Динара Гибадуллина
Мастер-класс по развитию речи для родителей дошкольников «Волшебная коробочка и её тайны»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс для родителей на тему «Волшебная коробочка и её тайны»
Цель мастер–класса : повышение мастерства родителей в создании условий для развития речи детей нетрадиционными способами.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс по развитию речи для родителей дошкольников „Волшебная коробочка и её тайны“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
- познакомить участников мастер – класса с эффективными способами развития артикуляционных органов, тонкой моторики рук и развития дыхания в игровой форме.
- активизировать познавательную деятельность участников мастер – класса через нетрадиционные формы работы.
- вызвать у родителей интерес и желание использовать в домашних условиях полученные навыки для развития артикуляционных органов, тонкой моторики рук и развития дыхания.
Предварительная работа:
Разработка и составление конспекта;
Подготовка дидактического материала для речевых игр;
Оборудование:Волшебная красивая коробочка.
Раздаточный материал: сушки, зубные щётки, мелкие мячи, мячик-ёжик, мячиков Су-Джок, прищепки, бигуди липучки, эластичное кольцо, мыльные пузыри, воздушные шары, перышки, комочки ваты.
Ход мастер–класса :
1. Организационный.
Добрый день, уважаемые родители! Приятно видеть вас на дне открытых дверей.
-Давайте все вместе организуем круг. Поиграем в игру «Давайте поздороваемся». Я задам вам вопрос, если вы согласны с ответом, то вытягиваете руку вперед и касайтесь своими пальцами с пальцами соседа, так чтобы получилось солнышко.
Приветствие «Давайте поздороваемся»
– Здравствуйте те, кто радуется каждому прожитому дню!
– Здравствуйте те, кто не хотел утром вставать с постели!
– Здравствуйте те, кто ждёт повышение зарплаты!
– Здравствуйте те, кто тоскует по морю и песку!
– Здравствуйте те, кто очень любит своего ребенка!
– Здравствуйте те, кто на ночь читает сказку своему ребенку!
– Здравствуйте те, кто готов общаться!
-Такой способ здороваться способствует снятию мышечного напряжения и переключения внимания.
-Мы с вами поздоровались, но еще не познакомились. Предлагаю вам представиться - назвать своё имя и отчество, затем охарактеризовать себя, подобрав слово на первые буквы своего имени и отчества.
Например: «Меня зовут Динара Минияновна! Я добрая и мудрая.
Родители по очереди представляются и передают игрушку.
2. Введение в тему мастер-класса.
-Общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая потребность, как вода и пища. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить. Свободная, ясная, логическая, выразительная, красивая устная речь ребёнка – это цель, к которой мы должны стремиться. Достигнуть её мы можем только в сотрудничестве семьи и детского сада. Игра – ведущий вид деятельности детей-дошкольников. А исправление недостатков речи – трудоёмкий труд. Поэтому, наша задача окружить ребёнка игрой так, чтобы он не заметил, что занимается тяжёлой, монотонной работой.
-Сегодня вашему вниманию будут представлены различные игровые приемы коррекционной работы для закрепления в домашних условиях, т. е. как с пользой провести свое домашнее время, играя в логопедические игры.
- Любите ли вы своего ребёнка? Хотите, чтобы он добился в жизни успехов, состоялся как личность, чувствовал себя свободно и уверенно. Предлагаю стать для вашего ребёнка «домашним логопедом» и совместными усилиями помочь ребёнку овладеть красивой речью.
3. Основная часть.
- Уважаемые родители, у меня есть волшебная коробочка. Я хочу поделиться с вами тайнами этой коробочки.
У меня есть тайничок коробочка с секретом
То, что я в него кладу только вам я расскажу
Мы откроем коробочку :
(левую ладонь поперёк закрываем правой ладонью, приподнимаем правую ладонь)
Там волшебный колпачок.
Мы наденем колпачок
(складываем руки колпаком над головой)
И попросим коробочку :
"Раз, два, три, четыре, пять!
Дай нам сушки поиграть!"
И появятся для нас
Сушки в коробочке тотчас!
4. Артикуляционная гимнастика с сушками.
-Для вас не секрет, что каждое логопедическое занятие начинается с артикуляционной гимнастики. Предлагаю комплекс артикуляционных упражнений с помощью сушек.
(Родители повторяют упражнения за логопедом).
«Хоботок»-вытянуть губы в сушку.
«Машина в гараже»- высунуть широкий язык в сушку.
«Змейка в домике» - узкий язычок в сушку.
«Фокусник»- язычок с сушкой положить на нижнюю губу.
«Лифт»- острый язычок с сушкой поднять вверх.
«Замок»- острым язычком с сушкой дотянуться до верхней губы.
«Часики»- держать сушку справа (слева) и просунуть в неё язычок.
"Раз, два, три, четыре, пять!
Дай нам щётки поиграть!"
И появятся для нас
Щётки в коробочке тотчас!
5. Упражнения с зубными щетками.
-Сейчас мы выполним самомассаж ладоней. Для этого нам понадобятся бытовые щетки. Массаж должен быть нежесткой зубной щеткой. Щетки индивидуальны и тщательно обрабатываются мылом после использования. Самое главное: ребенку не должно быть больно!
Я возьму зубную щетку, чтоб погладить пальчики.
Станьте ловкими скорей, пальчики-удальчики.
-На каждый ударный слог поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» щёток касаются не только пальцев, но и ладоней, направления движения – к себе.
Гладила мама-ежиха ежат:
«Что за пригожие детки лежат!»
Этапы массажа:
поглаживание – легкое, затем более интенсивное;
-разминание – щетка прижимается к коже и, не сдвигаясь по поверхности, вращательными движениями разминает глубже лежащие ткани;
вибрация – похлопывание щеткой
Растирание. Начиная с большого и до мизинца растирать зубной щеткой сначала подушечки пальца, затем медленно опускаться к его основанию.
Заканчивается массаж поглаживанием массируемых мест (пальцев рук).
Попрошу коробочку :
"Раз, два, три, четыре, пять!
Дай нам мячик поиграть!"
И появятся для нас
Мячик в коробочке тотчас!
6. Упражнения с мячамидля тренировки кисти рук.
-Для этого нам понадобится мяч продолговатой или круглой формы, мягкий и приятный на ощупь. Мы будем сжимать его на каждый ударный слог, после каждой строчки смена рук.
Сжать его поможет нам сила с волей пополам.
Станут пальчики сильнее,а головушка умнее!
Попрошу коробочку :
"Раз, два, три, четыре, пять!
Дай прищепки поиграть!"
И появятся для нас прищепки в сундучке тотчас!
7. Упражнения с прищепками.
-Далее мы выполним Прищепочный массаж. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус.
-Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки, переходить от простого к сложному (прикреплять прищепку можно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем). Развивая движения пальцев рук, мы тем самым способствуем развитию интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка, становлению его речи.
Бельевой прищепкой на ударные слоги стихотворения поочередно кусаем ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После каждого двустишия – смена рук.
Кусается сильно котенок-глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
- Но я же играю с тобою, малыш!
- А будешь кусаться – скажу тебе «кыш!».
Попрошу коробочку :
"Раз, два, три, четыре, пять!
Бигуди дай поиграть!"
И появятся для нас
В коробочке они тотчас!
Предлагаю вашему вниманию
8. Массаж ладоней бигудями липучками.
Прокатывание бигудей между ладонями так же сопровождается стихами.
Жук летит,жуж-ж-ж-ж-жит,
Жуж-ж-ж-ж-жит,и усами шевелит!
Попрошу коробочку :
"Раз, два, три, четыре, пять!
Мячик-ёжик поиграть!"
И появятся для нас
В коробочке они тотчас!
9. Упражнения с мячиками – шипами.
-Далее мы выполним массаж пальцев рук с помощью мячиков с шипами Движения по тексту.
Я мячом круги катаю,
Взад-вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь – последний трюк:
Мяч летает между рук!
перебрасывание мяча из руки в руку
смена рук (хвалить участников)
Попрошу коробочку :
"Раз, два, три, четыре, пять!
Су-Джок ёжик поиграть!"
И появятся для нас,
В коробочке он в тот же час!
10. Массаж ладоней и пальцев рук при помощи массажных мячиков Су-Джок.
Метод Су-джок терапии эффективен, безопасен и очень простой, улучшает мелкую моторику рук, поднимает настроение ребенку. На ладони человека находится множество биологически активных точек, воздействуя на которые можно влиять на соответствующий этой точке орган человека, то есть можно опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга. Су-джок также используют и при плохой подвижности пальчиков. Этот метод улучшает мелкую моторику рук, поднимает настроение ребенку.
- Мы будем катать шарик, между ладошками вперед, назад, круговыми движениями по ладони, движения по пальцам правой руки, затем левой.
«Колючий ёжик»
Катится колючий ёжик, нет ни головы, ни ножек.
По ладошке он бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да.
Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!
-Ещё один способ игры. Сейчас мы будем прокатывать "ежика" по каждому пальчику, начиная с большого пальца ведущей руки, и чуть дольше надо будет задержаться на подушечке каждого пальчика.
Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
На клубочек ты похож.
На спине иголки
Очень-очень колкие.
Хоть и ростом ёжик мал,
Нам колючки показал,
А колючки тоже, на ежа похожи.
Попрошу коробочку :
"Раз, два, три, четыре, пять!
Дать колечки поиграть!"
И появятся для нас,
В коробочке они тотчас!
-В комплекте с Су Джок шариком идут металлические кольца.
11. Сейчас мы выполним Массаж пальцев эластичным кольцом.
Улучшается моторика рук, развивается координация звукопроизношения
Мы с вами станем надевать и снимать массажное колечко, на каждый палец руки, сопровождая движения стихами, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, затем меняем руки.
Сверху – левой, снизу – правой,
Я его катаю, браво.
Раз, два, три, четыре, пять-
Мы друзей идем искать!
Этот мальчик под кроватью,
Этот мальчик под диваном,
Этот мальчик под столом.
Этот мальчик за углом,
Этот мальчик встал у стенки,
У него дрожат коленки.
Попрошу коробочку :
"Раз, два, три, четыре, пять!
Дать орехи поиграть!"
И появятся для нас
Орехи в коробочке сейчас!
12. Мы выполним Упражнение с парой грецких орехов (каучуковые мячиков).
Кладём орехи на ладошку и стараемся обвести один мяч вокруг другого.
После 2-ой строчки стихотворения – смена рук.
Научился два ореха,
Между пальцами катать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать.
Я катаю свой орех,
Чтобы был круглее всех
13. Упражнения для развития дыхания.
Еще одно необходимое условие правильного развития речи– умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию. Девять детей из десяти дышат неправильно и по этой причине плохо себя чувствуют. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Для чего это нужно? Правильное (физиологическое) дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Сегодня я хочу рассказать вам, что такое речевое дыхание и зачем нужно его развивать.
Различают речевое и неречевое дыхание. Неречевое, или дыхание физиологическое, осуществляется в автоматическом режиме. Вдох равен выдоху и происходит через нос. Речевое дыхание произвольно, оно позволяет рациональнее расходовать выдыхаемый воздух. За коротким энергичным вдохом идёт пауза, за ней продолжительный выдох - источник образования
звуков. Правильное дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Правильному речевому дыханию детей вполне можно обучить. Обучение проводится в игровой форме.
Во время проведения игр и упражнений необходим постоянный контроль за правильностью дыхания и соблюдение некоторых условий.
Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха и способность направлять воздушную струю в нужном направлении.
Запомните параметры правильного ротового выдоха:
• сильный вдох через нос
• выдох через рот, во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы,
• щеки НЕ надувать;
• нельзя допускать выхода воздуха через нос;
ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
• выдыхать следует, пока не закончится воздух;
При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенные правила.
• 5 минут в проветриваемом помещении;
• упражнение повторяется 3 – 5 раз;
• дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова;
При проведении игр, направленных на развитие у ребенка речевого дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями.
Попрошу коробочку :
"Раз, два, три, четыре, пять!
Дать мыльные пузыри поиграть!"
И появятся для нас
мыльные пузыри сейчас!
«Мыльные пузыри».
-Чей пузырь будет лететь дольше. Вдох носом пауза и длинный плавный выдох через рот.
Попрошу коробочку :
"Раз, два, три, четыре, пять!
Дай кораблик поиграть!"
И появятся для нас
кораблики сейчас!
«Плыви, кораблик»
-Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Или организовать путешествие кораблика за сокровищем, или в гости к сказочному герою, прикрепив на края тазика соответствующие картинки.
Попрошу коробочку :
"Раз, два, три, четыре, пять!
Дай перышко поиграть!"
И появятся для нас
пёрышки то же час!
«Воздушные шары». Предложите ребенку надуть шарик. Для этого вам понадобятся надувные шары. Вдохнем воздух через нос, и медленно выдыхая его через рот в отверстие шара.
Вы молодцы, хорошо справились с заданиями!
14. Итог. Рефлексия.
-Сегодня я вас познакомила с тем, как с помощью предметов, которые нас окружают можно легко и просто развивать артикуляционные органы, мелкую моторику пальцев рук и дыхание. Ведь мама многое может сделать для своего ребёнка, тем самым создать условия для успешности развития речи. Надеюсь, что вы сможете использовать полученные сегодня знания и умения в работе с детьми дома.
- Скажите, пожалуйста, что вы для себя узнали нового, интересного, полезного?
-Какое у вас эмоциональное настроение от проведённого мастер – класса?
-Уважаемые родители благодарю вас за внимание, прошу вас выразить своё отношение к проведённому мастер-классу смайликами.
-Удачи вам на трудном пути формирования и развития речи ваших детей.