Наталья Ставцева
Мастер-класс для родителей дошкольников «Умные пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
познакомить родителей с понятием «мелкая моторика рук» и научить применять различные игры для развития мелкой моторики детей.
Задачи:
- повышать знания родителей о развитии мелкой моторики рук;
-познакомить с играми по развитию мелкой моторики рук;
-вызвать желание заниматься с ребенком такими играми дома.
Оборудование:
1. Столы и стулья по количеству участников мастер-класса.
Публикация «Мастер-класс для родителей дошкольников „Умные пальчики“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Мелкая моторика
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2024
2. Шаблон картинки с изображением дерева, набор пластилина, доска для лепки, салфетка для рук.
3. Листы бумаги А4, ручки по количеству участников.
4. Дидактические игры по развитию мелкой моторики.
Ход мероприятия:
Здравствуйте, уважаемые родители! Я предлагаю для вас мастер-класс и консультацию по развитию мелкой моторики рук в виде игр и упражнений. Перед тем, как начать наш мастер-класс, мне бы хотелось выявить ваши знания по данной теме. Для этого мы сейчас проведем небольшое анкетирование. (Вопросы позволяют понять, насколько участники знакомы с темой мелкой моторики, близка ли им эта тема или они слышат об этом впервые).
Что же такое мелкая моторика, для чего необходимо ее развивать? Мелкая моторика – это движение, осуществляемое мелкими мышцами человеческого тела, пальцами и кистями рук и ног. Простыми словами– это не что иное, как ловкость рук. Она оказывает влияние не только на речь, но и на развитие внимания, памяти, мышления, воображения. Каким же образом это происходит?
Ученые установили, что в головном мозге человека участки, которые отвечают за речь и движения пальцев, расположены очень близко. Если мы будем развивать мелкую моторику, то тем самым активизируем эти центры. Значит, мы не только готовим руку ребенка к письму, развиваем моторику, но и развиваем речь.
Развивать моторику рук можно начать уже с раннего возраста, ребенку можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте можно использовать различные пальчиковые игры, которые сопровождаются стихами. Полезно развивать у ребёнка элементарные навыки самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки, молнии и многое другое.
Я считаю, что сейчас этой работой мало кто занимается, что приводит к слабо развитой моторике, а в последующем неготовности детей к письму и проблемам с речью.
Педагоги и родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движения рук, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, готовят к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, а также ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи, что позволяет при наличии дефектов звукопроизношения быстрее их исправить.
Хочу познакомить вас с играми, направленными на развитие мелкой моторики, которые можно использовать как в детском саду, так и дома.
Пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика способствует овладению навыками мелкой моторики, помогает развивать речь, повышает работоспособность, развивает внимание, память, мышление, воображение. Пальчиковые игры очень нравятся детям.
Игры с сыпучими материалами.
В глубокую ёмкость насыпаем фасоль, горох, любую крупу, семечки и запускаем в неё руки и изображаем, как будто мы начинаем месить тесто. Прячем мелкий предмет в куче гороха, а ребенок должен попытаться найти его. А если использовать фасоль и горох вместе, тогда ребёнку можно предложить отделить одни семена от других. Можно взять одну фасоль или горох большим и указательным пальцем и переложить в другую емкость, потом большим и средним, потом – большим и безымянным
Рисование по крупе.
На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпаем мелкую манную или пшённую крупу. Ребенок проводит пальцем по крупе и рисует изображение.
Игры с крышками от бутылок.
Это нанизывание цветных крышек с отверстием на шнурок делаем кукле бусы. Также полезно откручивать и закручивать крышки, прилагая усилия. С маленькими детьми играет взрослый, а дети постарше могут играть самостоятельно.
Картинки из пуговиц.
Для развития творческих способностей и образного мышления ребенка вы можете предложить ему выкладывать из пуговиц цветочки, дорожки, домики, всевозможные узоры. Подберите пуговицы разного размера и цвета. Предложите ребёнку выложить рисунок или орнамент. Чем мельче пуговицы, тем кропотливей работа, развивается пинцетный захват. Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.
Нанизывание на зубочистку.
Потребуются плоские пуговицы разных цветов и размеров, пластилин, зубочистки. Возьмите брусок пластилина и воткните в него зубочистку, предварительно отрезав острые кончики. Покажите ребенку, как можно нанизывать пуговицы на необычный стержень. Играя с ребенком в следующий раз, усложните задачу–нанизывайте пуговицы определенного размера или цвета. Можно сделать несколько заготовок: на зубочистки, вставленные в пластилин различного цвета, нанизывать пуговицы соответствующих цветов. Вы можете воткнуть зубочистки различной длины и попросить ребенка нанизать пуговицы, обратив в конце внимание малыша на взаимосвязь длины зубочисток и количества пуговиц, нанизанных на них.
Шнуровка.
Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий. Потребуется кусок линолеума с проделанными отверстиями и шнурок или готовые формы с отверстиями, планшеты со штырями. Если дома вы будете устраивать вот такие тренировки, то мелкая моторика вашего ребёнка будет развиваться гораздо быстрее.
Рисование карандашами.
Только карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след – ребенок учится регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины.
Конструктор, мозаика, пазлы.
Очень важны для развития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений. Конструктор – это универсальная развивающая игра.
Работа с ножницами.
Используя приёмы вырезания, кисть приобретает гибкость, подвижность. Вырезать можно из бумаги, сложенной вдвое, вчетверо, гармошкой, получая интересные силуэты и делать из них красивые и оригинальные аппликации.
Аппликация.
Один из видов изобразительной деятельности, основанный на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, наиболее простой и доступный способ создать изображение. Есть предметная, обрывная аппликация (разрывая бумагу на кусочки, можно составлять из них изображение, аппликация из салфеток.
Работа с пластилином.
Именно во время лепки развиваются тактильные ощущения, координация движений и мышцы пальцев. Хочу познакомить вас с нетрадиционным видом лепки-пластилинографией. Она заключается в рисовании пластилином на картоне или другой твердой основе. Допускается включение дополнительных материалов – бисера, бусинок, природного и бросового материала. Работа с пластилином помогает ребенку развивать координацию, мелкую моторику пальцев, отлично готовит руку ребенка к школьному письму. Пластилин – мягкий, податливый материал. Но его необходимо разогревать, а для работы следует выбирать плотную основу – картон.
Уважаемые родители! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс по пластилинографии. Нам понадобятся следующие материалы: шаблон картинки с различными изображениями (дерево, цветок, гриб, веточка рябины) набор пластилина, доска для лепки, салфетка для рук. Прежде, чем мы приступим к работе, предлагаю перед началом работы всем вместе сделать пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты»
Мы капусту рубим,
(Движения прямыми кистями вверх-вниз.)
Мы морковку трем,
(Пальцы обеих рук сжаты в кулачки, движения кулаков к себе и от себя.)
Мы капусту солим,
(Имитировать посыпание солью из щепотки.)
Мы капусту жмем.
(Сжимать и разжимать пальцы.)
Теперь выбираем нужный по цвету пластилин. От куска пластилина отщипываем небольшие кусочки, скатываем их в шарик. Выкладываем шарики по контуру рисунка и слегка надавливаем. Готовую работу можно украсить бисером, семенами, крупой.
Подведение итогов мастер-класса:
Сегодня вы познакомились с различными играми и с разновидностью нетрадиционной лепки пластилинографией, которые способствуют развитию мелкой моторики рук, вниманию и воображению. Надеюсь эта информация будет полезной, и я смогла показать значимость развития руки для ребенка дошкольного возраста. Помните, развивая мелкую моторику, мы развиваем речь. Нашими совместными усилиями мы поможем детям тренировать руку, подготовиться к школе. Для того, чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить малыша. Предлагаю вашему вниманию консультацию о разнообразии предметов для развития мелкой моторики. Большое спасибо за активное участие!