Лилия Ахатова
Мастер-класс для педагогов «Техника медитативного рисунка — мандала «Радуга чувств»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс для педагогов : техника медитативного рисунка - мандала «Радуга чувств»
Ход мастер-класса.
Цель: способствовать компетентности педагогов в вопросах использования технологии «мандала» у дошкольников, а так же развитие произвольности и концентрации внимания, творческого потенциала, гармонизации внутреннего состояния у детей.
релаксация, развитие мелкой моторики рук;снижение уровня эмоционального напряжения и тревожности, страхов;
Задачи:
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мандала, мандалатерапия
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Радуга, радужные идеи
- Темочки
1. Заинтересовать педагогов в применении технологии метода «мандала» для снижения уровня эмоционального напряжения, тревожности, а так же развитие произвольности и концентрации внимания, творческого потенциала, гармонизации внутреннего состояния у детей.
2. Познакомить педагогов с техникой плетения из ниток и изготовлению мандал; обучить последовательности действий, использованию методов и приемов данной техники на примере изготовления мандалы;
3. Активизировать творческий потенциал, внутренние ресурсы, речевую активность педагогов, а так же гармонизировать их внутреннее состояние путем снижения уровня эмоционального напряжения и тревожности.
Материалы: релаксационная музыка, свечи, гуашь, акварель или восковые мелки 12 цветов, беличьи кисти № 2 № 8, белая бумага для каждого участника (или готовый рисунок мандалы, банка с водой, циркуль или большая тарелка.
На листе бумаги рисуется круг диаметром около 20 см.
Уважаемые коллеги! Символ целостности, гармонии и единства является Круг. Предлагаю всем нам стать в 2 круга, сделать круг в круге (внутренний и внешний). Все, кто стоит во внутреннем круге повернитесь лицом к коллеге внешнего круга, возьмите друг друга за руки, передавая друг другу тепло своих рук, а теперь скажите друг другу комплимент или несколько комплиментов. Все, что мы желаем кому-то, или для себя - может осуществиться.
- Я предлагаю вам загадать свое желание коллеги (Загадали) А теперь поднять руки вверх и дружно сказать «1-2-3 - пожелание лети, задуманное осуществи».
С приподнятым настроением продолжаем нашу работу.
Скажите мне пожалуйста как вы думаете что это?
Коллеги (свои варианты ответов)
К сожалению, всё чаще встречаются дети с нарушением речевого развития, что напрямую связано с недостаточным развитием мелкой мускулатуры кистей рук. Также в каждой группе есть гиперактивные дети, которые не способны регулировать свою моторную активность. Как правило, у них низкая способность к концентрации внимания. Таким детям необходимо периодическое успокоение и расслабление. Именно поэтому я решила познакомить Вас с методом мандала - терапия.
На мой взгляд, это самый безопасный, естественный и радостный способ изменения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств или просто для улучшения настроения.
Слово мандала в переводе с санскритского означает «магический круг», т. е. это рисунок в круге. В психологии мандалу впервые начал использовать швейцарский психиатр Карл Густав Юнг.
Мандалотерапия – одно из направлений арт-терапии (исцеление искусством). На мой взгляд, это естественный и радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств.
Мандалы очень полезны и для взрослых, и для детей. Они помогают полностью расслабиться. Создание собственных мандал из разнообразного материала развивает творческие способности, детскую фантазию, мелкую моторику. Данный вид деятельности способствует развитию творческих способностей
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Мастер класс для педагогов техника медитативного рисунка мандала Радуга чувств Ход мастер класса](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-498362-1641658691.jpg)
Для меня, мандала имеет ценность как арт-терапевтический метод в коррекционной, диагностической и развивающей работе. Хочу познакомить вас с техникой «мандала».
Я предлагаю Вам уютно расположиться на стульчиках.
В этой технологии есть свои тонкости :
во время работы не разговаривайте друг с другом. Лишь в исключительных случаях можно шепотом что-то спросить и ответить;
дайте возможность руке самой двигаться по кругу, самой брать «понравившиеся» ей цвета;
не стремитесь искусственно создать шедевр. Важно сделать искренний рисунок, отражающий вашу внутреннюю жизнь. И чем более искренней и правдивой будет ваша мандала, тем больший эффект вы ощутите.
рисунок начинается от центра круга.
Я предлагаю Вам уютно расположиться на стульчиках.
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Познакомить педагогов с техникой плетения из ниток и изготовлению мандал обучить последовательности действий использованию](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-498362-1641658726.jpg)
Зажигаются свечи. Включается релаксационная музыка (композиции «мандала» Китаро). Выключается свет.
Сейчас мы с вами будем приветствовать друг друга, передавая свечу по кругу. Каждый участник улыбнётся своему соседу, назовёт своё имя и скажет ему: «Я очень рада видеть Вас!». И так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует друг друга.
Сегодня мы с вами отправимся в волшебное путешествие. А чтобы попасть в страну наших чувств и эмоций нам нужно сказать слова «Свечи мы зажгли в путешествие пошли».
Сядьте удобнее и закройте глаза. Представьте себе, что Вы - в необычном (волшебном) месте. Оно будет таким, каким Вы захотите его сделать, потому что оно - только ваше: вы здесь самые главные. Сделайте глубокий вдох выдох, вдох выдох, посидите еще немного так расслабленно. Постарайтесь запомнить с закрытыми глазами, какие образы, какие цвета или картины у вас возникают. Запомните, что Вы видите перед собой. А когда вы будете готовы, предлагаю воспроизвести всё это на листе.
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Уважаемые коллеги Символ целостности гармонии и единства является Круг](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-498362-1641658875.jpg)
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Предлагаю всем нам стать в круга сделать круг в круге внутренний и внешний](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-498362-1641658883.jpg)
Предлагаю Вам, взять листы бумаги с нарисованным кругом, выбрать самую красивую краску и нарисовать в центре круга все что захочется. Продолжайте работу, продвигаясь от центра к краям листа, пока весь круг не заполнится. Если педагогу захочется нарисовать что-то за пределами круга, не мешайте ему. В завершении композиции создайте границу – цветовое колесо.
Когда педагоги закончат работу, спрашиваю у них: "Как бы Вам хотелось назвать свою мандалу?"
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Все что мы желаем кому то или для себя может осуществиться](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-498362-1641658915.jpg)
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Я предлагаю вам загадать свое желание коллеги Загадали А теперь поднять руки вверх и дружно сказать пожелание лети задуманное осуществи](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-498362-1641658924.jpg)
В работе с детьми можно предложить сочинить историю, сказку, рассказ о своей мандале. Когда дети вербализуют рисунок, это помогает им научиться точно, передавать свои мысли, переводить зрительные и чувственные образы в словесные.
Важно, слушая историю, придуманную ребёнком, воздерживаться от каких-либо комментариев и своих интерпретаций.
Далее предлагаю педагогам в непринужденной обстановке поделитесь друг с другом своими внутренними ощущениями. Попрошу педагогов прислушаться к тому, что они чувствует, и рассказать об этом. Спрошу у педагогов, как менялось их настроение в процессе создания мандалы : менялись ли ощущения по ходу выполнения мандалы? Какое чувство вызывает мандала сейчас?
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 С приподнятым настроением продолжаем нашу работу](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-498362-1641658955.jpg)
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 Также в каждой группе есть гиперактивные дети которые не способны регулировать свою моторную активность](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-498362-1641658964.jpg)
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 Как правило у них низкая способность к концентрации внимания](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-498362-1641658975.jpg)
А для того чтобы нам вернуться из путешествия я вам предлагаю встать вокруг стола взяться за руки и задуть свечи со словами «Раз, два, три из путешествия пришли»!