Наталья Добрынина
Мастер-класс для педагогов по рефлексии
▼ Скачать
Цель : Познакомить коллег – педагогов с понятием «рефлексия». Расширить знания о способах и формах проведения в ДОУ. Помочь в освоение ими новой педагогической технологии становления и развития личности, а также повышения профессионального мастерства.
Задачи мастер-класса :
• Ознакомление педагогов с понятиями «рефлексия» ;
• Обучение различным аспектам и приемам эффективного использования технологии рефлексии;
• Повышения уровня профессиональной компетенции педагогов;
Публикация «Мастер-класс для педагогов по рефлексии» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
• Развитие гибкости мышления;
• Приобретение и закрепление практических знаний и навыков;
Ход мастер-класса
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада всех вас видеть!
Сегодня мне представилась возможность поделиться с вами своим опытом по теме: «Рефлексия - формы и способы организации во время организации образовательной деятельности», позвольте начать с информационной части. 1. Приветствие.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Я рада вас видеть сегодня, друзья.
Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».
Едва не промокли в дороге, в пути,
Но все равно на мастер-класс вы пришли? (да)
Хочу я услышать ваш честный ответ,
Детей вы любите? Да или нет? (да)
Чтоб деткам своим во всем помогать
Вы новое что-то хотите узнать? (да)
Кошмар этот помним с студенческих лет
Мы скучные лекции слушаем? (нет)
Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,
Вам нужно в работе активными быть? (да)
Тогда Вас прошу мне во всем помогать,
Приветствие кончилось, можно начать.
Я очень надеюсь, что мой сегодняшний мастер класс «Использование рефлексивных техник в ДОУ» даст вам интересную информацию и будет полезен в вашей работе.
Вначале своего выступления мне хотелось бы рассказать вам одну легенду:
Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик захотел доказать обратное. Что он сделал? Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее омертвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил:….
- Как вы считаете, что ответил мудрец?
- “Всё в твоих руках”.
А я хочу сказать: «Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным, а главное – успешным». Действительно, все в наших руках. Успех, как известно, рождает успех. Наша с вами главная задача настроить ребенка на образовательную деятельность и научить его адекватно оценивать свои знания, умения и навыки уже в дошкольном возрасте.
Поэтому использование рефлексии является важнейшей составляющей современных образовательных технологий. В словарях приводится следующие толкования.
Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.
Один из принципов современного образовательного процесса – принцип активности, творчества и сознательности. Ребёнок может быть активен, если каждое его действие является осознанным и понятным.. Важно помнить о том, что организация рефлексивной деятельности на занятии – не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, к развитию необходимых современной личности качеств: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
• Самостоятельность. Не воспитатель отвечает за ребёнка, а ребёнок, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
• Предприимчивость. Ребенок осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
• Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.
Рефлексивная деятельность на занятии не только создаёт условия для осознания пройденного пути, но и способствует формированию и развитию универсальных учебных навыков, а также достижению результатов обучения.
Форма организации:
• индивидуальная
• групповая
Во времени:
• ситуативная
• ретроспективная
• перспективная
Рефлексия :
(может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе). деятельности
дает возможность осмысления способов и приемов работы в процессе занятий
• содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.
Виды рефлексии :
Четыре сферы человеческой сущности:
физическая (успел – не успел);
сенсорная ( самочувствие: комфортно - дискомфортно);
интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
духовная (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Функции рефлексии :
• рефлексия настроения и эмоционального состояния;
• рефлексия деятельности;
• рефлексия содержания учебного материала.
По способам проведения:
• анкета
• вопрос
• символ
• таблица
• ситуация
• рисунок
Упражнения для дошкольников: Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Целесообразно проводить в начале занятия с целью установления эмоционального контакта c группой или в конце деятельности
Что можно применять?
1) «Солнышко».
Дошкольники выбирают изображения и прикрепляют их к голубому фону.
Моё настроение похоже на:
* солнышко;
* солнышко с тучкой;
* тучку;
* тучку с дождиком;
* тучку с молнией.
2) «Радуга».
Семь цветов радуги – семь характеристик. Каждый ребенок выставляет или прикрепляет цветные полоски на трафарет радуги.
Красный – не комфортно, тревожно;
Оранжевый – все раздражало;
Желтый – очень хотелось домой;
Зеленый – спокойно, хотелось заниматься;
Голубой – интересно, занимательно;
Синий – трудно, но интересно;
Фиолетовый – скучно, не интересно.
3) «Снежный ком».
Дети по кругу передают «снежный ком» (из бумаги, и говорят о том, что получилось на занятии и о том, над чем еще стоит поработать.
4) «Заплетем косичку».
Каждому ребенку предлагается выбрать одну из трех лент, характеризующих их настроение:
красная – весело, интересно, занимательно
жёлтая – трудно, волнительно;
синея – безразличие, скука, усталость.
- Ребята, чтобы заплести косичку настроения, нужно три ленты одного цвета.
Каких лент больше, из тех и заплетем косичку. Посмотрите на ленты. Каких лент больше, такого и общее настроение во время занятия.
4) Ваза настроения
Рефлексия деятельности.
. Применение данной рефлексии в конце занятия даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах занятия.
Вот некоторые приёмы, используемые в практике для реализации данного вида рефлексии.
“Лесенка успеха” – нижняя ступенька – у меня ничего не получилось; средняя ступенька – у меня были проблемы; верхняя ступенька– мне всё удалось.
“Дерево успеха” – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.
“Поезд” На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы занятия. Детям предлагают опустить “веселое личико” в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а “грустное личико” в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон.
«Дерево творчества»
По окончании занятия дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:
Плоды – дело прошло полезно, плодотворно;
Цветок – довольно неплохо;
Листики – не совсем удовлетворён.
Рефлексия содержания учебного материала
используется для выявления уровня осознания содержания изученного.
Обычно в конце занятия подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т. е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей, свою активность, эффективность, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Рефлексию в конце занятия можно проводить исходя из темы занятия.
1. Например, у меня было занятие в виде морского путешествия. Для рефлексии беру «Корабль» и фигурки матросов (по кол-ву детей).
- Ребята, если сегодня вам было интересно, вы очень старались, и у вас все получилось, поместите фигурку вашего человечка на площадку у самого верха мачты, где располагается впередсмотрящий, который внимательно вглядывается вдаль и всегда готов к новым приключениям. А если вы старались, но не все у вас получилось сразу, то поместите фигурку вашего человечка на палубе, он выполняется важную работу на корабле и очень старается.
2. «Чемпион». Изображение пьедестала 1-е,2-е,3-е места, смайлики из бумаги (улыбающиеся и грустные) по кол-ву детей. Если вам сегодня было интересно, и вы со всем справились, то можете приклеить своего человечка на первое место, он молодец и одержал победу. Если вам было интересно, но не всё получалось легко, то приклейте вашего человечка на вторую ступеньку, он будет еще учится. А если вам сегодня было не очень интересно, вы испытывали трудности при выполнении заданий, то приклейте вашего человечка на третье место, не расстраивайтесь, ведь у вас обязательно всё получится в следующий раз!
3. «Флаги на башнях». Изображение: две башни разные по размеру (высокая и низкая, флажки цветные из бумаги по кол-ву детей). Оцените свою работу на сегодняшнем занятии. Если вы старались и всё получилось, поставьте флаг на крыше высокой башни, в знак того, что вы сегодня сделали всё легко и весело. А если не всё получалось на занятии, вы испытывали трудности или тревогу, боялись ошибиться, то поставьте свой флаг на крыше невысокой башни, в знак того, что вам есть к чему стремиться и стараться еще лучше на следующем занятии.
Примеров проведения рефлексии очень много, все зависит от конкретной ситуации.
Упражнение на расслабление «Сон на берегу моря»
Педагог спокойным, негромким, голосом рассказывает о том, что всем снится один и тот же сон. В этом сне участники видят море с прозрачной голубой водой, через которую можно рассмотреть подводный мир: необыкновенной красоты водоросли, диковинных рыб, большую морскую черепаху и радостных добродушных дельфинов.
Упражнение на саморегуляцию «Муха»
Представьте себе, что вам на нос села муха и вам без помощи рук нужно прогнать ее. Покрутите носом вправо и влево, наморщите его, напрягите все мышцы лица… А теперь расслабьте лицо. Муха улетела. Почувствуйте, как состояние покоя приятно разливается по вашему лицу… (так и с другими частями лица).
Упражнение рефлексии «Я – молодец» (с помощью модуля «Фонтан»)
Поаплодируйте себе, кто считает, что сегодня со всем справился.
Громко поаплодируйте себе, кто справился замечательно со всем.
Очень громко поаплодируйте себе, те, кто справился замечательно и прибывает в хорошем настроении.
Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера:
Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение,
красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия;
синий – грустное настроение, пассивность, усталость;
зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность);
жёлтый – приятное, спокойное настроение;
фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;
серый – замкнутость, огорчение;
чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;
коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.
Важно помнить! Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия – это совместная деятельность ребёнка и взрослого, позволяющая совершенствовать процесс, ориентируясь на личность каждого ребёнка.
Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ребенка, но и воспитателя.
СПАСИБО за ВНИМАНИЕ!