Приложение МААМ

Мастер-класс для педагогов «Сказкотерапия как метод профилактики и коррекции страхов у детей»

Наталья Авилова
Мастер-класс для педагогов «Сказкотерапия как метод профилактики и коррекции страхов у детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Сказкотерапия как метод профилактики и коррекции страхов у детей

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №54

Мастер – класс для педагогов

«Сказкотерапия как метод профилактики и коррекции страхов у детей»

Педагог – психолог : Авилова Н. Ю.

г. Ставрополь 2024 год.

Темочки:

Добрый день уважаемые коллеги! Тема моего выступления: «Сказкотерапия как метод профилактики и коррекции страхов у детей».

Обратите внимание на экран на фото ребенка:

- Как вы думаете какое чувство он испытывает? (варианты ответов участников). Да верно он испытывает чувство страха.

Страх свойственен и детям и взрослым. Это одна из базовых эмоций человека.

Страх-это эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности.

У каждого ребенка в определенные возрастные этапы есть страхи.

Виды детских страхов :

В 2-3 года дети испытывают ночные страхи, боятся животных;

в 4 года пугаются сказочных персонажей и насекомых;

в 5-6 лет катастроф, школы, пожаров, несчастий;

в 7-8 лет – умереть и смерти близких.

Перечисленные страхи носят временный, переходящий, возрастной характер с ними не нужно бороться, просто поддержите ребенка, принимая такую особенность его психического развития.

Однако бывают другие страхи, их называют «невротические», страхи которые мешают жить. В их основе – психическое потрясение, травма, неумение взрослого справляться с возрастными проблемами ребенка, жестокость в отношениях, конфликты в семье, высокая тревожность у родителей.

Такие страхи сами не проходят, необходима помощь специалистов (психолога, психотерапевта, изменение стиля воспитания. Для коррекции таких страхов я применяю сказкотерапию.

Сказкотерапия – занятие с помощью сказки, направленное на решение какой-либо проблемы. Этот метод восходит к давним временам – еще наши прапрабабушки за проступок не бранили, а рассказывали сказку. Сказки знакомили детей с реальностью, давали понять «что такое хорошо», а «что такое плохо».

Сказкотерапия - метод, который использует сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и взаимодействия с окружающим миром. Это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни; процесс активизации ресурсов, потенциала личности.

«Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок….» Как вы понимаете значение этого выражения? (варианты ответов)

Действительно, любая сказка нас чему-нибудь учит. А иногда сказка помогает найти выход из сложной жизненной ситуации.

Хочу представить вашему вниманию литературу терапевтических сказок, которые использую в своей работе с детьми (обзор и рассказ о книгах, помогающих в моей практической работе).

А сейчас предлагаю немного поработать со сказками, я приглашаю принять участие 6 человек по два человека в группе (участники занимают места и начинают выполнять задания).

1. Задание: «Анализ сказки»

Прочитайте сказку о волшебном городе.

Когда-то давным-давно в одном чудесном городе жили маленькие веселые человечки. Жизнь их была светла и беззаботна. Жители ходили, друг к другу в гости не только по праздникам, но и просто так.

Но однажды в город пришла беда. Налетел черный ураган, и все в жизни жителей изменилось. Исчезли смех и радость, а когда на город спускался вечер, вместе с ним приходил и страх. Кто-то вдруг начинал бояться темноты, кто-то - оставаться один дома, а кто-то боялся простую кошку или собаку, и у каждого человечка страх был свой.

Как-то раз в город приехал цирк, и все жители пришли на представление, но у них были хмурые лица, и никто, ни разу даже не улыбнулся, хотя клоуны смешили изо всех сил. Тогда один клоун придумал раздать всем зрителям краски и нарисовать то, чего они боятся.

Когда все рисунки были готовы, их сложили в огромную кучу, и факир пустил в них молнию. В тот же миг все страхи превратились в кучку пепла, а в город вернулись веселье и радость. И тогда все поняли, что страх можно победить - нужно только очень этого захотеть.

Ответьте на вопросы. Чему учит сказка? Что можно сделать, когда страшно?

Можно7ли использовать сказочные уроки в реальной жизни? Какой прием сказкотерапии был использован?

2. Задание: «Придумай окончание сказки»

Прочитайте сказку о трусливом зайце. Придумайте окончание сказки.

«Рассуждал однажды заяц сам с собой: «И что за горькая жизнь у меня! Люди не дают мне покоя. Волки не дают мне покоя. Орлы не дают мне покоя…. Всех я боюсь, всегда я дрожу. Трусливей меня, верно, нет существа на свете! Лучше умереть, чем так жить!» И отправился заяц к морю топиться. Вот пришел заяц на море и…. Закончите, пожалуйста, сказку (варианты участников мастер-класса).

Этот механизм работы со сказкой (придумывание окончания сказки) помогает нам понять стратегию поведения в проблемной ситуации и сделать для себя соответствующие выводы.

3. Задание : «Разыгрываем сказку»

Участники разыгрывают этюд про мышонка, который боялся оставаться один дома. Сценка о том, как мышонок боялся оставаться дома один, что ему говорила мама, как ей все же удалось уговорить его остаться дома одному ненадолго. Чем занимался мышонок, чтобы занять себя и ему стало совсем не страшно. Что сказала мама, когда вернулась. Как она похвалила мышонка за храбрость.

Сказка о мышонке, который боялся оставаться один.

Жил на свете один мышонок. Жил с мамой в норке, и была у них кладовочка. В ней было много-много зёрнышек, которые так любят мышки. На завтрак, обед или ужин. Но однажды – вот беда! – зашла мама-мышка в кладовочку за зёрнышками, а их нет! Что делать?

– Малыш! – сказала мама мышонку. – Мне нужно отлучиться за зёрнышками, а ты дом сторожи.

– Ты уйдёшь? – испугался мышонок. – Тебя не будет? Нет!

Не уходи!

Заплакал мышонок, схватил маму за юбку и не отпускает.

– Ох-ох! – вздохнула мама. – Выходит, нам с тобой теперь совсем нечего будет кушать. Почему же ты меня не отпускаешь?

– Я не смогу тебя видеть, – ответил мышонок, – я не смогу тебя слышать, я не смогу с тобой играть. И вообще, может, ты вообще больше не вернёшься?

– Ну, хорошо, – сказала мама. – Придётся позвать моих волшебных помощников.

«Каких ещё помощников?» – удивился мышонок. Он не знал, что его мама – волшебница.

– Первый помощник – моя фотография. Ты всегда можешь видеть меня. Второй помощник – мобильный телефон. Ты всегда можешь позвонить мне и услышать мой голос. Третий помощник – пластилин. Слепи меня и поиграй со мной. Четвёртый помощник – это часы. Видишь эту маленькую стрелочку? Когда она дойдёт до цифры 4, я вернусь!

– Так скоро! – обрадовался мышонок.

– Ну конечно! Совсем немножко нужно подождать.

Оказалось, что время пролетело незаметно. Пока мышонок лепил из пластилина маму, та уже вернулась. Часики всё это время говорили ему:

– Тик-так! Мама уже совсем скоро вернётся!

Мобильный телефон говорил маминым голосом:

– Как ты, малыш? Я уже собрала зёрнышки и иду к тебе.

С фотографии на него всё время смотрела мама, он даже не успел соскучиться!

С тех пор мышонок всегда отпускал маму по делам, потому что знал, что она обязательно вернётся! Да ещё и обязательно принесёт что-нибудь вкусненькое. Разве это не здорово?

Вопросы для обсуждения:

1. На коррекцию какого детского страха направлено задание?

2. Идет ли на пользу участие боязливого ребенка в инсценировке проблемной ситуации? Если да, то в чем польза?

Итог встречи

Различные приемы сказкотерапии (анализ сказки, работа со сказочным атрибутом, инсценировка проблемной ситуации, сочинение сказки) активизируют внутренние ресурсы ребенка, ориентируют его на собственные возможности в преодолении страха путем использования «сказочных уроков» в реальной жизни!

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Использование народной тряпичной куклы как нетрадиционный метод коррекции при работе с детьми с ОНРИспользование народной тряпичной куклы как нетрадиционный метод коррекции при работе с детьми с ОНР Речь - один из видов коммуникативной деятельности человека. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность, так и его.

Фотоотчёт о мастер-классе для педагогов «Метод моделирования в проектной деятельности»Фотоотчёт о мастер-классе для педагогов «Метод моделирования в проектной деятельности» Фотоотчёт о мастер-классе для педагогов «Метод моделирования в проектной деятельности» На недавно прошедшем в нашем МАДОУ «Золотая рыбка».

Гимнастика с использованием тренажеров для профилактики и коррекции нарушений зренияГимнастика с использованием тренажеров для профилактики и коррекции нарушений зрения Всемирный день зрения отмечается во второй четверг октября по инициативе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Эта дата отмечена.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Сказкотерапия как метод профилактики и коррекции страхов у детей»
Опубликовано: 14 февраля 2025 в 14:09
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Сказкотерапия как метод профилактики и коррекции страхов у детей»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Авилова (УИ 2258351) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 февраля 2025 суббота
Президент подписал закон о ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РФ и ДНР
23 февраля 2025 воскресенье



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД