Татьяна Астафьева
Мастер-класс для родителей детей среднего возраста «Развитие речи ребенка в условиях семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
План проведения:
1. Развитие речи в условиях семьи.
2. Показ артикуляционной гимнастики.
3. Показ дыхательной гимнастики.
4. Пальчиковые игры, как важное составляющее в развитии речи.
5. Речевые игры.
6. Проговаривание чистоговорок и скороговорок.
Темочки:
- Мастер-классы для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
7. Советы и рекомендации родителям.
Цель: Познакомить родителей с методами и приёмами формирования и совершенствования навыков связной речи у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологиями, этапами работы.
2. Показать на практике методы и приёмы по развитию речи.
3. Дать советы и рекомендации родителям по совершенствованию связной речи у детей.
Ход мастер-класса :
Дети дошкольного возраста очень тянутся к общению со взрослыми и охотно идут на него. И это нужно всячески использовать в интересах общего развития.
Необходимо обеспечить, чтобы общение со взрослыми было полноценным как в количественном отношении (в смысле уделяемого времени, так и в качественном отношении (в интеллектуальном и эмоциональном смысле).
Правильно поступают те взрослые – не только родители, конечно, но и другие члены семьи (бабушки и дедушки, старшие братья и сестры и т. д., – которые основное внимание уделяют повседневному общению с ребенком. Всем этим они способствуют расширению кругозора малыша, развитию пытливости и любознательности.
Все внимание и неустанные старания родителей должны быть направлены на то, чтобы дети слышали речь правильную, ясную и логически последовательную. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, главное говорить медленно, ясно и громко.
В процессе общения, взрослым необходимо помогать ребенку, овладевать речью. Ненавязчиво поправлять его, если он неправильно произносит слово или неверно строит фразу, причем, как правило, делать это по ходу разговора так, чтобы поправка не прерывала общения. В итоге к шести – семилетнему возрасту, ребенок уже будет располагать солидным словарным запасом (порядка 4-5 тысяч слов) и практически освоит грамматический строй родного языка.
Для того чтобы речь наших детей была правильной, с чистым звукопроизношением, необходимо уделять этому особое значение.
Выпускник детского сада должен многое знать и уметь, без правильно сформированной речи это будет очень трудно для ребенка. Можно ли помочь в становлении грамотной, свободной речи? Конечно! И сделать это могут не только педагоги и специалисты детского сада, имеющие специальное образование, но и будет очень здорово, если и родители не останутся в стороне, особенно в старшей и подготовительной группах детского сада, т. к. речь станет основой успешной учебы в школе.
Таким образом, для развития речи ребенка недостаточно традиционных форм общения, – разговор и рассказ, игра, чтение книг, сказки. Необходимо включать в общение с детьми и пальчиковые игры и различные гимнастики, для лучшего развития речевого аппарата, словесные игры. Дело состоит не в том, чтобы использовать какие-то новые, специально придуманные развивающие формы общения, а в том, чтобы полноценно использовать то, что хорошо известно.
Уважаемые родители! Дети обожают игры, чудеса, загадывание и проговаривание. Они с удовольствием включатся в вашу игру, а вы только станете ближе, роднее, и повысите свой авторитет в глазах ребенка.
Сегодня я вам предлагаю побыть в роли детей и поиграть.
Артикуляционная гимнастика
Бегемотик: открываем рот как можно шире (словно бегемотик просит еды, потом медленно закрываем.
Забор: улыбаемся, как можно сильнее растягивая губы. Зубы при этом остаются сомкнутыми.
Чистим зубки: улыбаемся, открываем рот, а затем чистим зубы кончиком языка переднюю, обратную сторону, верхний, нижний ряд.
Играем на дудочке: вытягиваем губы сильно вперед, как можно дальше, зубы должны быть сомкнуты.
Чашка: улыбаемся, высовываем язык, пытаемся придать широкому языку форму чашечки. Для этого слегка приподнимаем кончик языка.
Дыхательная гимнастика.
Воздушный футбол
Берем мячик для настольного тенниса или делаем шарик из ваты, ставим на столе «ворота» из кубиков или конструктора. Нужно «забить гол» - дуть на мячик, чтобы он прокатился по столу и закатился в ворота. Можно попробовать усложнить задачу – гонять ватный шарик, дуя на него не ртом, а носом. (предложить выполнить это упражнение 2-3 родителям на мастер классе)
Рисунок на окне.
Ребенок выдыхает на стекло или зеркало так, чтобы оно затуманилось, после чего пальцем рисует на нем заданную фигурку.
Снегопад (Листопад)
Сделать «снежинки»- маленькие комочки ваты или бумаги. Просим малыша устроить снегопад – класть «снежинки», «листочки» на ладонь и сдувать их. Сдувание одуванчиков.
Развивать мелкую моторику необходимо прежде всего для того, что совсем скоро наши дошкольники станут школьниками и им предстоит взять в руки ручки и красиво и правильно вывести первые буквы, аккуратно вырезать и приклеить картинку. Для развития – необходимо постоянно ребенку давать делать что-то своими руками. Это могут быть и собирание пазлов, и выкладывание узоров из счетных палочек, бусинок, камешков. Лепка из пластилина и игры с живым песком. Не бойтесь детям давать в руки ножницы. (Конечно под вашим бдительным присмотром)
Пальчиковые игры
Этот пальчик дедушка
Этот пальчик бабушка
Этот пальчик папочка
Этот пальчик мамочка
Этот пальчик – я
Вот и вся моя семья!
Кукольный театр.
Развитию мелкой моторики пальцев рук способствуют игры с использованием кукольного театра. Детей очень увлекает процесс, когда их пальчики превращаются в определенных героев, с которыми можно разыграть сказку. Кукольный театр может быть не только куплен в магазине, его можно изготовить самостоятельно из разнообразного материала.
Детям, посещающим детский сад необходимо овладеть навыками самообслуживания: застегивание пуговиц, замков, заклепок, завязывание шнурков, бантиков. Все это также способствует развитию мелкой моторики. Поэтому необходимо всему этого ребенка обучать дома.
«Помощники»
Раз, два, три, четыре,
(попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают в ладоши)
Мы посуду перемыли:
(одна ладонь скользит по другой)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварёшку.
(загибают пальчики, по одном, на каждое название посуды)
Мы посуду перемыли,
(одна ладонь скользит по другой)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть – чуть сломали.
(снова загибают пальчики)
Так мы маме помогали.
(ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают в ладоши).
Отдельное слово хочется сказать об играх с мячом. Мячи могут быть самые разнообразные.
Игры с мячом, направленные на развитие мелкой моторики.
Речевые игры.
«Новое слово». «Городки»
Назовите любое слово, например, «куст». Ребёнок должен придумать слово, начинающееся с последней буквы вашего слова. Например, «торт». Игра продолжается до тех пор, пока кто-либо из участников не повторится или не сможет дать свой вариант ответа. (провести небольшой круг игры)
«Ласковое слово».
Предложите ребёнку превратить слова так, как в примере: дом – домик, стол -столик, заяц - зайчик, книга - книжечка, лиса — лисичка.
«Кто больше».
В этой игре необходимо придумать как можно больше прилагательных к любому существительному. Например: Лето - теплое, солнечное, дождливое, ласковое, жаркое.
Также можно поставить задачу придумать к существительному глаголы: река-течет, бежит, журчит, бурлит.
«Отгадай».
Ребенок должен отгадать предмет по названию его частей:
кабина, кузов, руль, колеса, фары — машина.
Чистоговорки.
У Сени и Сани сом с усами.
Са-са-са: в клетке спит лиса.
Су-су-су: смотрим на лису.
Сы-сы-сы: хвост пушистый у лисы.
Се-се-се: знаем сказку о лисе.
Скороговорки
Жутко жуку жить на суку.
У ужа ужата, у ежа – ежата.
Помните: если ребенок будет чаще тренироваться, он быстрее научится правильно выговаривать трудные для него звуки и трудно проговариваемые слова
Благодарим за сотрудничество!