Екатерина Кормилицина
Мастер-класс для родителей «Блоки Дьенеша как одно из средств развития логического мышления у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер класс - для родителей
«Блоки Дьенеша, как одно из средств развития логического мышления у детей дошкольного возраста»
Цель: познакомить родителей с логическими блоками Дьенеша и технологиями игры с ними : умение кодировать и декодировать информацию о свойствах, анализировать, сравнивать, обобщать.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс для родителей „Блоки Дьенеша как одно из средств развития логического мышления у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Логическое мышление
- Мастер-классы для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
1. Познакомить с пособием блоков Дьенеша.
2. Раскрыть основные задачи и цели пособия блоков Дьенеша.
3. Вызвать интерес родителей к играм «Блоки Дьенеша».
4. Показать варианты игр с блоками Дьенеша.
Оборудование: - Презентации, подборка дидактических игр, «Логические блоки Дьенеша»
Ход - мастер класса :
Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на сегодняшнем мастер классе.
Хотелось бы начать нашу совместную встречу с вопроса: В какие развивающие игры Вы играете с детьми дома?
Сегодня Вы познакомитесь с любимыми играми наших детей с использованием логических блоков Дьенеша. Этот дидактический материал, разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем, успешно используется для развития логического мышления у детей во многих странах мира.
На своей практике я убедилась, что применение логических блоков Дьенеша в работе с детьми – это огромный плюс!
Логико-математические игры способствуют развитию таких умственных навыков и умений как, группировать и классифицировать предметы по свойствам, дети учатся думать, обобщать и анализировать. Это особенно важно, вот народная пословица гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Вот и сегодня при нашем общении я предлагаю тоже следовать древней пословице: «Я слышу — и забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю».
На основе логических блоков разработан игровой материал. Игровые упражнения и игры отличаются занимательностью и соответствуют уровню сложности заданий, предусмотренных современными вариативными программами.
Сегодня я вам предлагаю принять участие в этих играх. Начнём с первого игрового задания.
Задание 1.
Рассмотрите блоки и скажите, чем они отличаются?
Воспитатель обобщает ответы родителей.
Правильно блоки отличаются :
Формой – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;
Цветом – красные, желтые, синие;
Размером – большие и маленькие;
Толщиной – толстые и тонкие.
Логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.
Игра № 2.
-Давайте слева от себя положим все красные фигуры, справа – все синие, перед собой – жёлтые. Молодцы, справились.
-А теперь подобным образом группируем фигуры по размеру, форме, толщине.
Игра № 3.
- Посмотрите, к нам пришли медвежата, давайте мы их угостим печеньем:
Печенье в левой и правой лапах должны отличаться только формой. Если в левой лапе у медвежонка круглое «печенье», в правой может быть? (квадратное, или прямоугольное, или треугольное (не круглое). А сейчас печенье в лапах медвежат отличается только цветом.
В дальнейшем условие игры: отличие печенья по двум признакам: цвету и форме, цвету и размеру, форме и размеру и т. Д
Игра № 4. Во многих играх с логическими фигурами используются карточки с символами свойств. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Всего 11 карточек.
И 11 карточек с отрицанием свойств, например: не красный.
Игра № 5.
Игра «Собери бусы»
- По форме
- По цвету
- По форме и цвету
- По форме и величине
- По форме, цвету и величине
- По схеме
Игра № 6.
«Найди клад» или «куда спрятался щенок»
Игра № 7. Следующий этап работы с блоками это игры с обручами.
Игра с одним обручем
На полу лежит обруч. У каждого взрослого в руке один блок. Задание: по очереди расположить блоки в соответствии с заданием ведущего, например, внутри обруча - все красные блоки, а вне обруча - все остальные. Вопросы:
Какие блоки лежат внутри обруча? (Красные).
Какие блоки оказались вне обруча? (Некрасные). Верен именно такой ответ, т. к. важно лишь то, что внутри обруча лежат все красные блоки и никаких других там нет, а свойство блоков вне обруча определяется через свойство тех, которые лежат внутри.
Игра с двумя обручами
На полу два разноцветных обруча (синий и красный, обручи пересекаются, поэтому имеют общую часть. Ведущий предлагает кому-нибудь встать
-внутри синего обруча,
-внутри красного обруча,
-внутри обоих обручей,
-вне красного обруча,
- внутри синего, но вне красного,
- внутри красного, но вне синего,
-вне синего и красного обручей.
Задание: расположить блоки так, чтобы внутри синего обруча оказались все круглые блоки, а внутри красного обруча - все красные. На первых порах вызывает затруднение проблема, куда положить красные и круглые блоки. Их место в общей части двух обручей. После выполнения практической задачи по расположению блоков родители отвечают на четыре вопроса:
- Какие блоки лежат внутри обоих обручей?
- Внутри синего, но вне красного обруча?
- Внутри красного, но вне синего?
- Вне обоих обручей?
Следует подчеркнуть, что блоки надо назвать здесь с помощью двух свойств - формы и цвета.
Игра с тремя обручами
В процессе игры с тремя обручами решается более сложная, чем в игре с двумя обручами, задача классификации блоков по трем свойствам.
Ведущий кладет на пол три разноцветных (красный, синий, желтый) обруча так, как показано на рисунке, т. е. чтобы образовалось 8 областей.
После того как эти области соответствующим образом названы по отношению к обручам (внутри всех трех обручей, внутри красного и синего, но вне желтого и т. д., предлагается расположить блоки, например, так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные блоки, внутри синего - все квадратные, а внутри желтого -все большие.
Рефлексия:
Какие трудности вы испытали выполняя задания? А вам интересно было играть? А как вы считаете, какими мыслительными операциями овладевают дети в подобных играх?
Так незаметно, в игре дети овладевают и сложными мыслительными операциями, и получают знания элементарных математических представлений.
Закончить нашу встречу мне хотелось бы следующими словами:
В. А. Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без того он – засушенный цветок.
Главное не забывать хвалить ребенка, даже если он сделал что-то на ваш взгляд незначительное.
Желаю всем удачи!
Список источников
1. Логика и математика для дошкольников под ред. З. Михайловой. – Спб. : Детство-Пресс, 1996.
2. Лелявина Н. О., Финкельштейн Б. Б. Давайте вместе поиграем – Спб. : Корвет, 2005.
3. «Логические блоки Дьенеша». Развивающая игра для детей в возрасте от 3 до 7лет. ООО «Корвет» Россия, Санкт-Петербург.