Светлана Мореева
Мастер-класс для педагогов «Технология Кроссенс»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов : «Технология Кроссенс»
Учитель-логопед: Мореева Светлана Викторовна
МАДОУ д/с № 100 города Тюмени
Цель: повышение компетентности педагогов через использования инновационных технологий речевого развития дошкольников.
Задачи:
1. Раскрыть значимость и актуальность технологии КРОССЕНС в процессе обучения связной речи детей дошкольного возраста.
Темочки:
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
2. Обогатить опыт педагогов эффективными методами и приемами, направленных на реализацию технологии «Кроссенс».
3. Вызвать интерес к использованию технологии «Кроссенс» в практику своей работы.
Уважаемые коллеги! Я хочу рассказать Вам о технологии «Х».
И чтобы раскрыть тайну и узнать название этой технологии, предлагаю вам разгадать педагогические загадки :
• Соревновательное мероприятие, на котором педагоги представляют свой опыт работы (конкурс).
• С помощью чего общаются люди? (речь).
• Он сын ошибок трудных… Что приходит с годами? (опыт).
• Ячейка общества (семья).
• Как раньше называлась профессия воспитателя? (садовница).
• Автор сказки «Конек – Горбунок» (Ершов Петр Павлович).
• Что такое педагогика? (наука о воспитании).
• Что проводит педагог после открытого мероприятия? (самоанализ).
По заглавным буквам получилось слово КРОССЕНС.
Так что же такое кроссенс? Идея принадлежит писателю, педагогу и математику Сергею Федину и доктору технический наук, художнику и философу Владимиру Бусленко. Впервые кроссенс был опубликован в 2002 году в журнале "Наука и жизнь".
Слово "кроссенс" придумано авторами по аналогии со словом "кроссворд", которое в переводе с английского означает "пересечение слов", а кроссенс - означает "пересечение смыслов".
Кроссенс – это загадка, головоломка, ребус.
Кроссенс это набор картинок. Связи, между которыми могут быть как поверхностными, так и глубинными.
Кроссенс - это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.
Давайте с вами рассмотрим несколько картинок.
Картинка - ключ, замок, дверь.
- Как вы думаете, как между собой связаны эти картинки?
- есть ключ, ключ от замка, замок открывает дверь.
Это простой вариант чтения кроссенса. Он предлагается детям, которые только начинают работать по этой технологии.
Как же создается кроссенс?
- Это поле из 9 четырехугольников.
- Для начала нужно определить тему.
- Подобрать картинки, имеющие отношение к данной теме.
- Объяснить связи между ними.
Кроссенс представляет собой таблицу из девяти картинок на самые разные темы и каждое изображение связано с предыдущим и последующим по смыслу.
Разгадывая кроссенс, сопоставлять картинки можно слева направо, сверху вниз и по диагонали. А можно выбрать для себя любую картинку и начать устанавливать взаимосвязи с другими картинками.
Как любое творческое задание, кроссенсы повышают инициативность, креативность, развивают логическое мышление, воображение, идёт формирование информационной, познавательной и коммуникативной деятельности.
Коллеги, как вы думаете, можно ли применять технологию кроссенс на занятиях? Если да, то, на каких этапах? (ответы участников)
Применение кроссенса разнообразно :
• при формулировке темы и цели занятия;
• при изучении нового материала;
• при закреплении и обобщении изученного материала;
• в индивидуальной работе;
• при подведении итога работы на занятии, включаю как рефлексию.
• в качестве творческого домашнего задания.
ООД можно полностью построить в форме кроссенса, то есть девять элементов кроссенса могут представлять собой его структуру.
В среднем дошкольном возрасте предлагаю детям кроссенс из трех простых картинок в виде логических цепочек, которые составляют основу кроссенса.
Работа по технологии кроссенс трудна, но достаточно интересна.
Кроссенс - это отличное упражнение для развития связной речи, логического и творческого мышления. Что так актуально для детей с речевыми нарушениями.
Я же с технологией кроссенс познакомилась недавно, предложила её детям. У ребят появился интерес. Понимая, что работа по технологии КЕРОССЕНС трудна, но интересна – передо мной встал вопрос – «Сможет ли данная технология помочь ребенку с речевыми нарущениями прочувствать, прожить ситуацию собственного успеха, через позитивное отношение к окружающему миру на основе речевого общения, поспособствует ли расширению активного словаря?»
Я технологию КРОССЕНС в работе со своими детьми начала применять с адаптированных ее вариантов, используя следующие методы и приемы для развития связной речи дошкольников с речевыми нарушениями:
Описание предмета по схеме.
1. Описание предмета по схематической зарисовке (используется при описании отдельно взятого предмета).
2. Описание предмета по общей схематической зарисовке используется при описании предметов, относящихся к одной классификации: дикие животные, овощи, посуда, игрушки и т. д.
3. Сравнение предметов по общей схематической зарисовке (вместо вопросительного знака помещаются две предметных картинки, которые сравниваются по схематической зарисовке)
Пересказ по схематичным сюжетным картинкам
Работа по сюжетной картинке с применением схематичной зарисовки (многие предметы и их количество изображаются схематично)
Подвижное рассказывание с использованием магнитных картинок
Составление рассказа в динамике с применением сюжетных картинок (магнитные картинки)
Использование круговых диаграмм при составлении рассказа.
Как любое творческое задание, кроссенсы повышают инициативность, креативность, развивают логическое мышление, воображение, идёт формирование информационной, познавательной и коммуникативной деятельности.
Работая над речевым развитием ребенка- дошкольника технология КРОССЕНС мне помогает :
- упражнять детей в умении выделять и называть предметы, их признаки, состояния, действия;
- учить детей классифицировать и обобщать предметы, явления;
- развивать зрительное восприятие;
- учить определять пространственные отношения символов, размещенных в таблице;
- учить употреблять в речи предложно-падежные конструкции;
- учить детей анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, систематизировать предметы по основному и второстепенным признакам;
- развивать логику;
- развивать образное мышление;
- учить детей связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию;
Подводя итоги нашей творческой работы хотелось бы услышать ответы на поставленные вопросы:
Поможет ли использование технологии КРОССЕНС превратить занятия с ребенком из трудного в интересное и полезное? Сможем ли мы обогатить активный словарь ребенка? Поспособствуют ли эти формы работы развитию связной речи нашего с вами дошкольника?
А для того, чтоб Вам захотелось быстрее использовать в работе со своими детьми для кого-то новую, для кого-то знакомую технология я с благодарностью делюсь с вами информационными буклетами. Я благодарю вас за внимание, активность и желаю всем здоровья, успехов и профессионального оптимизма!