Ольга Гаврина
Мастер-класс для родителей «Формирование КГН у детей дошкольного возраста с РАС»
Введение
С первых дней жизнь ребенка социально организована. Она состоит из чередующихся, ежедневно повторяющихся бытовых процессов: сон, умывание, одевание и раздевание, прием пищи, пользование туалетом и пр. От ребенка с расстройствами аутистического спектра (далее РАС) требуется много усилий, чтобы научиться пить из чашки, пользоваться ложкой, одеваться. По определению известного физиолога и педагога Н. Н. Щелованова, режим дня в первые годы жизни ребенка - это правильное распределение во времени и правильная взаимопоследовательность удовлетворения основных физиологических потребностей ребенка во сне, кормлении, а также в деятельности.
Публикация «Мастер-класс для родителей „Формирование КГН у детей дошкольного возраста с РАС“» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- КГН, гигиена. Консультации для родителей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Мастер-классы для родителей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребенок осваивает серию культурно-гигиенических (далее КГН) навыков и навыков самообслуживания: мыть руки, полоскать рот, пользоваться ложкой, одеваться и раздеваться и пр. Эти навыки - одна из составляющих культуры поведения в быту и одна из основ здорового образа жизни ребенка с РАС. От знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит их здоровье и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми с РАС необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки и навыки самообслуживания с возрастом постоянно совершенствовались. Самые прочные привычки, стереотипы детей с РАС формируются в детстве, поэтому очень важно с раннего возраста воспитывать у ребенка необходимые навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. И насколько хорошо работа по данной теме изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а также воспитанию культуры поведения.
Обучение КГН и навыкам самообслуживания решает важные задачи по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни и по сохранению и укреплению здоровья детей, как физического, так и психического, что очень актуально при работе с детьми с РАС. Именно поэтому я обратилась к теме «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания как основа здорового образа жизни ребенка с РАС».
Для достижения эффективности формирования навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков мной был разработан мастер-класс для родителей «Я сам» на тему «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания как основа здорового образа жизни ребенка с РАС». Одна из задач - научить родителей правильно и грамотно помочь ребенку с РАС, но не сделать за него, а научить, чтобы дети могли социализироваться в дальнейшем. Обязательным условием формирования КГН и навыков самообслуживания, воспитания привычки к здоровому образу жизни является единство требований со стороны взрослых, как дома, так и в детском саду.
Создание здорового образа жизни для ребенка с РАС является первоосновой его полноценного воспитания и развития.
Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания как основа здорового образа жизни ребенка с РАС.
Проблема, возникающая во время обучения навыкам самообслуживания.
Низкая мотивация родителей, позиция полной опеки, сложившийся стереотип отношений. Родителям проще все сделать самим, и они не видят смысла в обучении культурно-гигиеническим навыкам и навыкам самообслуживания.
Цель: формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания как основа здорового образа жизни ребенка с РАС.
Задачи:
1. Кратко познакомить с особенностями формирования у детей культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания.
2. Отработать эффективные методы и приёмы руководства навыками самообслуживания, культурно-гигиеническими навыками (от простого к сложному).
3. Раскрыть возможности переноса полученных знаний в условия семейного воспитания.
4. Развивать рефлексию, аналитические умения.
Предварительная работа:
Анкетирование родителей «Культурно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания».
План работы:
1. Введение (приветствие, актуальность)
2. Основная часть
2.1. Теоретическая часть (значение культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания, особенности их формирования)
2.2. Практическая часть:
2.2.1. Анкетирование
Цель: развитие рефлексии
2.2.2. Моделирование ситуации и их анализ.
Цель: развитие аналитических умений.
2.2.3. Итог основной части
• Игра «Дополни предложение»
• Рефлексия «Мой ребенок».
Предполагаемый результат:
1. Родители активно проявляют свои умения в ситуациях.
2. Оказывают детям различные виды помощи.
3. Осознают необходимость использования эффективных приемов при формировании навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков.
Раздаточный материал:
Листы рефлексии
Оборудование:
Карандаш, ложка, чашка, кружка, скатерть, салфетки, стол, стул, жакет, ботинки.
Ход работы
1. Вступление (актуальность проблемы)
Приветствие.
Добрый день, уважаемые родители и коллеги.
Меня зовут Гаврина Ольга Викторовна
Предлагаю вам принять участие в мастер-классе. Надеюсь что тема, которую мы сегодня затронем, будет для вас интересной, а материал, который я приготовила, будет полезным.
Тема мастер - класса звучит следующим образом «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, как основа здорового образа жизни ребенка с РАС».
Для начала я хотела бы вас спросить, что вы понимаете под навыками самообслуживания, культурно-гигиеническими навыками? Спрашиваю Вас не для того, чтобы проверить знания, а для того, чтобы обозначить проблему, над которой мы с вами будем сегодня работать.
Навык - это автоматизированное умение, когда мы, не задумываясь, выполняем что-то. Только женщина может смотреть телевизор, красить ногти и одновременно следить за ребенком (и мы об этом не задумываемся, делаем автоматически). Сегодня мы с Вами обсудим, на каком уровне навыки сформированы у наших детей и как правильно оказать помощь ребенку (не сделать за него, а научить).
Постановка проблемы.
Навыки самообслуживания, культурно-гигиенические навыки являются первым этапом социально-бытовой адаптации. Данные навыки мы начинаем формировать у детей с первых дней их пребывания в детском саду. Как мы работаем с детьми в детском саду? Индивидуально, при помощи игрового материала, используя дидактическую куклу.
Усвоение любого материала происходит у детей в процессе игры, но не всем детям интересна игра. В свободных играх со сверстниками развиваются усвоенные способности. Если ребенок не умеет играть — его надо учить. Оптимальные результаты могут быть достигнуты только в специально организованных играх и при специально организованном обучении.
Большое значение имеет поэтапность формирования навыков, предусматривающая (от простого к сложному) овладение сначала простейшими, а затем более сложными действиями. Мы применяем метод поэтапного показа и отработки всех элементов действия с каждым ребенком. Используются также словесная регуляция и коррекция действий детей.
В процессе обучения должно обеспечиваться постоянное развитие. У наших детей имеются некоторые проблемы: им трудно имитировать (повторять) наши движения, координировать движения руки и глаза, есть трудности и в мелкой моторике. Вот всем этим займемся.
А ведь даже для того, чтобы снять и надеть куртку, кофту и пальто, ребенку необходимо научиться управлять предплечьем, уметь менять положение кистей рук, поворачивая их тыльной или ладонной стороной, а также действовать двумя руками.
С чего же необходимо начать?
Для начала нужно определить, что может самостоятельно сделать ребенок и что ему еще не под силу, затем разбить процесс на составляющие компоненты или небольшие шаги, обучение которым приведет ребенка к освоению навыка в целом.
Заполнение листов рефлексии
«А сейчас я предлагаю Вам ответить на следующие вопросы.
Спасибо!»
Мой ребенок
Самостоятельно может Мой ребенок
Может с моей помощью Мой ребенок еще
Не может Как я могу помочь
Ваши ответы говорят о проблеме, которая существует: проблема самообслуживания. Я не буду теоретически вам описывать, как это делается, а мы сразу приступим к практике.
Формирование навыков еды
Демонстрация приёма
Ситуация: «А теперь представьте меня в роли ребенка. Я девочка Настя, а Вы мамочка, которая должна научить меня правильно держать ложку. Как Вы это будете делать? Продемонстрируйте пожалуйста».
Атрибуты: ложка, миска, стол, стул, карандаш
Анализ ситуации
1-й вариант (родитель выполнил мою задачу) : «Совершенно правильно. Вы сейчас выполнили мою задачу – вы практически правильно показали, как научить ребенка держать ложку».
2-й вариант (родитель показал свой прием) : «Ваш прием нам понятен. Вы тоже делаете правильно, я просто хотела уточнить перед родителями, что есть более эффективные приемы, где зеркальное отражение не используется. Теперь Вы, девочка Рита, и вы не умеете держать ложку. Как это делаем мы? (показываю и объясняю). Я подхожу сзади ребенка, беру его руку в свою, правильно расставляя его пальцы, и направляю его движения. Вы оказали физическую помощь для выработки мышечной памяти, используя прием «рука в руке».
То же самое с умением правильно держать карандаш. Мы, используя прием «рука в руке», оказываем физическую помощь ребенку для выработки мышечной памяти.
Формирование навыков одевания
Переходим к более сложному
Навыки одевания более сложны для ребенка, так как здесь необходима согласованность движений двух рук и координация.
Демонстрация приема
Ситуация: «Вы ребенок, который не умеет застегивать пуговицы и обувать ботинки. Как вы поможете помочь ему справиться с этим?»
Атрибуты: ботинки, жакет
Анализ ситуации
1-й вариант (родитель выполнил мою задачу) : «Спасибо! Очень замечательно, что вы освоили наш эффективный прием «рука в руке» и перенесли его на другую ситуацию. Вы использовали физическую помощь для закрепления мышечной памяти»
2-й вариант (родитель показал свой прием) : «Ваш прием нам понятен. Но как это делаем мы? (показываю и объясняю). Я подхожу сзади ребенка, беру его руку и кладу свои руки поверх руки ребенка, направляя его движения до тех пор, пока ему не удастся выполнить действие самостоятельно».
А сейчас хотелось бы Вам дать несколько рекомендаций:
- Перед тем как начать работать над процессом одевания, необходимо убедиться, что ребенок находится в правильном, устойчивом положении. Очень важно, чтобы он не тратил лишних сил на удерживание равновесия.
- Необходимо продумать, какие формы захвата доступны ребенку и как их можно использовать.
- Каждое действие необходимо разбить на шаги. Можно применить как прямую последовательность, когда ребенок выполняет первое действие из цепочки, а все остальное завершает взрослый, так и обратную последовательность, когда взрослый производит все действия, а ребенок - завершает процесс.
- Обучая ребенка одеванию, нельзя спешить, и, конечно, не следует напрасно торопить ребенка; одежда должна быть просторной, ее легче снимать и надевать.
- Закреплять навыки одевания на другом материале ( игровой материал: застегивание/расстегивание пуговиц, молний – без него нельзя).
- Прежде чем начать формировать тот или иной навык, необходимо помочь ребенку проделать целиком всю процедуру. Если окажется, что он не может выполнить некоторые действия даже с помощью взрослого (не держит равновесия, плохая мелкая моторика, то выполнить их самостоятельно ему тем более будет не под силу. В этом случае целесообразно облегчить ребенку задачу. Распишите, в каком порядке обычно мы выполняем ту или иную процедуру и в каком порядке это легче делать ребенку.
Очень эффективным является прием моделирования, поскольку визуально подсказывает ребенку последовательность движений и действий (демонстрируете модели процесса одевания/раздевания)
Итак, для формирования навыков необходимо : дополнительное время, детализация процесса (деление на мелкие этапы, визуализация (использование моделей).
Навыки дежурства (накрывание на стол)
А сейчас мы с вами поговорим о навыках, необходимых нам за столом.
В детском саду педагоги предъявляют к детям определенные правила. Привлекают детей к элементарному хозяйственно-бытовому труду, учат оказывать посильную помощь; раскладывать оборудование или материалы к занятиям и убирать их; убирать игрушки после игр, накрывать на стол. Поэтому дома нужно привлекать ребенка к тому, чтобы накрывать на стол и убирать за собой посуду. Но мы на это не обращаем внимания. Очень важно выполнять это в одном месте и в одно время.
Сейчас мы по-другому выстроим нашу работу. Мы будем учиться накрывать на стол. Вы - в роли детей. Я говорю, а вы выполняете мою пошаговую инструкцию.
Демонстрация приема
Ситуация (дежурство-накрывание на стол) : «Саша, возьми фартук, надень его, подойди ко мне, возьми скатерть и постели ее на стол, вернись ко мне и возьми тарелку, поставь её на стол, возьми ложку и положи на стол рядом с тарелкой. А теперь поставь салфетницу. Спасибо!»
Атрибуты: фартук, скатерть, ложка, миска, салфетница, стол
Анализ ситуации
«Что вы сейчас делали? Вы выполняли четкую пошаговую инструкцию. Я разбивала действие на маленькие шаги, что очень важно в работе с нашими детьми. Я оказала вам устное содействие, говорила слова, которые наталкивали Вас на требуемое действие».
А теперь я предлагаю Вам поиграть в игру «Продолжи предложение».
Я хочу, чтобы мой ребенок научился …
Мы начнем с ….
Я буду стараться…
И в заключение прошу Вас ответить на вопрос последней колонки «Как я могу помочь…», думаю, вам будет, что написать.
Спасибо!