Елена Рябченко
Мастер-класс для педагогов «Песочная терапия, как здоровьесберегающая технология ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс для педагогов ДОУ
«Песочная терапия как
здоровьесберегающая технология в ДОУ»
Цель: познакомить педагогов с возможностями песочной терапии.
Задачи:
- Дать определение песочной терапии как одного из видов здоровьесберегающих технологий.
- Познакомить педагогов с играми, используемых на занятиях по коррекции психологических проблем.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Песочная терапия, как здоровьесберегающая технология ДОУ“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Способствовать внедрению в практику работы педагогов инновационных методик и технологий, направленных на сохранение здоровья дошкольников.
Оборудование: подносы с песком по количеству участников мастер – класса, музыка для релаксации, влажные салфетки, кисточки, линейки, ракушки, бусинки.
Ход мастер – класса :
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я предлагаю вашему вниманию мастер – класс «Песочная терапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ».
«Мини – лекция» из истории песочной терапии.
Использование песка для отображения внутренних видений имеет длинную историю. Древние племена чертили защитные круги на земле и создавали различные рисунки на песке. Историческими и культурными параллелями песочной терапии являются рисунки на песке племен Навахо. В практике индейцев эти изображения используются в церемониях излечения, для предсказаний, изгнания нечистой силы и других целей.
Тибетские монахи издревле и по сей день практикуют создание из разноцветного песка в течение нескольких недель магических кругов – мандал – для достижения совершенства и духовной гармонии.
В Китае, Индии и Японии сосуды с песком размещают около входа в дом. Каждый входящий и выходящий опускает руки в песок, чтобы очиститься от дурных мыслей и опасных чувств. Песок имеет очищающие энергетику свойства.
Началом использования подноса с песком в психологической практике принято считать конец 1920-х годов. Впервые в качестве “средства лечения” песок открыл швейцарский психоаналитик К. Г. Юнг. Он утверждал, что “часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум”. А фигурки и замки из песка, созданные спонтанно, – это как раз те символы, с помощью которых с нами говорит наше бессознательное, показывая разуму возможности самоисцеления.
Песочная терапия – один из видов психотерапии, основанный на технике построения мира на подносе с песком, впервые примененной Маргарет Ловенфельд еще в начале прошлого века. Заключалась она в спонтанном расположении миниатюр во влажном и сухом песке для создания картины или некоего мира.
Песок – загадочный, уникальный материал. Он обладает способностью завораживать человека своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, лёгким, ускользающим, влажным, плотным и пластичным.
Песок – один из первых материалов, который ребенок использует в самостоятельной деятельности, в познании мира: в песочнице, на пляже, в специальной ёмкости. Игра с песком – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Это то, что ему интересно, то, чего он не боится. Именно поэтому, можно использовать песок в процессе игровых упражнений, цель которых – развитие ребёнка.
Занятие с песком – увлекательный процесс, который пробуждает к творчеству, расслабляет и вдохновляет. Замечали ли вы когда – нибудь, что успокаиваетесь, пропуская мелкий песок сквозь пальцы? Манипуляции с пеком дают ощущение свободы, безопасности, самовыражения. Мягкость, текучесть песка действует на ребёнка успокаивающе, расслабляет, гармонизирует эмоциональное состояние, способствует снятию напряжения, тревожности.
Игры с песком - одна из форм естественной деятельности ребенка. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное состояние человека, способны стабилизировать его эмоциональное самочувствие. Свойства песка несут в себе некую загадочность и таинственность и способны завораживать человека. Песок как бы "заземляет" негативную энергию. Манипуляции с песком, как с мокрым, так и с сухим - успокаивают импульсивных, чересчур активных детей и раскрепощают зажатых, скованных и тревожных малышей. Также игры с песком очень полезны для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений. Все это напрямую связано с развитием речи, мышления, внимания, наблюдательности, воображения, памяти. Игры с песком положительно влияют на развитие воображения и творческих способностей детей. На песочном полигоне можно дать волю своей буйной фантазии. Сколько всего можно вылепить из влажного песка: фигурные куличики, домики, гаражи, дворцы, города, скульптуры. Сложность песочной конструкции возрастает с мастерством юного архитектора.
Песочница является маленькой моделью окружающего мира, местом, где во внешнем мире могут разыграться внутренние баталии и конфликты маленького человека. А выразив их вовне и посмотрев на свой внутренний мир со стороны, ребенок, играючи, находит решения для вполне реальных жизненных задач. Происходит это за счет того, что на каждом занятии ребёнок неоднократно создает свой мир из песка – разрушает его – создает новый – и снова и снова… благодаря чему уходит страх ошибок, неуверенность в своих силах, сомнения – это дает ребенку осознание того, что все может пройти, закончиться, и на месте старого, ушедшего начнется новое, а значит и бояться этой большой и пока такой незнакомой жизни не стоит.
Кроме того, сам материал – песок – обладает уникальным свойством заземлять негативные эмоции, которые, словно «уходя сквозь песок», тем самым гармонизируют состояние человека.
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций.
А сейчас мы перейдём к практической части нашего мастер – класса. Я познакомлю вас сегодня с мотивационными техниками, которые вызывают доверие и интерес у детей к песку.
- Создайте из кучки песка максимально высокую горку.
- А сейчас наберите в руку песок и сделайте песочный дождь (низкий. Средний, высокий). Делаем три вида дождя. Какой дождь самый интересный, соответствует вашему эмоциональному состоянию?
- А сейчас сделаем круглый блинчик, толщиной с мизинчик, ровный.
- Только двумя мизинчиками распишем на тарелке красивый симметричный узор. Работаем одновременно двумя мизинчиками.
- Из своей тарелки сделайте квадрат.
- сделайте кончиками пальцев на этом квадрате животное, которое вам нравится. Постарайтесь сделать его понятным. Спросите у соседа кто это? Поднимите руку у кого отгадали.
- Выдуйте из трубочки первую букву вашего имени.
- А теперь украсьте эту букву бусинками, фасолью, камушками.
- А сейчас сделайте ровную дорожку. По ней идут медвежата (кулачки, прыгают зайчики (пальчиками, ползут змейки (волнистые движения, бегут паучки (двигаем всеми пальцами)
- А сейчас поработаем в парах.
Соревнуемся с партнером, придумываем 5 разных способов как можно перемещать песок.
- Упражнение «Действие по образцу» один – ведущий. Другой – ведомый и меняемся.
А сейчас я включу музыку, а вы нарисуйте своё настроение в данный момент.
Рефлексия
Мастер – класс подошёл к концу, хочется попросить вас проанализировать сегодняшнюю работу. Что показалось наиболее интересным, полезным для вашей работы? Что показалось трудным?