Папки-передвижки

Мастер-класс для педагогов «Синквейн»

оксана солдатова
Мастер-класс для педагогов «Синквейн»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс для педагогов

Я хотела бы задать вам загадку:

Творческий, активизирующий.

Развивает, обогащает, уточняет.

Помогает учиться.

Метод.

При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра – ведь сочинять весело, полезно и легко. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец.

Самое главное: Синквейн – получается у всех!

Когда же начинать знакомство с этим приемом?

– С детьми старшего возраста.

Темочки:

В условиях введения ФГОС перед педагогами дошкольного образования встаё т много вопросов:

- Как сделать современного дошкольника социально мобильным выпуская его во взрослую жизнь, в школу?

- Как научить умению выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать, делать выводы, принимать продуманные решения?

- Как вовлечь ребенка в интерактивную деятельность на занятиях?

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться.

Одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Синквейн - игровая технология, как средство успешной коррекции и развития речи дошкольников.

Что такое синквейн.

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».

Синквейн – это стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.

Значение этой технологии в обогащении и активизации глагольного словаря, словаря прилагательных, о грамматическом оформлении фразы, о развитии ассоциативного и наглядно-образного мышления.

Специалисты отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение.

Цель игровой технологии «Синквейн» : развитие связной речи дошкольников посредством составления синквейна с помощью символов, добиться умения выделять главную мысль текста, а также выражать свои мысли.

Задачи:

- закрепить понятия: предмет, признак предмета, действие предмета

- научить использовать модели существительного, прилагательного и глагола при составлении предложений

- учить выделять главную мысль, классифицировать

- автоматизировать корригируемые звуки речи

- пополнять и активизировать слова

- формировать умение кратко пересказывать текст

- обучить самостоятельной работе по составлению синквейна с опорой на алгоритм-модель

Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны.

Синквейн уместно составлять в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме. На первых порах планируется при составлении синквейна работа с детьми в парах, в малых группах и только затем – индивидуально. Необходимо поощрять синквейны, в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы или предмета.

Алгоритм составления синквейна

Синквейн состоит из пяти строк, его форма напоминает елочку.

- Первая строка – это заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).

- Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему.

- Третья строка обычно состоит из трёх глаголов описывающих действия предмета.

- Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.

- Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, синоним первого слова.

Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.

Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова.

Пример: тема «Деревья».

1. Береза.

2. Тонкая, белоствольная.

3. Растет, зеленеет, радует.

4. На берёзе растут почки.

5. Лиственное дерево.

Составление синквейна при помощи символов

Условные обозначения слов для составления синквейна :

Слово – живой предмет (кто)

Слово – неживой предмет (что)

Слово – определение (какая? какой? какое)

Слово – действие (что делает)

Предложение из четырех слов

Слово – ассоциация (синоним первого слова)

Алгоритм составления синквейна при помощи символов

На доске Используя дидактическое пособие

(елочка с кармашками)

Использование синквейна в системе коррекционной работы по преодолению нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста.

Эффективность синквейна в развитии образной речи дошкольника.

В чём же его эффективность и значимость?

• Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.

• Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

Синквейн является игровым приемом.

• Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

• Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Синквейн можно составить о природе, о картине и сказочном герое, о маме и папе, о настроении. Можно с помощью синквейна сочинить стихотворение на любое событие или праздник. Это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умение находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратко формулировать свои высказывания.

При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять его только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.

Если составление вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.

Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса, и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием. Дети будут гордиться своими достижениями!

2.2. Примеры синквейнов составленными детьми

1. Тема «Игрушки».

Медвежонок

Коричневый, мягкий

Сидит, умывается, ест

Мишка косолапый любит мед

Игрушка

2. Тема «Деревья».

Береза

Высокая, стройная

Качается, шелестит, растет

У березы собирают березовый сок

Дерево

3. Тема «Воздушный транспорт»

Вертолёт

Быстрый, удобный

Летает, перевозит, садится

Вертолёт похож на стрекозу.

Транспорт

педагог - коллегам : Позвольте вашему вниманию представить дидактическую игру «Путешествие в мир сказок» с использованием технологии «Синквейн» и включением игровых заданий-друдлов.

Уникальность данной игры заключается в том, она дает неограниченное пространство для фантазии, воображения и творчества: стимулируют мыслительную деятельность, пространственное мышление, познавательную активность, развивает речь ребенка.

А что же такое друдлы? Как они работают?

Понятие «друдл» пришло к нам из английского языка. Это комбинация из трех слов: Doodle – каракули, drawing – рисунок, riddle – загадка. Другими словами графическая головоломка, имеющая множество вариантов ответов. Это интересное изобретение придумал американский автор-юморист Роджер Прайс (США) в 1953 году.

Суть изобретения заключается в том, что вам предлагается описать картинку, которая имеет множественные значения. Если получится увидеть в картинке - друдле то, чего не видят другие, то человек является обладателем оригинального творческого мышления!

Например: Игра «Дорисуй картинку»

Детям предлагается рассмотреть, что изображено на друдле, дорисовать или рассказать, что именно они увидели в исходной картинке. Варианты ответов: спутник, солнышко, НЛО, пуговица на одежде. А если перевернуть? Если дорисовать еще один элемент? (Если дорисовать, то получится человечек.)

Основная часть

Педагог - коллегам : Уважаемые коллеги, так как мы с Вами педагоги, и непросто педагоги, а педагоги-дошкольники, мы просто обязаны уметь смотреть на мир глазами детей и говорить с воспитанниками на одном языке. Поэтому предлагаю забыть на время о том, что мы взрослые и отправиться в путешествие в «страну, которой нет на глобусе», в страну сказок.

«Двери в сказку отворяем,

Всех к ней в гости приглашаем»

Первое задание

Игра «Угадай чей портрет и сочини синквейн

(На доске плакат со сказочным персонажем, спрятанным под шляпой Незнайки, юбкой Бабы Яги, бантом Кота Леопольда, сапогами (обувью) Кота в сапогах и с корзинкой от Красной Шапочки.

Педагог - коллегам : Наш сказочный герой спрятан под предметами, принадлежащими другим сказочным персонажам, ваша задача, убрать лишние, совершенно ненужные ему вещи. Для этого Вам нужно будет отгадать загадки, вспомнить песни и эпизоды из сказок, реплики героев.

1) Он странным образом родился:

Из полена появился.

Длинный нос, колпак. Узнали?

Как же мальчика назвали?

(Снимаем с плаката нос.)

– А самая выдающаяся его часть его лица? (Буратино, нос.)

2) Звучит песня Кота Леопольда “Если добрый ты”

– Кому принадлежит эта песня? (Кот Леопольд.)

– По какому предмету одежды можно всегда узнать Кота Леопольда? (по банту).

(Снимаем с плаката бант.)

3) Звучит песня Красной Шапочки

Девочка пела в темном лесу:

– Бабушке я пирожки принесу!

Шапочка – словно малина!

Наверное, это Мальвина? (Нет, это Красная Шапочка.)

– И какой предмет здесь от Красной Шапочки? (корзинка).

(Снимаем с плаката корзинку.)

4) – А этот герой, если запоет, то всем худо станет. Я давно говорила, что ему медведь на ухо наступил! Поэтому я лучше про него расскажу:

– В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. Один малыш был самым знаменитым, и прозвали его так за то, что он ничего не знал.

– Догадались, кто это? (Незнайка.)

– А самая выдающаяся его часть одежды? (Шляпа.)

(Воспитатель снимает с плаката шляпу.)

5) Звучит куплет частушек от Бабок - Ёжек.

– Это из моего любимого…. Отвечайте, кто поет? (Бабки-Ежки.)

– А каким летательным аппаратом пользовалась Баба-яга?

(Воспитатель снимает с плаката изображение ступы.)

– Так, и кто же это у нас получился?

По первому морозцу,

По первому снежку

Кто на печке едет,

Лёжа на боку? (Емеля.)

Педагог - коллегам : Пришло время поупражняться в составлении синквейна. А вот и сказочный персонаж – Емеля!

Кто? Емеля

Емеля какой? Глупый, ленивый… (Добрый, смешной. Веселый, наивный.)

Что делает? Ловит, спит, едет, жалеет.

Емеля поймал говорящую щуку…. Емеля пожалел волшебную щуку.

Добрый герой.

Игра-задание с друдлами «Узнай и дорисуй героя сказки!»

Педагог : Уважаемые коллеги, предлагаю рассмотреть, что изображено на друдле, дорисовать и рассказать, что именно вы увидели в исходной картинке. Другими словами, назвать сказку и угадать сказочного персонажа, сочинить синквейн - загадку про него. Предложить коллегам отгадать героя сказки. В помощь педагогам предлагаются картинки-подсказки.

Заключительная часть.

Педагог - коллегам : В заключение хотелось бы всем присутствующим пожелать творческих успехов, креативных идей и больших достижений. Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС. Дидактический синквейн ВОСПИТАТЕЛЬ: Денисова Людмила Анатольевна МБДОУ» Березовский детский сад №3» п. г. т. Березовка 2016 г. Использование инновационных.

«Выдумываю, сочиняю, речь развиваю». Синквейн. Часть 2.«Выдумываю, сочиняю, речь развиваю». Синквейн. Часть 2. «Выдумываю, сочиняю, речь развиваю». Синквейн. Часть 2. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Продолжаю делиться с Вами опытом работы по составлению.

Дидактическая игра «Составь синквейн»Дидактическая игра «Составь синквейн» Одна из технологий, направленных на развитие речи детей- дидактический синквейн. Синквейн - это стихотворение из пяти нерифмованных строк,.

Консультация для педагогов «Развитие связной речи средствами применения технологии «Синквейн»Консультация для педагогов «Развитие связной речи средствами применения технологии «Синквейн» Педагоги с большим стажем работы в дошкольных учреждениях замечают, что последние годы отмечается замедленный темп развития связной речи.

Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Синквейн»
Опубликовано: 6 ноября 2024 в 05:57
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Синквейн»» (включая файлы) размещена пользователем оксана солдатова (УИ 531627) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД