Приложение МААМ

Мастер-класс для педагогов по рефлексии

Наталья Добрынина
Мастер-класс для педагогов по рефлексии
▼ Скачать + Заказать документы

Цель : Познакомить коллег – педагогов с понятием «рефлексия». Расширить знания о способах и формах проведения в ДОУ. Помочь в освоение ими новой педагогической технологии становления и развития личности, а также повышения профессионального мастерства.

Задачи мастер-класса :

• Ознакомление педагогов с понятиями «рефлексия» ;

• Обучение различным аспектам и приемам эффективного использования технологии рефлексии;

• Повышения уровня профессиональной компетенции педагогов;

Публикация «Мастер-класс для педагогов по рефлексии» размещена в разделах

• Развитие гибкости мышления;

• Приобретение и закрепление практических знаний и навыков;

Ход мастер-класса

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада всех вас видеть!

Сегодня мне представилась возможность поделиться с вами своим опытом по теме: «Рефлексия - формы и способы организации во время организации образовательной деятельности», позвольте начать с информационной части. 1. Приветствие.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я рада вас видеть сегодня, друзья.

Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».

Едва не промокли в дороге, в пути,

Но все равно на мастер-класс вы пришли? (да)

Хочу я услышать ваш честный ответ,

Детей вы любите? Да или нет? (да)

Чтоб деткам своим во всем помогать

Вы новое что-то хотите узнать? (да)

Кошмар этот помним с студенческих лет

Мы скучные лекции слушаем? (нет)

Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть? (да)

Тогда Вас прошу мне во всем помогать,

Приветствие кончилось, можно начать.

Я очень надеюсь, что мой сегодняшний мастер класс «Использование рефлексивных техник в ДОУ» даст вам интересную информацию и будет полезен в вашей работе.

Вначале своего выступления мне хотелось бы рассказать вам одну легенду:

Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик захотел доказать обратное. Что он сделал? Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее омертвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил:….

- Как вы считаете, что ответил мудрец?

- “Всё в твоих руках”.

А я хочу сказать: «Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным, а главное – успешным». Действительно, все в наших руках. Успех, как известно, рождает успех. Наша с вами главная задача настроить ребенка на образовательную деятельность и научить его адекватно оценивать свои знания, умения и навыки уже в дошкольном возрасте.

Поэтому использование рефлексии является важнейшей составляющей современных образовательных технологий. В словарях приводится следующие толкования.

Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

Один из принципов современного образовательного процесса – принцип активности, творчества и сознательности. Ребёнок может быть активен, если каждое его действие является осознанным и понятным.. Важно помнить о том, что организация рефлексивной деятельности на занятии – не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, к развитию необходимых современной личности качеств: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

• Самостоятельность. Не воспитатель отвечает за ребёнка, а ребёнок, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

• Предприимчивость. Ребенок осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.

• Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

Рефлексивная деятельность на занятии не только создаёт условия для осознания пройденного пути, но и способствует формированию и развитию универсальных учебных навыков, а также достижению результатов обучения.

Форма организации:

• индивидуальная

• групповая

Во времени:

• ситуативная

• ретроспективная

• перспективная

Рефлексия :

(может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе). деятельности

дает возможность осмысления способов и приемов работы в процессе занятий

• содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

Виды рефлексии :

Четыре сферы человеческой сущности:

физическая (успел – не успел);

сенсорная ( самочувствие: комфортно - дискомфортно);

интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);

духовная (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Функции рефлексии :

рефлексия настроения и эмоционального состояния;

рефлексия деятельности;

рефлексия содержания учебного материала.

По способам проведения:

• анкета

• вопрос

• символ

• таблица

• ситуация

• рисунок

Упражнения для дошкольников: Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Целесообразно проводить в начале занятия с целью установления эмоционального контакта c группой или в конце деятельности

Что можно применять?

1) «Солнышко».

Дошкольники выбирают изображения и прикрепляют их к голубому фону.

Моё настроение похоже на:

* солнышко;

* солнышко с тучкой;

* тучку;

* тучку с дождиком;

* тучку с молнией.

2) «Радуга».

Семь цветов радуги – семь характеристик. Каждый ребенок выставляет или прикрепляет цветные полоски на трафарет радуги.

Красный – не комфортно, тревожно;

Оранжевый – все раздражало;

Желтый – очень хотелось домой;

Зеленый – спокойно, хотелось заниматься;

Голубой – интересно, занимательно;

Синий – трудно, но интересно;

Фиолетовый – скучно, не интересно.

3) «Снежный ком».

Дети по кругу передают «снежный ком» (из бумаги, и говорят о том, что получилось на занятии и о том, над чем еще стоит поработать.

4) «Заплетем косичку».

Каждому ребенку предлагается выбрать одну из трех лент, характеризующих их настроение:

красная – весело, интересно, занимательно

жёлтая – трудно, волнительно;

синея – безразличие, скука, усталость.

- Ребята, чтобы заплести косичку настроения, нужно три ленты одного цвета.

Каких лент больше, из тех и заплетем косичку. Посмотрите на ленты. Каких лент больше, такого и общее настроение во время занятия.

4) Ваза настроения

Рефлексия деятельности.

. Применение данной рефлексии в конце занятия даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах занятия.

Вот некоторые приёмы, используемые в практике для реализации данного вида рефлексии.

“Лесенка успеха” – нижняя ступенька – у меня ничего не получилось; средняя ступенька – у меня были проблемы; верхняя ступенька– мне всё удалось.

“Дерево успеха” – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.

“Поезд” На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы занятия. Детям предлагают опустить “веселое личико” в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а “грустное личико” в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон.

«Дерево творчества»

По окончании занятия дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:

Плоды – дело прошло полезно, плодотворно;

Цветок – довольно неплохо;

Листики – не совсем удовлетворён.

Рефлексия содержания учебного материала

используется для выявления уровня осознания содержания изученного.

Обычно в конце занятия подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т. е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей, свою активность, эффективность, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Рефлексию в конце занятия можно проводить исходя из темы занятия.

1. Например, у меня было занятие в виде морского путешествия. Для рефлексии беру «Корабль» и фигурки матросов (по кол-ву детей).

- Ребята, если сегодня вам было интересно, вы очень старались, и у вас все получилось, поместите фигурку вашего человечка на площадку у самого верха мачты, где располагается впередсмотрящий, который внимательно вглядывается вдаль и всегда готов к новым приключениям. А если вы старались, но не все у вас получилось сразу, то поместите фигурку вашего человечка на палубе, он выполняется важную работу на корабле и очень старается.

2. «Чемпион». Изображение пьедестала 1-е,2-е,3-е места, смайлики из бумаги (улыбающиеся и грустные) по кол-ву детей. Если вам сегодня было интересно, и вы со всем справились, то можете приклеить своего человечка на первое место, он молодец и одержал победу. Если вам было интересно, но не всё получалось легко, то приклейте вашего человечка на вторую ступеньку, он будет еще учится. А если вам сегодня было не очень интересно, вы испытывали трудности при выполнении заданий, то приклейте вашего человечка на третье место, не расстраивайтесь, ведь у вас обязательно всё получится в следующий раз!

3. «Флаги на башнях». Изображение: две башни разные по размеру (высокая и низкая, флажки цветные из бумаги по кол-ву детей). Оцените свою работу на сегодняшнем занятии. Если вы старались и всё получилось, поставьте флаг на крыше высокой башни, в знак того, что вы сегодня сделали всё легко и весело. А если не всё получалось на занятии, вы испытывали трудности или тревогу, боялись ошибиться, то поставьте свой флаг на крыше невысокой башни, в знак того, что вам есть к чему стремиться и стараться еще лучше на следующем занятии.

Примеров проведения рефлексии очень много, все зависит от конкретной ситуации.

Упражнение на расслабление «Сон на берегу моря»

Педагог спокойным, негромким, голосом рассказывает о том, что всем снится один и тот же сон. В этом сне участники видят море с прозрачной голубой водой, через которую можно рассмотреть подводный мир: необыкновенной красоты водоросли, диковинных рыб, большую морскую черепаху и радостных добродушных дельфинов.

Упражнение на саморегуляцию «Муха»

Представьте себе, что вам на нос села муха и вам без помощи рук нужно прогнать ее. Покрутите носом вправо и влево, наморщите его, напрягите все мышцы лица… А теперь расслабьте лицо. Муха улетела. Почувствуйте, как состояние покоя приятно разливается по вашему лицу… (так и с другими частями лица).

Упражнение рефлексии «Я – молодец» (с помощью модуля «Фонтан»)

Поаплодируйте себе, кто считает, что сегодня со всем справился.

Громко поаплодируйте себе, кто справился замечательно со всем.

Очень громко поаплодируйте себе, те, кто справился замечательно и прибывает в хорошем настроении.

Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера:

Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение,

красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия;

синий – грустное настроение, пассивность, усталость;

зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность);

жёлтый – приятное, спокойное настроение;

фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;

серый – замкнутость, огорчение;

чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;

коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.

Важно помнить! Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия – это совместная деятельность ребёнка и взрослого, позволяющая совершенствовать процесс, ориентируясь на личность каждого ребёнка.

Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ребенка, но и воспитателя.

СПАСИБО за ВНИМАНИЕ!

Публикации по теме:

Мастер-класс для педагогов «Царство эмоций»Мастер-класс для педагогов «Царство эмоций» Цель: создание эмоционально позитивного психологического климата в группе. Задачи: -развитие способности понимать эмоционально состояние.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Чудеса пластилинографии» План-конспект мастер-класса Тема: Пластилинография – увлекательное и полезное занятие для детей. (для педагогов ДОУ) Цель мастер-класса:.

Мастер-класс для педагогов «Картина ощущений»Мастер-класс для педагогов «Картина ощущений» Добрый день, уважаемые коллеги и гости моей странички! Сегодня Вашему вниманию хочу предложить мастер- класс для педагогов, который я.

Мастер-класс для педагогов «Новогодний башмачок»Мастер-класс для педагогов «Новогодний башмачок» Новый год совсем скоро, а это радость, веселье, ожидание чуда и конечно же подарки! Как же оригинально преподнести сладкий подарок?.

Мастер-класс для педагогов «ТРИЗ — игротека»Мастер-класс для педагогов «ТРИЗ — игротека» Многие убедились на собственном опыте, что ТРИЗ - методика с интересом воспринимается детьми, вносит оживление и увлекательность в образовательный.

Мастер-класс для педагогов «Как мы ждали Новый год»Мастер-класс для педагогов «Как мы ждали Новый год» Тема моего самообразования в этом году "Проектная деятельность как средство взаимодействия семьи и ДОУ". В качестве обобщения опыта я выбрала.

Мастер-класс «Пособие для рефлексии «Солнышко настроения»Мастер-класс «Пособие для рефлексии «Солнышко настроения» Мастер-класс: «Изготовления пособия для рефлексии «Солнышко-настроения», средняя группа детского сада». Рефлексии настроения и эмоционального.

Мастер-класс для воспитателей и педагогов «Музыкальный мульт-цветок» для воспитателей и педагоговМастер-класс для воспитателей и педагогов «Музыкальный мульт-цветок» для воспитателей и педагогов Топчий Ольга Владимировна музыкальный руководитель МБДОУ №56 г. Шахты Ростовской обл. Данный мастер-класс будет полезен и интересен для.

Мастер-класс «Пособие для рефлексии «Цветы-настроения»Мастер-класс «Пособие для рефлексии «Цветы-настроения» Мастер-класс «Пособие для рефлексии «Цветы-настроения». Приходя впервые в детский сад, малыш испытывает стресс. Очень трудно пережить.

Урок рефлексии как способ закрепления знаний Планирование учебных занятий в рамках целого цикла и конкретно каждого урока, комбинирование материала разных уроков, логическая последовательность.

Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов по рефлексии
Опубликовано: 3 апреля 2023 в 14:54
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов по рефлексии» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Добрынина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД