что вы понимаете под навыками самообслуживания, культурно-гигиеническими навыками? Спрашиваю Вас не для того, чтобы проверить знания, а для того, чтобы обозначить проблему, над которой мы с вами будем сегодня работать.

Навык - это автоматизированное умение, когда мы, не задумываясь, выполняем что-то. Только женщина может смотреть телевизор, красить ногти и одновременно следить за ребенком (и мы об этом не задумываемся, делаем автоматически). Сегодня мы с Вами обсудим, на каком уровне навыки сформированы у наших детей и как правильно оказать помощь ребенку (не сделать за него, а научить).

Постановка проблемы.

Навыки самообслуживания, культурно-гигиенические навыки являются первым этапом социально-бытовой адаптации. Данные навыки мы начинаем формировать у детей с первых дней их пребывания в детском саду. Как мы работаем с детьми в детском саду? Индивидуально, при помощи игрового материала, используя дидактическую куклу.

Усвоение любого материала происходит у детей в процессе игры, но не всем детям интересна игра. В свободных играх со сверстниками развиваются усвоенные способности. Если ребенок не умеет играть — его надо учить. Оптимальные результаты могут быть достигнуты только в специально организованных играх и при специально организованном обучении.

Большое значение имеет поэтапность формирования навыков, предусматривающая (от простого к сложному) овладение сначала простейшими, а затем более сложными действиями. Мы применяем метод поэтапного показа и отработки всех элементов действия с каждым ребенком. Используются также словесная регуляция и коррекция действий детей.

В процессе обучения должно обеспечиваться постоянное развитие. У наших детей имеются некоторые проблемы: им трудно имитировать (повторять) наши движения, координировать движения руки и глаза, есть трудности и в мелкой моторике. Вот всем этим займемся.

А ведь даже для того, чтобы снять и надеть куртку, кофту и пальто, ребенку необходимо научиться управлять предплечьем, уметь менять положение кистей рук, поворачивая их тыльной или ладонной стороной, а также действовать двумя руками.

С чего же необходимо начать?

Для начала нужно определить, что может самостоятельно сделать ребенок и что ему еще не под силу, затем разбить процесс на составляющие компоненты или небольшие шаги, обучение которым приведет ребенка к освоению навыка в целом.

Заполнение листов рефлексии

«А сейчас я предлагаю Вам ответить на следующие вопросы.

Спасибо!»

Мой ребенок

Самостоятельно может Мой ребенок

Может с моей помощью Мой ребенок еще

Не может Как я могу помочь

Ваши ответы говорят о проблеме, которая существует: проблема самообслуживания. Я не буду теоретически вам описывать, как это делается, а мы сразу приступим к практике.

Формирование навыков еды

Демонстрация приёма

Ситуация: «А теперь представьте меня в роли ребенка. Я девочка Настя, а Вы мамочка, которая должна научить меня правильно держать ложку. Как Вы это будете делать? Продемонстрируйте пожалуйста».

Атрибуты: ложка, миска, стол, стул, карандаш

Анализ ситуации

1-й вариант (родитель выполнил мою задачу) : «Совершенно правильно. Вы сейчас выполнили мою задачу – вы практически правильно показали, как научить ребенка держать ложку».

2-й вариант (родитель показал свой прием) : «Ваш прием нам понятен. Вы тоже делаете правильно, я просто хотела уточнить перед родителями, что есть более эффективные приемы, где зеркальное отражение не используется. Теперь Вы, девочка Рита, и вы не умеете держать ложку. Как это делаем мы? (показываю и объясняю). Я подхожу сзади ребенка, беру его руку в свою, правильно расставляя его пальцы, и направляю его движения. Вы оказали физическую помощь для выработки мышечной памяти, используя прием «рука в руке».

То же самое с умением правильно держать карандаш. Мы, используя прием «рука в руке», оказываем физическую помощь ребенку для выработки мышечной памяти.

Формирование навыков одевания

Переходим к более сложному

Навыки одевания более сложны для ребенка, так как здесь необходима согласованность движений двух рук и координация.

Демонстрация приема

Ситуация: «Вы ребенок, который не умеет застегивать пуговицы и обувать ботинки. Как вы поможете помочь ему справиться с этим?»

Атрибуты: ботинки, жакет

Анализ ситуации

1-й вариант (родитель выполнил мою задачу) : «Спасибо! Очень замечательно, что вы освоили наш эффективный прием «рука в руке» и перенесли его на другую ситуацию. Вы использовали физическую помощь для закрепления мышечной памяти»

2-й вариант (родитель показал свой прием) : «Ваш прием нам понятен. Но как это делаем мы? (показываю и объясняю). Я подхожу сзади ребенка, беру его руку и кладу свои руки поверх руки ребенка, направляя его движения до тех пор, пока ему не удастся выполнить действие самостоятельно».

А сейчас хотелось бы Вам дать несколько рекомендаций:

- Перед тем как начать работать над процессом одевания, необходимо убедиться, что ребенок находится в правильном, устойчивом положении. Очень важно, чтобы он не тратил лишних сил на удерживание равновесия.

- Необходимо продумать, какие формы захвата доступны ребенку и как их можно использовать.

- Каждое действие необходимо разбить на шаги. Можно применить как прямую последовательность, когда ребенок выполняет первое действие из цепочки, а все остальное завершает взрослый, так и обратную последовательность, когда взрослый производит все действия, а ребенок - завершает процесс.

- Обучая ребенка одеванию, нельзя спешить, и, конечно, не следует напрасно торопить ребенка; одежда должна быть просторной, ее легче снимать и надевать.

- Закреплять навыки одевания на другом материале ( игровой материал: застегивание/расстегивание пуговиц, молний – без него нельзя).

- Прежде чем начать формировать тот или иной навык, необходимо помочь ребенку проделать целиком всю процедуру. Если окажется, что он не может выполнить некоторые действия даже с помощью взрослого (не держит равновесия, плохая мелкая моторика, то выполнить их самостоятельно ему тем более будет не под силу. В этом случае целесообразно облегчить ребенку задачу. Распишите, в каком порядке обычно мы выполняем ту или иную процедуру и в каком порядке это легче делать ребенку.

Очень эффективным является прием моделирования, поскольку визуально подсказывает ребенку последовательность движений и действий (демонстрируете модели процесса одевания/раздевания)

Итак, для формирования навыков необходимо : дополнительное время, детализация процесса (деление на мелкие этапы, визуализация (использование моделей).

Навыки дежурства (накрывание на стол)

А сейчас мы с вами поговорим о навыках, необходимых нам за столом.

В детском саду педагоги предъявляют к детям определенные правила. Привлекают детей к элементарному хозяйственно-бытовому труду, учат оказывать посильную помощь; раскладывать оборудование или материалы к занятиям и убирать их; убирать игрушки после игр, накрывать на стол. Поэтому дома нужно привлекать ребенка к тому, чтобы накрывать на стол и убирать за собой посуду. Но мы на это не обращаем внимания. Очень важно выполнять это в одном месте и в одно время.

Сейчас мы по-другому выстроим нашу работу. Мы будем учиться накрывать на стол. Вы - в роли детей. Я говорю, а вы выполняете мою пошаговую инструкцию.

Демонстрация приема

Ситуация (дежурство-накрывание на стол) : «Саша, возьми фартук, надень его, подойди ко мне, возьми скатерть и постели ее на стол, вернись ко мне и возьми тарелку, поставь её на стол, возьми ложку и положи на стол рядом с тарелкой. А теперь поставь салфетницу. Спасибо!»

Атрибуты: фартук, скатерть, ложка, миска, салфетница, стол

Анализ ситуации

«Что вы сейчас делали? Вы выполняли четкую пошаговую инструкцию. Я разбивала действие на маленькие шаги, что очень важно в работе с нашими детьми. Я оказала вам устное содействие, говорила слова, которые наталкивали Вас на требуемое действие».

А теперь я предлагаю Вам поиграть в игру «Продолжи предложение».

Я хочу, чтобы мой ребенок научился …

Мы начнем с ….

Я буду стараться…

И в заключение прошу Вас ответить на вопрос последней колонки «Как я могу помочь…», думаю, вам будет, что написать.

Спасибо!

Публикации по теме:

«Белка». Аппликация из сухих листьев. Мастер-класс для родителей и детей дошкольного возраста«Белка». Аппликация из сухих листьев. Мастер-класс для родителей и детей дошкольного возраста «БЕЛКА» - аппликация из сухих листьев (поэтапное выполнение). Мастер-класс для родителей и детей дошкольного возраста. ДЕВИЗ: «Для ребёнка,.

Формирование правильной осанки детей дошкольного возраста Проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной во все времена. При этом одним из комплексных показателей здоровья ребенка.

Консультация для родителей «Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения звуков» Консультация для родителей по проблеме: «Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения звуков - одна из важнейших задач.

Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возрастаФормирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста "Семья - эта та самая среда, в которой человек учиться, и сам творит добро" В. А. Сухомлинский. В современном обществе основными общечеловеческими.

Консультация для родителей «Формирование КГН у детей раннего возраста как средство приобщения к ЗОЖ» «Здоровье детей — богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена. «Здоровье – более широкое понятие, под которым.

Консультация для родителей «Формирование речевого дыхания у детей дошкольного возраста» Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система.

Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста» Единственный способ сохранить здоровье - это есть то, чего не хочешь, пить то, чего не любишь, и делать то, что не нравится. Марк Твен.

Консультация для родителей «Формирование сенсорных представлений у детей дошкольного возраста» Уважаемые родители! Сенсорное развитие - это формирование у ребенка новых не существующих ранее сенсорных процессов и свойств (ощущений,.

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая.

Мастер-класс для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста»Мастер-класс для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста» Мастер-класс для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста» Цель: демонстрация опыта работы по речевому развитию дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для родителей «Формирование КГН у детей дошкольного возраста с РАС»
Опубликовано: 13 марта 2022 в 12:48
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для родителей «Формирование КГН у детей дошкольного возраста с РАС»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Гаврина (УИ 871629) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД