Наталья Авилова
Мастер-класс для педагогов «Сказкотерапия как метод профилактики и коррекции страхов у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Сказкотерапия как метод профилактики и коррекции страхов у детей
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №54
Мастер – класс для педагогов
«Сказкотерапия как метод профилактики и коррекции страхов у детей»
Педагог – психолог : Авилова Н. Ю.
г. Ставрополь 2024 год.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Страх и детская тревожность
- Темочки
Добрый день уважаемые коллеги! Тема моего выступления: «Сказкотерапия как метод профилактики и коррекции страхов у детей».
Обратите внимание на экран на фото ребенка:
- Как вы думаете какое чувство он испытывает? (варианты ответов участников). Да верно он испытывает чувство страха.
Страх свойственен и детям и взрослым. Это одна из базовых эмоций человека.
Страх-это эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности.
У каждого ребенка в определенные возрастные этапы есть страхи.
Виды детских страхов :
В 2-3 года дети испытывают ночные страхи, боятся животных;
в 4 года пугаются сказочных персонажей и насекомых;
в 5-6 лет катастроф, школы, пожаров, несчастий;
в 7-8 лет – умереть и смерти близких.
Перечисленные страхи носят временный, переходящий, возрастной характер с ними не нужно бороться, просто поддержите ребенка, принимая такую особенность его психического развития.
Однако бывают другие страхи, их называют «невротические», страхи которые мешают жить. В их основе – психическое потрясение, травма, неумение взрослого справляться с возрастными проблемами ребенка, жестокость в отношениях, конфликты в семье, высокая тревожность у родителей.
Такие страхи сами не проходят, необходима помощь специалистов (психолога, психотерапевта, изменение стиля воспитания. Для коррекции таких страхов я применяю сказкотерапию.
Сказкотерапия – занятие с помощью сказки, направленное на решение какой-либо проблемы. Этот метод восходит к давним временам – еще наши прапрабабушки за проступок не бранили, а рассказывали сказку. Сказки знакомили детей с реальностью, давали понять «что такое хорошо», а «что такое плохо».
Сказкотерапия - метод, который использует сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и взаимодействия с окружающим миром. Это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни; процесс активизации ресурсов, потенциала личности.
«Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок….» Как вы понимаете значение этого выражения? (варианты ответов)
Действительно, любая сказка нас чему-нибудь учит. А иногда сказка помогает найти выход из сложной жизненной ситуации.
Хочу представить вашему вниманию литературу терапевтических сказок, которые использую в своей работе с детьми (обзор и рассказ о книгах, помогающих в моей практической работе).
А сейчас предлагаю немного поработать со сказками, я приглашаю принять участие 6 человек по два человека в группе (участники занимают места и начинают выполнять задания).
1. Задание: «Анализ сказки»
Прочитайте сказку о волшебном городе.
Когда-то давным-давно в одном чудесном городе жили маленькие веселые человечки. Жизнь их была светла и беззаботна. Жители ходили, друг к другу в гости не только по праздникам, но и просто так.
Но однажды в город пришла беда. Налетел черный ураган, и все в жизни жителей изменилось. Исчезли смех и радость, а когда на город спускался вечер, вместе с ним приходил и страх. Кто-то вдруг начинал бояться темноты, кто-то - оставаться один дома, а кто-то боялся простую кошку или собаку, и у каждого человечка страх был свой.
Как-то раз в город приехал цирк, и все жители пришли на представление, но у них были хмурые лица, и никто, ни разу даже не улыбнулся, хотя клоуны смешили изо всех сил. Тогда один клоун придумал раздать всем зрителям краски и нарисовать то, чего они боятся.
Когда все рисунки были готовы, их сложили в огромную кучу, и факир пустил в них молнию. В тот же миг все страхи превратились в кучку пепла, а в город вернулись веселье и радость. И тогда все поняли, что страх можно победить - нужно только очень этого захотеть.
Ответьте на вопросы. Чему учит сказка? Что можно сделать, когда страшно?
Можно7ли использовать сказочные уроки в реальной жизни? Какой прием сказкотерапии был использован?
2. Задание: «Придумай окончание сказки»
Прочитайте сказку о трусливом зайце. Придумайте окончание сказки.
«Рассуждал однажды заяц сам с собой: «И что за горькая жизнь у меня! Люди не дают мне покоя. Волки не дают мне покоя. Орлы не дают мне покоя…. Всех я боюсь, всегда я дрожу. Трусливей меня, верно, нет существа на свете! Лучше умереть, чем так жить!» И отправился заяц к морю топиться. Вот пришел заяц на море и…. Закончите, пожалуйста, сказку (варианты участников мастер-класса).
Этот механизм работы со сказкой (придумывание окончания сказки) помогает нам понять стратегию поведения в проблемной ситуации и сделать для себя соответствующие выводы.
3. Задание : «Разыгрываем сказку»
Участники разыгрывают этюд про мышонка, который боялся оставаться один дома. Сценка о том, как мышонок боялся оставаться дома один, что ему говорила мама, как ей все же удалось уговорить его остаться дома одному ненадолго. Чем занимался мышонок, чтобы занять себя и ему стало совсем не страшно. Что сказала мама, когда вернулась. Как она похвалила мышонка за храбрость.
Сказка о мышонке, который боялся оставаться один.
Жил на свете один мышонок. Жил с мамой в норке, и была у них кладовочка. В ней было много-много зёрнышек, которые так любят мышки. На завтрак, обед или ужин. Но однажды – вот беда! – зашла мама-мышка в кладовочку за зёрнышками, а их нет! Что делать?
– Малыш! – сказала мама мышонку. – Мне нужно отлучиться за зёрнышками, а ты дом сторожи.
– Ты уйдёшь? – испугался мышонок. – Тебя не будет? Нет!
Не уходи!
Заплакал мышонок, схватил маму за юбку и не отпускает.
– Ох-ох! – вздохнула мама. – Выходит, нам с тобой теперь совсем нечего будет кушать. Почему же ты меня не отпускаешь?
– Я не смогу тебя видеть, – ответил мышонок, – я не смогу тебя слышать, я не смогу с тобой играть. И вообще, может, ты вообще больше не вернёшься?
– Ну, хорошо, – сказала мама. – Придётся позвать моих волшебных помощников.
«Каких ещё помощников?» – удивился мышонок. Он не знал, что его мама – волшебница.
– Первый помощник – моя фотография. Ты всегда можешь видеть меня. Второй помощник – мобильный телефон. Ты всегда можешь позвонить мне и услышать мой голос. Третий помощник – пластилин. Слепи меня и поиграй со мной. Четвёртый помощник – это часы. Видишь эту маленькую стрелочку? Когда она дойдёт до цифры 4, я вернусь!
– Так скоро! – обрадовался мышонок.
– Ну конечно! Совсем немножко нужно подождать.
Оказалось, что время пролетело незаметно. Пока мышонок лепил из пластилина маму, та уже вернулась. Часики всё это время говорили ему:
– Тик-так! Мама уже совсем скоро вернётся!
Мобильный телефон говорил маминым голосом:
– Как ты, малыш? Я уже собрала зёрнышки и иду к тебе.
С фотографии на него всё время смотрела мама, он даже не успел соскучиться!
С тех пор мышонок всегда отпускал маму по делам, потому что знал, что она обязательно вернётся! Да ещё и обязательно принесёт что-нибудь вкусненькое. Разве это не здорово?
Вопросы для обсуждения:
1. На коррекцию какого детского страха направлено задание?
2. Идет ли на пользу участие боязливого ребенка в инсценировке проблемной ситуации? Если да, то в чем польза?
Итог встречи
Различные приемы сказкотерапии (анализ сказки, работа со сказочным атрибутом, инсценировка проблемной ситуации, сочинение сказки) активизируют внутренние ресурсы ребенка, ориентируют его на собственные возможности в преодолении страха путем использования «сказочных уроков» в реальной жизни!
Спасибо за внимание!