Раиса Карасева
Мастер-класс для педагогов-психологов «Игровая терапия как средство развития познавательных процессов детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов-психологов на тему:
«Игровая терапия как средство развития познавательных процессов детей среднего дошкольного возраста»
«Сделать серьёзное занятие для ребенка
занимательным – первоначальная задача обучения»
К. Д. Ушинский
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу провести для вас мастер-класс по теме: «Игровая терапия как средство развития познавательных процессов детей среднего дошкольного возраста».
Для начала, я бы хотела задать вам вопрос: вы не задумывались, какое значение в жизни наших детей имеют игры? Мы с вами знаем, что это самое интересное в мире занятие и самый лучший путь к всестороннему развитию ребенка.
Термин «игровая терапия» был предложен Мелани Кляйн. А одной из первых её стала применять Анна Фрейд в работе с детьми, пережившими бомбежки Лондона во время второй мировой войны. Если ребенок имел возможность выразить в игре свои переживания, то он освобождался от страха, и пережитое не развивалось в психологическую травму.
Игровая терапия разнообразна и очень интересна. В работе по данному направлению мы выделяем следующие виды игр:
-сюжетно-ролевая,
-режиссерская,
-игра-драматизация,
-игра с правилом,
-дидактическая игра.
В эти игры вовлекаются все стороны личности и развиваются познавательные процессы ребенка: работает воображение, память, внимание и мышление.
Игротерапия выполняет следующие функции:
1. коммуникативная – установление эмоционального контакта, объединение детей в коллективе;
2. релаксационная – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему;
3. воспитательная – психотренинг и психокоррекция проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций;
4. развивающая – развитие психических процессов и функций (памяти, внимания, восприятия, воображения, двигательной сферы;
5. обучающая – обогащение информацией об окружающем мире.
Посредством игры мы решаем следующие коррекционно-воспитательные задачи:
1. Развитие познавательной сферы ребенка.
2. Развитие эмоционально-волевой сферы.
3. Формирование коммуникативных навыков.
4. Обогащение представлений об окружающем мире.
5. Формирование навыков культурного поведения.
6. Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики.
7. Избавление от страхов и отрицательных эмоций.
В работе с детьми основными помощниками в игротерапии являются разные технологии, которые активно способствуют развитию познавательной сферы.
Виды технологий игровой терапии:
Песочная терапия
Музыкотерапия
Глинотерапия
Сказкотерапия
Психогимнастика
Изотерапия
Техника «Фототерапия»
Трудотерапия
Основные принципы взаимодействия в процессе игровой терапии:
Приятие ребенка таким, какой он есть.
Выстраивание теплых взаимоотношений с ребенком.
Создание атмосферы разрешенности, чтобы ребенок чувствовал свободу в полном выражении любых чувств.
Распознание истинных чувств ребенка, умение их отражать.
Уважение прав ребенка и создание условий для самостоятельного решения ребенком проблемных ситуаций.
Взрослый не пытается направить действия ребенка, ребенок задает направленность, а взрослый действует за ним.
Взрослый накладывает только те ограничения, которые необходимы, чтобы ребенок осознал реальность происходящего и свою часть ответственности.
Практическая часть.
Игра «Запомни картинки»
Цель: развитие произвольной зрительной памяти.
Для этой игры необходимо приготовить 10 картинок. На каждой картинке должен быть изображен только один предмет. Игру можно провести как соревнование между несколькими детьми. Играющие рассматривают картинки, затем картинки перевернуть (закрыть) и все по-очереди называют те картинки, которые запомнили. Выигрывает тот, кто последним вспомнит картинку, еще не названную другими.
Игра «Цветные камешки»
Цель: развитие зрительной памяти, внимания, умение строить по образцу, мелкой моторики, сенсорного восприятия.
Игра «Четвертый лишний»
Цель: повышает концентрацию внимания детей и сообразительность.
Игра «Прищепки»
Цель: развитие мелкой моторики, развитие координации движений, закрепление знаний цвета и величины, развитие внимания, умения работать по инструкции.
Используем прищепки разного цвета. Цепляем прищепки на одежду по инструкции.
Игра «Шагаем по кочкам»
Цель: развитие общей моторики, координации движений, способность удерживать инструкцию.
Игра «Пройди по геометрической фигуре по определенному цвету»
Цель: закрепление геометрических фигур, цвета, развитие моторики и мышления.
Игра «Волшебники» (СДВГ, РДА, ЗПР)
Цель: закрепление эталонов формы, развитие мелкой моторики.
Ребенку дают заготовленные рисунки с неполными изображениями геометрических фигур и предлагают дорисовать.
Игра «Волшебный мешочек» (СДВГ, РДА, ЗПР)
Цель: развитие речи, тактильной чувствительности.
Детей рассаживают по кругу и завязывают им глаза. Затем взрослый раздает каждому ребенку предметы-сюрпризы. Дети ощупывают их. Ведущий собирает предметы на поднос, дети снимают повязки с глаз и разглядывают предметы, они должны найти свой предмет и назвать его.
Игра «Фигуры» (СДВГ, РДА, ЗПР)
Цель: развитие внимания, мелкой моторики, воображения.
Взрослый раскладывает счетные палочки в виде определенной фигуры. Ребенок должен сложить точно такую же фигуру. Постепенно можно усложнять фигуры. Можно убрать фигуру и повторить по памяти.
Игра «Помоги художнику» (СДВГ, ЗПР)
Цель: развитие мышления, восприятия.
Ребенку показывают рисунок, на котором есть недорисованный элемент. Он должен сказать, чего не хватает.
Игра «Попробуй угадай» (РДА, ЗПР)
Цель: развитие восприятия.
Ребенку показать часть разрезной картинки, а он должен угадать, что на ней изображено.
Игра «Узнай, кто я» (СДВГ, РДА, ЗПР)
Цель: развитие восприятия, мелкой моторики.
Ребенку необходимо соединить одной линией все точки и узнать что изображено на листе.
Игра «Разрезные картинки»
Цель: развитие визуального мышления.
Ребенку необходимо собрать разрезную картинку.
Игра «Пуговичная поляна» (РДА, ЗПР)
Цель: развитие воображения, внимания, образного мышления.
Ребенку предлагается из пуговиц «нарисовать» какой-нибудь предмет, а затем целую картину. Потом детям можно обменяться «картинами» и угадать, что на них «нарисовано».
Игра «Дополни фигуру» (РДА, ЗПР)
Цель: развитие творческих способностей, воображения.
Ребенок получает карточки, на которых должен нарисовать что-нибудь, используя как основу предложенный рисунок.
Игра «Шкатулка со сказками» (РДА, ЗПР)
Цель: развитие воображения.
Приготовленные 8-10 разноцветных кружков складывают в коробку, накрывают ее платком, а затем дети по одному вытаскивают кружочки и придумывают по 2-3 предложения сказки. Причем, если ребенок вытащил красный кружок, то он начинает рассказ о чем-то красном. И т. д.
Игра «Поезд» (СДВГ, РДА, ЗПР)
Цель: развитие мышления, операций анализа и синтеза.
Картинки складывают в центре стола, дети стоят вокруг него. Ведущий предлагает построить поезд из картинок складывая их на основе сходства каких-либо признаков. (Я прикреплю помидор к огурцу, потому что это овощи).
Подводя итоги, хочу сказать, игра является эффективным средством создания оптимальных условий для развития познавательных способностей, высокого уровня творческой деятельности, потенциальных возможностей детей.
Подлинные знания и навыки приобретаются в прочесе игровой деятельности.
Игра имеет свою цель – обучить ребенка чему-либо новому или закрепить имеющиеся у него знания, умения, навыки. Игра – это средство обучения, воспитания и развития. Она помогает легче запомнить, повышает работоспособность, учит оценивать свои успехи и обучение становится интересным и занимательным.
Ребенок, мало играющий, теряет в своем развитии, так как в игре, по выражению Л. С. Выготского, «ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения, он в игре, как бы на голову выше себя…» Поэтому у нас единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.