Наталья Викулова
Мастер-класс для педагогов РМО «Чудеса большого мира»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса : повысить профессиональное мастерство педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по проблеме детского экспериментирования.
Задачи:
• вовлечь педагогов в совместное проведение опытов, знакомящих дошкольников со свойствами воздуха, воды, бумаги;
• развивать у педагогов умение видеть проблему, решать её и делать выводы;
• воспитывать у педагогов интерес к экспериментально-исследовательской деятельности.
Оборудование: экран для показа презентации
Раздаточный материал:
Публикация «Мастер-класс для педагогов РМО „Чудеса большого мира“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» январь 2016
• бумага разной плотности (газета, писчая, калька);
• ёмкости с водой;
• бутылка с газированной водой;
• виноградины;
• пипетки;
• чернила;
• трубочки;
• зеркала;
• цельное молоко;
• ёмкость для молока;
• пищевые красители разных цветов;
• ватные палочки;
• жидкое моющее средство.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Сегодня я предлагаю поговорить о чудесах, которые окружают нас в повседневной жизни. Скажите, кто из нас не ждёт чуда и волшебства? Конечно, ждёт каждый, и взрослый, и ребёнок. Только дети его ждут с особым нетерпением, ведь они смотрят на мир совершенно иначе, чем мы, взрослые. Почему? Да потому, что дети – прирождённые исследователи, а подтверждение тому – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. И в определённый момент самым любимым словом ребёнка становится слово «почему?».
Нам, здесь присутствующим, повезло общаться с детьми и ежедневно слышать сто тысяч «почему» : «Почему дует ветер?», «Почему море солёное?», «Почему снег идёт?» и т. д. И правда, почему? Задумывались ли мы, отчего ребёнок задаёт столько вопросов? Оказывается, именно с этих «почему?» и начинается опыт – опыт личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому ребёнок познаёт мир, в который пришёл, изучает всё как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Нет более пытливого исследователя, чем ребёнок, охваченный жаждой познания и освоения огромного нового мира.
На все вопросы детей надо отвечать по-научному точно и доступно, как бы заняты мы не были. Как это сделать?
Вот здесь нам, взрослым, на помощь приходит метод экспериментирования, претендующий по мнению современных психологов на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства.
Экспериментирование должно сопровождать жизнь детей каждый день. Ведь рассказать – это одно, а показать – совсем другое. Именно этому принципу мы и будем сегодня следовать. Я предлагаю вам оказаться в роли детей и вместе попробовать найти объяснение привычным явлениям, окружающим нас.
Все мы любим сказки, а дети особенно. Сегодня я хотела бы через сказку познакомить вас с некоторыми видами экспериментов.
Итак, сказка «Чудеса большого мира».
На птичьем дворе у мамы-утки вылупились утята. Все дети были послушными, быстро росли и прилежно выполняли всё, что говорила мама-утка. Только один утёнок был уж очень любопытный. С ним постоянно что-нибудь случалось, всё ему было интересно. Однажды ему захотелось узнать, что же там за холмом, и он пошёл открывать мир. Отойдя подальше, он увидел небольшое озеро, в нём мальчишки пусками бумажные кораблики. Одни кораблики долго и весело плавали на водяной глади, а другие вскоре начинали тонуть. «Как странно, - подумал утёнок – Почему?»
Опыт 1
Возьмите бумагу разной плотности (газета, писчая, калька, сделайте из неё кораблики и опустите их в воду, налитую в ёмкость. Понаблюдайте, что с ними происходит? Объясните, почему через некоторое время не все кораблики смогут плавать на поверхности воды.
Вывод: более плотные писчая бумага и калька намокают медленнее, поэтому сделанные из них кораблики держатся дольше.
Потом утёнок увидел, что какие-то маленькие существа то появляются на поверхности воды, то снова исчезают в её толще. Это были рыбки, которые резвились в озере.
Опыт 2
Попробуем разобраться, отчего так происходит? Возьмите прозрачную ёмкость с газированной водой и бросьте в неё виноградинки. Что же с ними происходит? Да, они опускаются на дно, но вскоре всплывают, и так происходит несколько раз. Почему? Как вы думаете?
Вывод: в воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают виноградинки. Потом пузырьки воздуха выходят из воды, а виноградинки снова опускаются на дно.
У рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь, его объём уменьшается, и рыба опускается на дно. А надо подняться – мускулы расслабляются, распускают пузырь, он увеличивается, и рыба всплывает.
Утёнок отправился дальше. Вдруг набежали тучи и начался дождь. Утёнок ещё ни разу не видел дождя и очень удивился – что же это такое?
Опыт 3
Что такое дождь?
Вода, испаряясь с поверхности земли, в виде маленьких капелек поднимается вверх, в небо. Так образуются белые пушистые облака. Затем эти мельчайшие капли объединяются между собой, становятся темнее и тяжелее. Теперь мы можем наблюдать в небе тучи. Когда капельки становятся совсем тяжёлыми, они проливаются на землю дождём.
А теперь попробуйте сами сделать настоящий дождь. Нам понадобятся – стеклянная ёмкость, наполненная водой, жидкость для мытья посуды, пипетка, трубочка и чернила. Нальём в воду жидкость для мытья посуды, опустим в неё трубочку так, чтобы она касалась дна ёмкости и медленно подуем в трубочку. Дуть нужно до тех пор, пока над ёмкостью не получится мыльная шапка. Теперь пипеткой капаем чернила. Что же происходит? Почему капельки чернил прорываются сквозь пену и падают на дно? Да потому, что они тяжелее пены.
Вывод: то же самое происходит и с каплями дождя. Для образования капель нужны «зародыши-ядра», к которым прилипают маленькие капельки пара до тех пор, пока они не слипнутся в большую каплю, которая затем падает на землю в виде дождя.
Дождь быстро закончился. Утёнок отправился дальше. Стало очень жарко. «Как хочется пить» - подумал утёнок. И вдруг он встретил удивительное существо с двумя горбами. Это был верблюд. «Неужели ему не жарко в такой шубе? И не хочется пить?» - удивился утёнок.
Опыт 4
Почему верблюд может обходиться без воды дольше, чем человек?
Всем известно, что живые существа при дыхании теряют влагу. Давайте в этом убедимся сами. Для эксперимента нам понадобится зеркальце. Подышите на него – что вы видите? Да, зеркальце затуманивается, так как на нём оседают капельки воды. Это воздух, который мы выдыхаем, и он содержит в себе воду. Часть этой влаги выходит наружу, а часть задерживается в носу. У верблюда, в отличие от человека, носовой канал длинный и извилистый. Именно поэтому значительная часть водяных паров задерживается у него в носу, не выходя наружу. Это помогает верблюду дольше обходиться без воды, так как он меньше теряет влаги при дыхании.
Утёнок подружился с верблюдом, и им стало так весело, что захотелось устроить разноцветный праздник.
Опыт 5
Налейте молоко в тарелку. Добавьте в него по несколько капель пищевого красителя разных цветов. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку. А теперь хотите верьте – хотите нет, но мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства. Возьмите ватную палочку, окуните её в моющее средство и прикоснитесь кончиком в самый центр тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдёт? Да, молоко двигается, и цвета перемешиваются. Настоящий взрыв цвета на тарелке.
Вывод: как же получился взрыв цвета в молоке?
Моющее средство снижает поверхностное натяжение и за счёт этого пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока. Но самое главное, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение.
Утёнку очень понравилось гулять, но он уже устал и захотел кушать. Он попрощался с верблюдом и поспешил к маме-утке. Ведь она с лё гкостью ответит на все мучившие его вопросы:
1. Почему одни кораблики плавают долго, а другие тонут?
2. Почему рыбки то поднимаются вверх, то опускаются на дно?
3. Почему идёт дождь?
4. Почему верблюд может долго обходиться без воды?
5. Почему получился взрыв цвета в молоке?
А вы, уважаемые коллеги, можете ответить на эти вопросы?
Сегодня нам удалось найти ответы лишь на несколько вопросов, но мир вокруг нас полон чудес и волшебства. Экспериментируйте, не теряйте своей любознательности, и тогда мир откроет вам свои тайны. Спасибо за внимание. Желаю творческих успехов!