Лариса Серяк
Мастер класс для педагогов «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Методы применения технологий разучивания музыкально-ритмических движений»
План – конспект
Цель мастер-класса : Знакомство участников с опытом использования упражнений, речевых игр, пальчиковой гимнастики и музыкальных игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.
Публикация «Мастер класс для педагогов „Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Задачи:• Представить участникам мастер-класса приемы развития чувства ритма у детей дошкольного возраста. • Раскрыть содержание игр и упражнений по развитию ритмического чувства. • Убедить педагогов в важности и целесообразности развития ритмического чувства у детей дошкольного возраста.
Форма проведения: практическое занятие с педагогами.
Материально-техническая база: помещение для проведения мастер-класса, детские музыкальные шумовые инструменты, пиктограммы с изображением эмоций.
Продолжительность проведения: 30 минут.
Практическая значимость:повышение уровня профессиональной компетенции педагогов ДОУ (музыкальных руководителей,) по использованию различных приемов для развития метроритмического чувства у детей дошкольного возраста.
Структура мастер-класса :
1. Теоритическая часть:
Вступительное слово по теме «Важность развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»
2. Практическая часть занятие с педагогами с показом эффективных приемов развития чувства ритма.
3. Рефлексия итог мастер-класса.
Ожидаемый результат:участники получат опыт использования упражнений, речевых игр, пальчиковой гимнастики и музыкальных игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.
Вступительное слово
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на своём мастер – классе на тему : «Методы применения технологий разучивания музыкально-ритмических движений».
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих
нарушения речи.
Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более
легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка.
Что же такое музыкальный ритм? Ритм – это чередование долгих и коротких длительностей.
Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.
Если чувство ритма несовершенно, у ребенка слаба развита речь, она невыразительна, либо слабо интонирована. Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка.
Из всех музыкальных способностей чувство метроритма развивается сложнее всего. Существует мнение, что развить его невозможно, так оно является врожденным. Но современные исследования и практическая деятельность педагогов-музыкантов доказали обратное. Самое главное, это начать как можно раньше. Уже с 5 лет это будет гораздо сложнее. Поэтому моменты по развитию чувства ритма, я советую включать уже с младшей группы, а какие-то формы работы и в раннем возрасте. Это использование речевых и музыкальных игр, пальчиковая гимнастика, ритмические упражнения.
Ритм присутствует во всех моментах музыкального занятия: в пении, слушании, танцах, музыкально-ритмических движениях, в игре на музыкальных инструментах.
Исследователи (К. В. Тарасова, Б. Теплов, К. Орф) отмечают, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным. Тарасова говорит, что в развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело.
Поэтому сейчас я предлагаю на время мастер-класса превратиться в детей лет 5-6 и немного подвигаться вместе со мной! Я хочу предложить вашему вниманию несколько упражнений и игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.
Практическая часть.
Речевая игра «Здравствуйте, ладошки» -
Здравствуйте, ладошки! - хлоп, хлоп, хлоп!
- Здравствуйте, ножки - топ, топ, топ!
- Здравствуйте, щечки плюх, плюх, плюх!
- Пухленькие щечки - плюх, плюх, плюх!
- Здравствуйте, губки - чмок, чмок, чмок! (поцелуйчики)
- Здравствуйте, зубки - чок, чок, чок! (стучат зубками)
- Здравствуй наш носик - пип, пип, пип! (нажимают на носик) - Здравствуйте гости — всем привет!
-Ну как, настроение улучшилось? Вот что может сделать слово!
А давайте поделимся нашим хорошим настроением еще
с кем-нибудь! Тогда отправляемся в лес, подарим зверюшкам наше хорошее настроение!
Вставайте паровозиком и крепко-крепко держитесь друг за друга, чтоб никто не потерялся. (идут за педагогом и садятся в кружок)
Встретилась нам речка на пути, а в речке рыбки плавают, давайте немного порыбачим!
Упражнение с ритмо-палочками «Рыбка» (выполняется сидя на ковре или за столом в кругу) Рыбка, рыбка, - 2 раза стучим перед собой палочкам Вот-передаем соседу справа
Червяк - берем другую палочку, переданную соседом слева
Откуси, хоть -2 раза стучим перед собой палочками
Чуточку - передаем соседу справа;
затем берем другую палочку, переданную соседом слева
Не проси - 2 раза стучим перед собой палочками
Меня рыбак - передаем соседу справа берем другую палочку, переданную соседом слева
Попадусь- 2 раза стучим перед собой палочками
На удочку -передаем соседу справа берем другую палочку, переданную соседом слева Повторить все движения в левую сторону.
Затем повторить в 2 раза быстрее, т. е. удар и передача на каждую четверть.
-Не хочет рыбка ловиться, отправляемся дальше
Вышли мы с вами на лесную полянку, а там слышны разные звуки.
Шумовой оркестр (с разными предметами)
Однажды порою в болотной глуши
Чуть слышно бесшумно шуршат камыши (шуршат бумагой)
У-у-ух! Прокричала сова (стучит бубен)
Тр-р-р! Отвечала сосна (трещат трещетки)
Над травою проносится ветер (шуршат бумагой)
Кукушка поет ( голос: ку-ку)
А-а-ах! Крикнул гриб дождевик! (звук бутылочки)
Лес к таким разговорам привык.
- На полянку выскочили зайчики, лисички, медвежата и ежата (одеваем шапочки зверей). Поприветствуем их? Встаем в два круга.
Ритмический танец «Приветствие» (Т. Э. Тютюнникова)
(встают в два круга. Под музыку двигаются в правую сторону подскоками. Музыка меняется – хлопают. Оба круга поворачиваются лицом друг к другу, протягивают правую руку и приветствуют пожиманием рук столько, сколько звучит нота. Далее движения повторяются)
- Кажется, дождик начинается. (показывает макет тучки) Разбежались все как горох и встали на коврик. Поиграем в игру «Весенний дождик».
Игра «Весенний дождик»
(Игра на внимание под музыку)
Тучка - поднимают руки вверх
Дождик - прыгают
Зонтик - разводят руки в стороны и вращаются вокруг себя
- Дождику обрадовались деревья в лесу: дуб, липа, вишня, лиственница. А сейчас мы с вами превратимся в деревья.
Ритмическая игра «Деревья»
1 этап игры: образуем 4 круга: дубовый, липовый, вишневый, лиственничный. Каждая группа поочередно хлопает свой ритмический рисунок : Дуб – 1 хлопок. Липа – 2 хлопка. Вишенка- 3 хлопка. Лиственница- 4 хлопка
2 этап игры:
- Идет дождь, я хочу спрятаться, в какой кружок забегу, тот хлопает свой ритм. Затем слушаем других.
3этап игры: В форме «канона». Играем аналогично, но продолжаем хлопать свой ритм, пока не закончиться игра.
- Дождь закончился, выглянуло солнышко. Обрадовались цветочки
Танец с цветами
(выполняют любые движения по музыку)
- Наше путешествие закончилось, отправляемся на автомобиле домой.
Упражнение «Автомобиль» Муз. М. Раухвергера
Двигаться топающим шагом, в руках держать воображаемый руль.
Рефлексия
-Уважаемые коллеги! Наше путешествие закончилось. Прошу вас на предложенных карточках нарисовать эмоцию, которые вы испытали во время нашего путешествия
Заключительная часть
В заключение хочу сказать, что с помощью современных методик, где материал преподносится в игровой форме, я добиваюсь лучших результатов в разучивании музыкально-ритмических движений, чем раньше.