Елена Позняк
Мастер-класс для педагогов «Сказки — шумелки»
Мастер – класс для педагогов
«Сказки - шумелки»
в рамках семинара
«Малые формы фольклора, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»
Музыкальный руководитель
Позняк Е. Ю.
Цель:
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Сказки — шумелки“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Сказки-шумелки. Шумовые сказки для детей
- Темочки
Приобщить участников мастер класса, с приёмом обыгрывания небольших текстов русских народных сказок при помощи музыкальных инструментов и подручных предметов.
Задачи:
Формировать навыки сотрудничества и сотворчества.
Познакомить с необычным использованием музыкальных инструментов и подручных предметов
Развивать умение находить подходящие звуки, использовать их в обыгрывании небольших текстов сказок.
СЛ. 1
Добрый день, уважаемые участники и гости мастер класса! Мы, рады вас видеть сегодня, а вы?
Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».
Не очень хотелось, но все же пришли
Ведь планов так много у вас впереди? (да)
Чтоб детям своим во всем помогать
Вы новое что-то хотите узнать? (да)
Кошмар этот помним с. студенческих лет
Вы скучные лекции слушали? (нет)
Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,
Вам нужно в работе активными быть? (да)
Тогда Вас прошу нам во всем помогать,
Хотим для начала загадку задать…
1. Кто все сказки и загадки и стихи на память знает?
В куклы, мячики, лошадки кто до старости играет?
2. У кого на все вопросы есть немедленный ответ?
Кто из дома все выносит, невзирая на бюджет?
3. Кто на елке новогодней ребятишек забавляет
И кого только угодно из себя изображает?
4. Я загадывать загадки вам могу хоть до утра,
Но, наверное, отгадку мне назвать уже пора.
А чтоб время понапрасну вы, друзья, не тратили,
Вы мне дружно подскажите: это – (все хором) воспитатели!
Сегодня в рамках семинара «Малые формы фольклора, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре», мы вам предлагаем поучаствовать в мастер классе, по теме «Сказки – шумелки».
СЛ 2. Сказки - «шумелки» - это чтение сказок на фоне шумового оформления. Очень занимательный, а главное, эффективный вид музыкально-игровой деятельности, основанный на соединении литературного жанра и игры на инструментах детского музыкального оркестра или иными подручными предметами.
СЛ. 3 Сказки – «шумелки» с забавным шумовым оформлением способствуют развитию произвольного внимания, слуховой памяти, выдержки. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом. Развлекая и очень радуя детей, разучивание и исполнение сказки помогает решать актуальные проблемы развития внимания.
Подбирая доступный детям литературный материал русского народного фольклора, мы способствуем проявлению
свободы самовыражения,
развитию фантазии,
эмоциональности,
артистизма,
развиваем мелкую моторику
прививаем любовь и уважение к фольклору.
Показатели достижения результатов: Дети сами могут после прослушивания сказки подобрать нужные по тексту музыкальные инструменты, сами могут выразительно рассказывать небольшую сказку, делая акцент на местах, которые нужно озвучить, умеют вести диалог в сценке – озвучке.
Захватывающая атмосфера сказок - «шумелок» позволяет увлечь детей, оставляя их в зоне внутреннего комфорта, а также, способствует активному желанию участвовать в этом процессе и проявить себя.
Какие же цели и задачи мы ставим перед собой…
Цели:
• развивать у детей дошкольного возраста воображение,
• фантазию,
• коммуникативные навыки,
• природные способности,
• развивать мелкую моторику рук,
• чувство метроритма,
• способствовать приобретению элементарных навыков подыгрывания на ударно-шумовых и музыкальных инструментах.
Задачи:
• знакомить с разновидностями детских элементарных музыкальных инструментов, овладение приемами игры на них;
• пробуждать интерес к творческому музицированию и инструментальной деятельности;
• способствовать реализации потребности детей в движении;
• способствовать сохранению психологического здоровья;
• развивать творческий потенциал, коллективных навыков игры;
• формировать художественный вкус;
• развивать любознательность, воображение, речевую и двигательную активность;
• преодолевать застенчивость, замкнутость;
• повышать уровень познавательных и творческих способностей.
Предварительная работа:
• Работа с соответствующей теме методической литературой, Интернет-ресурсами.
• Выбор литературного произведения, которое будет использоваться в качестве сказки.
• Подбор сопутствующих теме игр с музыкальными инструментами
• Подбор музыкальных инструментов, подходящих для обыгрывания тех или иных звуков. Консультация с музыкальным педагогом детского образовательного учреждения.
• Подбор необходимых атрибутов и инвентаря.
• Написание плана проведения занятия.
• Привлечение родителей к изготовлению нестандартных шумовых инструментов.
Дети любят экспериментировать со звуками: стучат палочкой по железной крышке кастрюли или стеклянной кружке, так они пытаются услышать «голос» предмета. Именно самодельные музыкальные инструменты «звучащая» игрушка, будят творческую мысль, помогают понять, откуда и как рождаются звуки.
На экране вы можете видеть различные виды самодельных игрушек – шумелок, которые вместе с детьми можно изготовить как в детском саду, так и дома с родителями,.
Вот с помощью таких самодельных инструментов, какие вы можете видеть на экране, а также приготовленных нами для мастер класса - можно рассказывать сказки.
Сделав своими руками звучащую игрушку, ребенок по-иному воспринимает мир, более внимательно относится к звуку, с большой активностью включается в совместное музицирование.
Звук живет в любом предмете
Сколько их - посмотри!
Звук- шутник, играя с нами,
Любит прятаться внутри.
Дарите музыку друг другу
Чтоб каждый день и каждый час
Она жила в сердцах у нас.
В качестве иллюстрационного материала вам конечно же поможет использование ИКТ технологии. Это Различные презентации, анимации и видеофайлы. Самостоятельно созданные или заимствованные в интернет ресурсах. Ссылки на них вы можете видеть на экране.
А сейчас мы предлагаем вам самим озвучить русскую народную сказку, «Теремок». (Педагогам предлагается выбрать инструменты в соответствии с характером героя, и под видео ряд озвучить музыкальную сказку.)