Татьяна Бобылева
Мастер-класс для педагогов «Профориентационные пятиминутки в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своем будущем, например, кем быть.
Свою мечту воплотить в играх: сегодня – врач, завтра – банкир и даже президент…
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию мастер – класс
«Профориентационные пятиминутки в детском саду».
Дошкольный возраст – неповторимая и яркая страница в жизни каждого человека. Он является благоприятным периодом для социального развития, и значимым для вхождения ребенка в мир социальных отношений. С высоким темпом современной жизни и развитием информационных технологий на рынке труда появляется много новых профессий. В них сложно сориентироваться и сделать осознанный выбор, основываясь на свои интересы, возможности и способности. Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребёнка.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Профориентационные пятиминутки в детском саду“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Уважаемые коллеги, у меня в руках сундучок. Для того, чтобы узнать, что лежит в сундучке, нужно сказать волшебные слова: «Сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок».
Давайте произнесем их все вместе…
В сундучке на листочках написаны профессии. Предлагаю каждому выбрать листочек, не глядя и прочитать, что вам досталось и сказать, хотели бы вы посвятить свою жизнь этой профессии.
Итак, мы видим, что случайный выбор профессии не так уж и нравится вам! А это очень важно, потому что нередко выбор профессии происходит на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, родительской прихоти, путем проб и ошибок. Поэтому, давайте подумаем, что нужно для хорошего выбора? Какие должны быть условия оптимального выбора профессии?.
Должны выполняться три условия:
Хочу - мои желания.
Могу - способности и возможности.
Надо - востребованность профессии.
Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет».
Актуальность формирования у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована ФГОС дошкольного образования.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития, так как в настоящее время существует огромная потребность в организованности и творческом потенциале.
В 2019 году наше дошкольное учреждение получило статус стажировочной площадки по теме «Современные подходы к ранней профориентации дошкольного возраста». Нами была разработана дополнительная образовательная «Программа организации работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста».
Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, и в силу этого остаётся за пределами понимания ребёнка. Поэтому деятельность педагогических работников по реализации задач ранней профориентации основывается на самых разнообразных формах и методах работы с детьми и выстраиваться системно.
Основными формами реализации разделов программы профориентации детей, являются:
• Беседа с детьми о профессиях, рассказ родителей о своих профессиях;
• Чтение и обыгрывание стихов о профессиях;
• Дидактические и сюжетно-ролевые игры;
• Выставки рисунков, создание фотоальбома профессий;
• Просмотр слайдов и видеоматериалов о профессиях;
• Наблюдения и экскурсии;
• Трудовая деятельность;
• Решение проблемных задач и ситуаций;
• Экспериментальная деятельность;
• Театрализованная деятельность;
• Развлечения.
В настоящее время мы находим новые формы работы по ознакомлению детей с миром профессий :
• Творческое моделирование и проектирование
• Разработка и составление алгоритмов
• Просмотр слайд-шоу, фильмов о профессии
• Изготовление технологических карт
• Аукцион экономических идей
• Заседание бизнес-клуба «Маленький бизнесмен»
• Мультимедийные презентации
• Виртуальные экскурсии
• Создание мастерских
• Проектная деятельность
• Изготовление лэпбуков
• Поздравление родителей с профессиональными праздниками
• Выпуск настенных газет, посвящённых профессиям
• Интерактивные игры
• Совместная трудовая деятельность (акции «Посади дерево», «Наша клумба» и др.)
Основная задача педагога – организовать процесс знакомства и познания интересно и непринуждённо, поэтому наиболее целесообразно проводить работу по ранней профориентации через организацию игровой деятельности, в частности через такую форму работы как «Профориентационные пятиминутки».
«Профориентационные пятиминутки» - кратковременное занятие в игровой форме, целью которого является получение новых и закрепление уже имеющихся знаний о каких – либо профессиях. Содержание профориентационных пятиминуток : дидактические, коммуникативные, познавательные и логические игры, в ходе которых воспитанники
знакомятся с профессиями, их назначением и функциями. Главное условие эффективности профориентационных пятиминуток, их регулярность, а главное
правило – непродолжительность, что связано с особенностями развития процессов внимания и памяти детей дошкольного возраста.
Уважаемые коллеги, я хочу представить вашему вниманию несколько игр, которые можно использовать во время проведения профориентационных пятиминуток. Нам понадобятся несколько человек и поможет нам в этом жребий. Веселый смайлик – участие, грустный – нет.
• «Аппликация «Пазлы» - формировать умение соединять части изображения в единое целое, закреплять названия профессии, развивать мелкую моторику рук.
• Графомоторные дорожки на развитие межполушарного взаимодействия.
• «Доббль» - развитие внимания, двигательно-моторной реакции, речи, закрепление знаний о профессиях.
• «Кто Я?» - развивать зрительное восприятие, логическое и пространственное мышление, внимание, память, способствовать развитию речи и аналитических способностей при помощи использования правильных вопросов и верно построенных логических связей.
• «Ответь за 5 секунд» - развитие быстроты реакции при ответе на вопрос до того, как последний шарик пятисекундного таймера скатится вниз, закреплять знания на тему «Профессии».
Уважаемые коллеги, современный педагог - это педагог профессионально владеющий всеми современными инновационными педагогическими технологиями, уверенный в эффективности применениях их в практике своей работы, умеющий импровизировать, творить, обучать и воспитывать. Желаю вам успехов в работе, креативности, творчества.
Творите, повышайте свою квалификацию, делитесь опытом. Спасибо за внимание и благодарю за сотрудничество.