Наталья Матвеева
Мастер-класс «Играем пальчиками» для родителей детей подготовительной логопедической группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Формировать у родителей представления о роли мелкой моторики в психофизическом развитии детей, о способах профилактики плоскостопия.
Ход мастер-класса
1. Беседа с родителями. Вопросы:
1) Занимались ли ваши родители с вами пальчиковой гимнастикой? Как?
2) Играли ли вы сами с вашими пальчиками? Как?
3) Как вы играете с пальчиками вашего ребенка?
Публикация «Мастер-класс „Играем пальчиками“ для родителей детей подготовительной логопедической группы» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации логопеда для родителей
- Логопедические игры
- Мастер-классы для родителей
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Подготовительная группа
- Работа логопеда. Логопедия
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» октябрь 2019
Резюме. «Рука — это вышедший наружу мозг человека» (И. Кант). Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. На ладони и на стопе находятся около 1000 биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов. Так, массируя пальцы, можно активизировать работу разных внутренних органов (безымянный — печень, средний — кишечник, указательный — желудок, большой - голова).
2. Игровое занятие родителей с детьми.
Ведущий. Что умеют делать ваши пальцы на’ногах и на руках? (Ответы). Правильно! Рисовать, лепить, держать ложку, шалить. Хотите узнать, что еще могут ваши пальчики? (Да). Тогда мы отправляемся в путешествие. Но сначала к нему надо подготовиться.
Взрослые и дети выполняют самомассаж.
Вы готовы, глазки? (Поглаживание век)
Да! (Поглаживание век).
Вы готовы, ушки? (Поглаживание ушей).
Да! (Прикладывание ладоней к ушам).
Вы готовы, ручки? (Поглаживание кистей рук).
Да! (Хлопки в ладошки).
Вы готовы, ножки? (Поглаживание ног).
Да! (Притоптывание).
Вы готовы? (Развести руки в стороны)
Да! (Обнять себя руками).
Ведущий. А теперь садимся в поезд и отправляемся в путь.
Первая станция «Лесная»
Подвижная игра «Найди свою палатку».
Цель. Учить сюжетным пальчиковым упражнениям, развивать быстроту, ориентировку в пространстве, внимание, память.
Оборудование. Круги и эмблемы красного, желтого, зеленого, синего цвета.
В разных сторонах зала находятся цветные круги («палатки»).
Играющие располагаются вокруг них: сначала дети, за ними родители.
(Взрослые и дети выполняют движения в соответствии с текстом, по залу идут парами).
Добрый лес, старый лес, (Широко развести руки в стороны.)
Полный сказочных чудес! (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками.)
Мы идем гулять сейчас
И зовем с собою вас! (Ходьба)
Мышка, мышка,
Серое пальтишко,
Мышка тихо идет,
В норку зернышко несет. (Мягкий пружинистый шаг, спина слегка прогнута вперед, «лапки» перед грудью.)
А за мышкой шел медведь,
Да как начал он реветь:
«У-у! У-у!
Я вразвалочку иду!» (Ходьба на внешней стороне стопы, руки полусогнуты в локтях, перед собой.)
Шел по лесу серый волк,
Страшный волк-серый бок! (Широкий, пружинистый шаг с чуть наклоненным корпусом.)
Он крадется за кустами,
Грозно щелкает зубами! (Руки попеременно выносить вперед)
Вот лягушка по дорожке (Ноги на ширине плеч.)
Скачет, вытянувши ножки.
По болоту скок-скок-скок,
Под мосток, за кусток-и молчок. (Прыжки с продвижением вперед.)
Птички в гнездышках проснулись,
Улыбнулись, встрепенулись:
«Чик-чирик‚ друзьям привет!» (Легкий бег)
По тропинкам мы гуляли,
На полянке поскакали,
Подружились мы с тобой,
Нам теперь пора домой. (Ходьба)
По сигналу «По палаткам!» каждая пара (взрослый и ребенок) должна занять свое место — встать напротив такого цветового сектора, который соответствует цвету их эмблемы. Побеждает команда, быстро и правильно выполнившая задание.
Ведущий. Снова в поезд мы садимся, дальше весело помчимся.
Вторая станция «Театральная»
Малоподвижная игра «Зеркало и обезьяны».
Цель. Научить детей элементам пальчиковой гимнастики «Театр в руке», которая развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.
Взрослый стоит напротив детей и боком к центру круга. Все участники сидят по-турецки. Ведущий показывает сюжетные пальчиковые упражнения под речитативы, дети выполняют, а родители им помогают.
Зайка
Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает, и скачет,
Веселит своих зайчат.
(Пальцы сжать в кулак. Указательный и средний пальцы выставить вверх и шевелить ими (в стороны и вперед).
Петушок
Петушок стоит весь яркий,
Гребешок он чистит лапкой.
(Кисть вверх. Ладонь раскрыта. Указательный палец опирается на большой, Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх).
Гусь
Вот идет по полю гусь.
Он не страшный, ты не трусь.
Он тебя совсем не тронет,
Только клюв к земле наклонит.
(Дети сгибают руку, локоть опускают вниз, кисть смотрит вверх. Затем сгибают руку в запястье, стараясь ладонью коснуться запястья).
Кошка
У кошки ушки на макушке,
Чтоб лучше слышать мышь в норушке.
(Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцами.)
Пальчиковая игра «Червячки»
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять. (Ладони лежат на коленях. Пальцы сгибаясь, подтягивают к себе ладонь.)
Вдруг ворона подбегает, («Шагаем» указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони)
Головой она кивает, (Складываем пальцы щепоткой, покачиваем кистью вверх-вниз)
Каркает: «Вот и обед!» (Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные поднимаем вверх)
Глядь, а червячков уж нет! (Разводим руками. Сжимаем кулачки, прижимаем их к груди)
Третья станция «Эстафетная»
Цель. Развивать быстроту, ловкость, мелкую моторику рук и ног.
Оборудование. Канаты (две штуки, мячи, баскетбольное кольцо, деревянные ложки, шарики теннисные.
Участники стоят в двух колоннах (за каждым взрослым — ребенок).
Задание для родителей. Пройти по канату приставным шагом, взять мяч и забросить в кольцо, вернуться в свою команду.
Задание для детей. Пронести шарик в ложке до заданной отметке и бегом в свою команду.
Четвертая станция «Массажная»
Цель. Научить элементам самомассажа пальцев рук и ног.
Взрослый располагается напротив ребенка и боком к центру круга. (Разминание, растирание, надавливание, пощипывание ладоней, стопы пальцами рук (от периферии к центру).
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну. (Растирание ладоней, захватить каждый пальчик у основания и выкручивающим движением дойти до ногтевой фаланги)
Затем руки я помою («Моют» руки.)
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу. (Пальцы в замок).
Выпущу я пальчики,
Пусть бегут как зайчики. (Расцепить пальцы и перебирать ими).
Мы ходили, мы скакали,
Наши ноженьки устали.
Сядем все мы, отдохнем
И массаж подошв начнем. (Удобно сесть и расслабиться).
Проведем по ножке нежно,
Будет ноженька прилежной.
Ласка всем, друзья, нужна.
Это помни ты всегда! (Одной рукой, образуя «вилку» из большого и остальных пальцев, обхватить лодыжку и зафиксировать стопу. Другой погладить стопу от пальцев до щиколотки).
Разминка тоже обязательна,
Выполняй ее старательно.
Растирай, старайся
И не отвлекайся. (Сделать разминание стопы всеми пальцами).
По подошве, как граблями,
Проведем сейчас руками.
И полезно, и приятно —
Это всем давно понятно. (Погладить стопу граблеобразным движением руки по направлению к пальцам).
Рук своих ты не жалей
И по ножкам бей сильней.
Будут быстрыми они,
Потом попробуй догони! (Похлопать подошву ладонью).
Гибкость тоже нам нужна,
Без нее мы никуда.
Раз — сгибай, два -выпрямляй
Ну, активнее давай! (Согнуть стопу вверх с произвольным падением вниз).
В центре зону мы найдем,
Хорошенько разотрем.
Надо с нею нам дружить,
Чтобы всем здоровым быть. (Растереть подушечкой большого пальца руки закаливающую зону, расположенную в центре подошвы.)
Скажем все: «Спасибо!»
Ноженькам своим.
Будем их беречь мы
И всегда любить. (Погладить всю стопу от пальцев до щиколотки).
Пятая станция «Джунгли»
Подвижная игра «Ловля Обезьян» (под песню «Чунга-Чанга»)
Цель. Развитие быстроты, мелкой моторики рук.
Дети, изображающие обезьян, и взрослые, изображающие их родителей, располагаются на одной стороне площадки. На противоположной стороне находится ловец (педагог, который показывает обезьянкам движения, те повторяют их.
Руки согнуты в локтях и разведены в стороны —сжимание и разжимание пальцев.
Руки согнуты в локтях перед собой, перекрестное движение рук, сжимание и разжимание пальцев.
Руки разведены в стороны, наклоны влево (вправо) и поднимание (правой) ноги, локоть тянется к колену.
Руки разведены в стороны, ходьба на полусогнутых ногах вокруг себя.
Ходьба на прямых руках и ногах, опираясь на пальцы рук и пальцы ног.
По сигналу «Ловец!» обезьяны бегут к своим местам (к родителям). Тех, кто не успел убежать, ловец уводит к себе.
Шестая станция «Игровая»
Цель. Научить профилактике плоскостопия, развивать мелкую моторику ног.
Оборудование. Большой носовой платок, мелкие игрушки (из киндер-сюрпризов).
Взрослый располагается напротив ребенка и боком к центру круга. Все участники сидят по-турецки.
1. Упражнения для профилактики плоскостопия.
«Гусеница» - сгибание и разгибание пальцев ног, выдвижение стопы вперед, выпрямление коленей.
«Барабанные палочки» - постукивание пальцами ног.
«Пальчики поссорились и помирились» - размыкание и смыкание пальцев ног.
«Пальчики играют» - волнообразные движения пальцами ног.
2. Захватывание, поднимание и перекладывание мелких игрушек.
3. Игра с носовым платком: собрать его ногами, сложить — «уголок к уголку».
Ведущий. Вы имели возможность убедиться: пальцы рук и ног могут играть, изображать животных, показывать театр; они любят соревнования, массаж. Играть с пальцами рук и ног вы можете с родителями, друзьями и дома, и в гостях, и на улице, и в транспорте. Исходные положения для этих упражнений можно выбирать разные: стоя, сидя на стуле, на полу в «позе факира»