Маркевич Надежда
Мастер-класс для педагогов «Развитие связной речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связной речи дошкольников
Целевые ориентиры ФГОС ДОУ предполагают, что по завершению дошкольного образования ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Развитие связной речи дошкольников“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Для достижения целевого ориентира в нашей педагогической деятельности должна прослеживаться взаимосвязь различных разделов речевой работы. Какие разделы речевой работы в ДОУ вы можете назвать? (таблица)
Вершиной речевого развития дошкольника является сформированность связной речи, которая определяет связность мыслей ребенка, его логику мышления.
Связная речь осуществляется в двух основных формах:
Диалогическая – для данной формы речи характерны неполные, односложные ответы, простые предложения, яркая интонационная выразительность, жестикуляция, мимика, большое количество восклицаний и междометий и т. п. Эта речь ситуативна.
Монологическая – данная форма речи представлена разными по структуре предложениями. Для нее характерна четкость, развернутость, взаимосвязь звеньев повествования.
Монологическая речь является более организованной и сложной и формируется в недрах диалогической речи. Поэтому в нашей работе важно уделять внимание формированию и диалогической, и монологической форм речи у детей. Но все-таки центральной задачей по развитию речи является развитие связной монологической речи, а именно – обучение дошкольников рассказыванию.
Актуализация знаний педагогов.
1. Перечислите методы развития связной монологической речи (рассказывание и пересказ).
2. Назовите виды занятий по обучению рассказыванию. (Рассказывание по предметам (игрушки, природный материал, рассказывание по картине, рассказывание на темы из личного опыта, творческое рассказывание.)
3. Перечислите основные приемы обучения рассказыванию (совместное рассказывание, образец рассказа (частичный образец, вопросы воспитателя, анализ образца рассказа, план рассказа, коллективное групповое составление рассказа, составление рассказа по частям).
4. Что лишнее в этом определении: ведущими приемами обучения рассказыванию в средней группе являются вопросы воспитателя, образец рассказа, коллективное групповое составление рассказа, составление рассказа по частям.
5. Верно ли, что в младшей группе детей обучают составлению описательного рассказа по предметной картине?
6. В какой группе детей дошкольного возраста подводят к составлению небольших рассказов по картине, описанию игрушек 2-3 предложениями? (Вторая младшая группа.)
7. Верно ли, что составлению описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту обучают детей среднего возраста? Какие виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине проводят в средней группе? (составление описательного рассказа по предметной картине; составление описательного рассказ по сюжетной картине; придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине).
8. В какой группе учат детей составлять рассказы на темы из коллективного и личного опыта (в старшей).
Монологическое высказывание отличается от диалогического высказывания (реплики) четким структурным построением. Любой монолог состоит из трех частей:
1) начала (зачин, вступление, 2) середины, 3) конца (завершение) высказывания.
Структура монолога подчинена его теме, которая определяет целостность и взаимосвязь его частей. Целостность монолога обеспечивается его связностью (связью между словами в предложении, между предложениями, между частями монолога).
Структура монолога
Лингвистическая характеристика монологов
Определите тип монологического высказывания.
Пример образца описаний. Когда я была маленькой, моей любимой игрушкой был заводной цыпленок. Он был желтенький, с круглыми черными глазками, с острым клювом. Цыпленок был маленький и умещался на моей детской ладошке. Когда его заводили, он начинал быстро-быстро клевать: тук-тук, тук-тук. И перебегать с места на место. Я подзывала цыпленка: цып-цып-цып! И сыпала ему зерна. Это была интересная игрушка!18
Пример образца повествований. Смотрите, вот легковой автомобиль. Послушайте о нем рассказ. Однажды выехал шофер на работу (передвигает автомобиль). Вдруг он вспомнил, что не заправил машину бензином (останавливает машину). Делать нечего, придется повернуть машину обратно (поворачивает). Набрал он бензина (останавливает машину у края стола) и быстро поехал на работу (быстро передвигает машину).
Составление монологического высказывания. Давайте поделимся на две группы. Одна группа составит описательный монолог про игрушку, а другая – повествовательный.
Приемы решения задач развития у детей описательной речи
Задания для участников:
1. Составление описательного рассказа об игрушках (младший и средний возраст).
2. Рассказыванию по картине или серии сюжетных картин (старший и подготовительный возраст).
Оценка детских описательных монологов: 1) полнота и точность увиденных признаков; 2) умение последовательно перечислять их, логично переходить от одного признака к другому (рассказывать по порядку, связно); 3) живость и образность речи, удачный выбор речевых средств; 4) самостоятельность продуцирования монолога.
Оценка детских повествований: 1) полнота и детализированность рассказа (включение в рассказ характеристик героев, места действия, диалогов); 2) соблюдение повествовательной структуры (в т. ч. завершенность рассказа); 3) самостоятельность в построении повествования.
Мы разобрали примеры занятий по формированию у дошкольников связной монологической речи. Хочу отметить, что специальные занятия - лишь часть работы по развитию речи. Эта работа продолжается на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, природой, явлениями общественной жизни, художественной литературой и др. Значительную роль играет работа по развитию речи вне занятий.
Благодарю за внимание.