Елена Шепелева
Мастер-класс для педагогов по экспериментально-исследовательской деятельности «Волшебный мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов по экспериментально-исследовательской деятельности
Выступление на районном методическом объединении
Тема: «Современные подходы к организации образовательного пространства для познавательного развития детей в условиях реализации ФГОС ДО»
Мастер-класс для педагогов
по экспериментально-исследовательской деятельности
Публикация «Мастер-класс для педагогов по экспериментально-исследовательской деятельности „Волшебный мир“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
на тему: «Волшебный мир»
Подготовила: воспитатель
первой квалификационной категории
Шепелева Елена Александровна
п. Тонкино
20.04.2021 год.
Мастер класс по экспериментированию с использованием игровых приемов «Путешествие цыпленка или прекрасный мир за забором птичьего двора»
Цель мастер – класса :
Представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности через экспериментально-исследовательскую деятельность.
Задачи:
• Поделиться с педагогами опытом по развитию познавательной активности дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность;
• Представить одну из форм проведения опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста;
• Сформировать у участников мастер-класса мотивацию на использование в воспитательно–образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности, способствующей познавательной активности дошкольников;
• Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.
Практическая значимость:
Данный мастер-класс может быть интересен и педагогам, использующим экспериментирование в своей работе, возможно, они найдут для себя что-то новое, и не использующим в своей работе экспериментальную деятельность, так как поймут насколько это интересно и увлекательно.
Оборудование:
Мультимедийная презентация, емкость с водой, емкость с песком, бумага, ножницы, карандаш, банка с горячей водой, крышка с дырочками, лед, газированная вода, ягоды винограда, слепки следов, железный цветок, бабочки с магнитом, железная пластина, деревянная пластина.
Ход мастер – класса.
Разрешите представить вашему вниманию мастер класс по экспериментированию с использованием игровых приемов. «Путешествие цыпленка или прекрасный мир за забором птичьего двора»
Дети - прирожденные исследователи окружающего мира.
Все мы знаем: исследовательская активность — естественное состояние ребенка.
Чем разнообразнее и интенсивнее исследовательская деятельность, тем больше новой информации получит ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие.
Чтобы более доступно объяснить детям материал я использую игровые приемы. Практикую задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя.
Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие вопросы, проблемы, приносят интересные вещи юным исследователям, а главное помогают поддерживать интерес детей к экспериментированию.
Считаю - это эффективный метод, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме - сказки.
Например, сказку «Колобок» использовала для того, чтобы познакомить детей с движением предметов круглой формы по наклонной и прямой.
А чтобы познакомить со свойствами воды использовала сказку «Заюшкина избушка».
При знакомстве со свойствами камней и силы ветра помогает сказка «Три поросенка»
Сегодня я хочу в форме сказки, показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами.
Сказка называется «Путешествие цыпленка, или прекрасный мир за забором птичьего двора».
-На одном птичьем дворе у мамы-курицы вылупились цыплята. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой-курицей, только один был уж очень любопытный. Устав отвечать на постоянные вопросы цыпленка: когда? зачем? где? почему? - мама-курица просто перестала обращать на него внимание. Обидевшись, цыпленок решил узнать, что же там за забором птичьего двора и пошел открывать мир.
Выйдя за забор, он увидел большой водоём круглой формы, он подошел к берегу. Припекало солнце, цыпленку захотелось пить. Он попробовал воду- без вкуса, понюхал ее - без запаха, посмотрел, а вода прозрачная.
Вывод: закрепляем знания о свойствах воды: не имеет вкуса, запаха, прозрачная.
-Он увидел, что вокруг плавает много загадочных цветов, которых он раньше не никогда не видел. Это были кувшинки. А так как было утро и солнышко начало восходить, то цыпленок смог увидеть, как распускаются эти прекрасные цветы.
Опыт 1:
Вырезаем из белой бумаги цветы с длинными лепестками, закручиваем лепестки при помощи карандаша. Опустите кувшинки на воду. Что происходит? (Лепестки цветов «распускаются»). Почему?
Вывод: Бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки «распускаются».
-Цыпленок захотел поближе рассмотреть эти прекрасные цветы, но он не умел плавать. Поэтому ему нужно было на чем-то подплыть к цветам. Посмотрев по сторонам, он увидел кусок коры дерева, металлическую пластинку.
С трудом опустив металлическую пластинку в воду, он с ужасом заметил, что она утонула. Следующую попытку он проделал с корой дерева и увидел, что она плавает.
Опыт 2:
Опускаем в емкость с водой металлическую пластинку и кору дерева.
Вывод: Металл тяжелый, тонет в воде, кора дерева легче и поэтому не тонет.
-Проплывая по водоёму, цыпленок увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке. Цыпленку не давал покоя вопрос: «Почему же плавают эти загадочные существа?»
Опыт 3:
Наливаем в стакан минеральную воду, бросаем в него несколько ягод винограда. Они падают на дно стакана, т. к. они тяжелее воды и поэтому тонут. А потом виноградины всплывают и снова падают.
Вывод: В воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают виноградины; потом пузырьки воздуха лопаются, а тяжелый виноград снова опускается на дно.
- Но тут вдруг подул ветер, на небе появились тучи, и пошел дождь.
Опыт 4:
Наливаем в банку горячей воды. Банку закройте крышкой с дырочками, сверху положите несколько кубиков льда. Получаются капельки дождя.
Вывод: Лед тает от теплого воздуха и превращается в капельки воды.
- Прошло немного времени, дождь закончился, снова появилось солнце. Цыпленок решил идти дальше. Тут он увидел, что, идя по мокрому песку, после него остаются следы, а потом он увидел еще другие следы, и был в недоумении, кто же это?
Опыт 5:
Песок смачивается водой, чтобы видно было отпечатки, затем делаем отпечатки на песке заранее изготовленными слепками следов (следы можно изготовить из пластилина, дерева и т. п.).
Вывод: Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.
-Шел, шел цыпленок и увидел перед собой огромный луг, который был усыпан разноцветными цветами. К ним подлетали красивые бабочки и садились на цветы.
Опыт 6:
На железный цветок примагничивается бабочка с магнитом.
Вывод: Бабочка быстро примагничевается к цветку, потому что магнит притягивает к себе железо.
-Цыпленку очень понравилось познавать этот огромный, удивительный и волшебный окружающий мир. Ему захотелось поскорее вернуться на птичий двор и рассказать обо всем своей маме.
Итог: Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Уважаемые, педагоги, надеюсь, что мастер – класс вам понравился, и вы будете вместе со своими воспитанниками проводить такие же и другие экспериментирования с различными материалами.
Спасибо вам большое. До новых встреч.