Папки-передвижки

Мастер-класс для педагогов «Развитие связной речи дошкольников»

Маркевич Надежда
Мастер-класс для педагогов «Развитие связной речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие связной речи дошкольников

Целевые ориентиры ФГОС ДОУ предполагают, что по завершению дошкольного образования ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Развитие связной речи дошкольников“» размещена в разделах

Для достижения целевого ориентира в нашей педагогической деятельности должна прослеживаться взаимосвязь различных разделов речевой работы. Какие разделы речевой работы в ДОУ вы можете назвать? (таблица)

Вершиной речевого развития дошкольника является сформированность связной речи, которая определяет связность мыслей ребенка, его логику мышления.

Связная речь осуществляется в двух основных формах:

Диалогическая – для данной формы речи характерны неполные, односложные ответы, простые предложения, яркая интонационная выразительность, жестикуляция, мимика, большое количество восклицаний и междометий и т. п. Эта речь ситуативна.

Монологическая – данная форма речи представлена разными по структуре предложениями. Для нее характерна четкость, развернутость, взаимосвязь звеньев повествования.

Монологическая речь является более организованной и сложной и формируется в недрах диалогической речи. Поэтому в нашей работе важно уделять внимание формированию и диалогической, и монологической форм речи у детей. Но все-таки центральной задачей по развитию речи является развитие связной монологической речи, а именно – обучение дошкольников рассказыванию.

Актуализация знаний педагогов.

1. Перечислите методы развития связной монологической речи (рассказывание и пересказ).

2. Назовите виды занятий по обучению рассказыванию. (Рассказывание по предметам (игрушки, природный материал, рассказывание по картине, рассказывание на темы из личного опыта, творческое рассказывание.)

3. Перечислите основные приемы обучения рассказыванию (совместное рассказывание, образец рассказа (частичный образец, вопросы воспитателя, анализ образца рассказа, план рассказа, коллективное групповое составление рассказа, составление рассказа по частям).

4. Что лишнее в этом определении: ведущими приемами обучения рассказыванию в средней группе являются вопросы воспитателя, образец рассказа, коллективное групповое составление рассказа, составление рассказа по частям.

5. Верно ли, что в младшей группе детей обучают составлению описательного рассказа по предметной картине?

6. В какой группе детей дошкольного возраста подводят к составлению небольших рассказов по картине, описанию игрушек 2-3 предложениями? (Вторая младшая группа.)

7. Верно ли, что составлению описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту обучают детей среднего возраста? Какие виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине проводят в средней группе? (составление описательного рассказа по предметной картине; составление описательного рассказ по сюжетной картине; придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине).

8. В какой группе учат детей составлять рассказы на темы из коллективного и личного опыта (в старшей).

Монологическое высказывание отличается от диалогического высказывания (реплики) четким структурным построением. Любой монолог состоит из трех частей:

1) начала (зачин, вступление, 2) середины, 3) конца (завершение) высказывания.

Структура монолога подчинена его теме, которая определяет целостность и взаимосвязь его частей. Целостность монолога обеспечивается его связностью (связью между словами в предложении, между предложениями, между частями монолога).

Структура монолога

Лингвистическая характеристика монологов

Определите тип монологического высказывания.

Пример образца описаний. Когда я была маленькой, моей любимой игрушкой был заводной цыпленок. Он был желтенький, с круглыми черными глазками, с острым клювом. Цыпленок был маленький и умещался на моей детской ладошке. Когда его заводили, он начинал быстро-быстро клевать: тук-тук, тук-тук. И перебегать с места на место. Я подзывала цыпленка: цып-цып-цып! И сыпала ему зерна. Это была интересная игрушка!18

Пример образца повествований. Смотрите, вот легковой автомобиль. Послушайте о нем рассказ. Однажды выехал шофер на работу (передвигает автомобиль). Вдруг он вспомнил, что не заправил машину бензином (останавливает машину). Делать нечего, придется повернуть машину обратно (поворачивает). Набрал он бензина (останавливает машину у края стола) и быстро поехал на работу (быстро передвигает машину).

Составление монологического высказывания. Давайте поделимся на две группы. Одна группа составит описательный монолог про игрушку, а другая – повествовательный.

Приемы решения задач развития у детей описательной речи

Задания для участников:

1. Составление описательного рассказа об игрушках (младший и средний возраст).

2. Рассказыванию по картине или серии сюжетных картин (старший и подготовительный возраст).

Оценка детских описательных монологов: 1) полнота и точность увиденных признаков; 2) умение последовательно перечислять их, логично переходить от одного признака к другому (рассказывать по порядку, связно); 3) живость и образность речи, удачный выбор речевых средств; 4) самостоятельность продуцирования монолога.

Оценка детских повествований: 1) полнота и детализированность рассказа (включение в рассказ характеристик героев, места действия, диалогов); 2) соблюдение повествовательной структуры (в т. ч. завершенность рассказа); 3) самостоятельность в построении повествования.

Мы разобрали примеры занятий по формированию у дошкольников связной монологической речи. Хочу отметить, что специальные занятия - лишь часть работы по развитию речи. Эта работа продолжается на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, природой, явлениями общественной жизни, художественной литературой и др. Значительную роль играет работа по развитию речи вне занятий.

Благодарю за внимание.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Развитие связной речи средствами применения технологии «Синквейн»Консультация для педагогов «Развитие связной речи средствами применения технологии «Синквейн» Педагоги с большим стажем работы в дошкольных учреждениях замечают, что последние годы отмечается замедленный темп развития связной речи.

Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи»Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи» 1. слайд: Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных.

Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности» В своей статье хочу рассмотреть проблему значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края, как сложного личностного.

Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников» Цель мастер класса – повышение уровня педагогической компетентности при использовании интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

Развитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗРазвитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗ Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Проблема развития связной речи у дошкольников является очень актуальной. Под.

Мастер-класс по изготовлению колец Луллия для развития связной речи дошкольников с помощью технологии ТРИЗМастер-класс по изготовлению колец Луллия для развития связной речи дошкольников с помощью технологии ТРИЗ Познакомившись немного с теорией ТРИЗ и теоретически изучив кольца Луллия, а также метод морфологического анализа и фокальных объектов теории.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Родительское собрание «Развитие связной речи дошкольников» в старшей группе с использованием ИКТ Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросу развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Форма:.

Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Развитие связной речи дошкольников»
Опубликовано: 11 марта 2023 в 11:31
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Развитие связной речи дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Маркевич Надежда в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД