Галина Сосункевич
Мастер-класс для педагогов «Особенности построения НОД по подготовке детей старшей группы к обучению грамоте»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение профессиональной компетентности и мастерства педагогов по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- познакомить педагогов с особенностями организации НОД по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста;
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Особенности построения НОД по подготовке детей старшей группы к обучению грамоте“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике игровых методов в процессе обучения детей старшего дошкольного возраста грамоте;
- способствовать сплочению коллектива педагогов.
Оборудование : дидактический материал по обучению грамоте.
Участники мастер-класса :
педагоги, администрация ДОУ.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшний мастер-класс. Речь пойдет о грамоте.
Любящие родители хотят воспитать своего малыша так, чтобы в будущем он стал хорошо образованным человеком, имеющим карьерную перспективу. Первый шаг на этом пути — получение качественного дошкольного образования. Принятая сейчас школьная программа построена так, что ребёнок должен прийти в школу, уже зная основы грамоты. И очень важно, чтобы воспитатель не только научил дошкольника буквам и чтению, но и смог привить ему «чувство языка», понимание законов его построения и умение ими пользоваться.
Важно, чтобы ребё нок к школе:
• не пропускал буквы, не смешивал их при написании;
• умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы;
• под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, уточняя и расширяя словарный запас.
Основные задачи, которые входят в процесс обучения грамоте :
Сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);
Полная сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;выделять гласные и согласные звуки из состава слова; Знакомство детей с терминами : "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова, предложения, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.
Основной способ подачи знаний – это организованная деятельность. С введением федеральных государственных стандартов дошкольного образования меняется подход к организации и проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми. Происходит отказ от традиционных занятий, построенных в логике учебной модели. Занятие понимается как увлекательное дело с детьми, в процессе которого педагог решает программные задачи.
Человек, а в особенности ребенок – дошкольник, устроен таким образом, что запоминает то, что интересно и эмоционально насыщенно. Поэтому первостепенная задача педагога состоит в том, чтобы построить занятие таким образом, чтобы каждый ребенок сформировал свой багаж знаний легко и непринужденно.
Сегодня мне бы хотелось поделиться с вами некоторыми особенностями построения НОД по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста.
Работу по обучению грамоте я провожу несколько этапов.
.
Подготовительный этап.
Предлагаем начать работу со знакомства с неречевыми звуками. Этим мы формируем звукоразличение. На этом этапе даётся понятие "звук".
• сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан);
• затем звуки близкие по звучанию (большой бубен - маленький бубен);
• узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги и фольги; стук карандашей, ручек, ложек)
Можно использовать игры:
"Узнай, что звучит?", "Где звучит колокольчик?", "Громко - тихо", "Кто сказал. А звуки которые издает голос человека—это речевые звуки. Слова состоят из звуков.
Составление схемы звукового состава слова. Рассказываю деетям сказку о том, как маленькая девочка Катя заблудилась в лесу, и о том, как волшебное слово ау помогло ей найти друзей. Воспитатель мелом на доске графически изображает последовательность звуков в слове ау. Дети по очереди произносят слово, проводя указкой под клеточками. Воспитатель сообщает ребятам «секрет» : сколько звуков, столько и «домиков» (клеточек).
Звуковой анализ слова «мак». Дети последовательно выделяют первый, второй и цвета на картинки-схемы. При этом один ребенок работает у доски, остальные – на местах Дале мы спрашиваем у детей какое слово больше лук, мак или колокольчик.
На этом этапе провожу работу по делению слов на части (слоги, дети определяют количество частей (слогов) интонационно, через хлопки, шаги, приседание:
Использую игры, в соответствии с лексической темой, например, при изучении темы "Овощи" мы делим на слоги слова: лук, капуста, кабачок, перец:.»Зима» мыделим на слоги слова зима,снег,снеговик, снежинка, сани,сосульки.
И в соответствии с этим применяем следующие дидактические пособия :
• паровозики: количество вагонов соответствует количеству слогов;
гаражи: цифра на гараже, соответствует количеству слогов в названиях машин;
Знакомство с гласными звуками.
Выделение гласных звуков в словах. Вывешиваю на доску картины-схемы слов мак, дом, дым, лук, лес, кит и предлагает детям найти в каждом слове «волшебные» звуки, которые можно громко крикнуть, пропеть, потянуть и при произнесении которых во рту не встречаются преграды. Ребята называют «волшебные» звуки: а, о, ы, у, э, и. Воспитатель объясняет, что это гласные звуки (они произносятся с голосом) и на схемах их обозначают красными фишками. На картинах-схемах дети обозначают гласные звуки красными фишками.
Необходимость данного этапа в том, научить детей слышать гласные звуки, не пропускать их, и верно ставить ударения. Благодаря правильному произношению гласных звуков формируется дикция.
Обращаем внимание на артикуляцию произношения звука, губы растягиваются в улыбке. Рассматривая артикуляцию звука выясняем, что воздух не встречает препятствие и говорим, что этот звук гласный (используем карточку красного цвета).
Говорим, что в образовании звука участвует голос. Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогично. После знакомства со звуками, проводятся игры с использованием символов гласных звуков.
Предлагаемые игры:
• "Немые звуки" показываю артикуляцию звука, дети называют его, и наоборот.
• "Фотография звука" произношу звук, дети показывают карточку-символ и наоборот;
• "Припоминание слов на заданный звук" (гласный звук должен быть под ударением Аист, азбука
• "Разложи картинки" : подарим кукле Оле картинки, название которых начинается на звук [о], а Ирине - на звук [и].
Предлагаем следующий порядок работы над гласными звуками, используя символ или букву:
• Выделение данного звука среди других звуков а, у, и, а, а, о (с показом артикуляции, позднее без показа);
• Выделение данного звука из ряда слогов (ом, ум, ам, ан, ас);
• Выделение данного звука среди слов (обруч, астра, аист, Аня, ирис);
• Выделение слов из текста на заданный звук. (Аня с Аликом гуляли в саду астры собирали).
После знакомства со звуками ведется работа над позицией звука в слове:
• Во-первых, учу детей определять первый звук в слове. Выделяю нужный звук голосом, интонационно и закрепляю его символом);
• Затем необходимо научить детей слышать и выделять звук в конце слова;
• В середине слова.
Предлагаю следующие пособия :поровозик
. На этом этапе вводится простейший звуковой анализ, значимых слов (ау, уа, иа, выясняется количество звуков, порядок, характеристика. Рассмотрим слово АУ. Коллеги вам предлагается таже сюжетная картинка с изображением девочки, которая потерялась в лесу. Задаются наводящие вопросы: "Что случилось с девочкой?", " Что она кричит?". Когда выучим буквы подробно проводится звуковой анализ слова АУ. Дети проговаривают слово, определяют первый звук, второй звук. Дают характеристику каждому звуку. Определяют количество звуков в слове и их последовательность. Каждый звук обозначается соответствующей буквой, после этого слово прочитывается. Звуковой анализ слова: МАК
1 Сколько звуков в слове?
2 Назовите их по порядку.
3 Сколько в слове гласных звуков.? Назовите их. Какой фишкой обозначаем?
4 Назовите первый звук, последний, третий звук
5 Каждый звук обозначь соответствующей буквой. (обозначаю у доски, сидящие за столами проверяют правильность
Остальные звуки они обозначают серыми фишками.
Дети определяют количество слогов в слове роза и называют гласные звуки. Воспитатель сообщает правило: сколько гласных звуков в слове, столько и слогов.
Звуковой анализ слов «луна», «лиса». На доске картинки-схемы слов луна, лиса. Дети определяют и сравнивают первые звуки в этих словах (звук л слове луна звучит твердо, а в слове лиса звук ль — мягко, при произнесении этих звуков во рту встречаются преграды).
Дидактическая игра «Угадай, какой звук спрятался?».(Я кидаю мяч вам
по очереди и называю слово, а вы должны назвать какой гласный звук там
спрятался) :
БАК, МАК, СУК, СОК, ДОМ, КИТ, КОТ, РАК, РОГ, РЫСЬ, МЭР,
СЭР.
А теперь наоборот. Я называю вам гласный звук, а вы должны придумать
слово с этим звуком. (У, (Е, (О).- Благодарю всех, за то что справились с работой, а теперь, немного отдохнем:
Физминутка
Вот коллеги вам зарядка.
Выполняем по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше понятинесь.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите
Влево повернитесь,
Вправо повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели-встали, сели-встали.
Вы, надеюсь, не устали?
Надо вам свободно встать И спокойно подышать.
1 Встаньте лицом друг к другу, поставьте руки на пояс друг другу.
(Какая буква получилась? Буква Н).
2 Встаньте рядом, возьмитесь за руки, опустите их вниз. Какая буква получилась? (М)
3 Положите руки на плечи друг другу. Какая буква получилась? (П)
4 Ноги вместе, руки на пояс. (буква Ф).
5. Ноги на ширине плеч, руки опустите по швам. (Л).
6. Ноги вместе, руки в стороны. (Т).
7. Ноги на ширине плеч, руки вверху скрещенные. (Х).
Взялись за руки друзья.
Буквы стали веселиться:
И смеяться, и кружиться.
То попрыгают немножко,
То похлопают в ладошки, то присядут, отдохнут.
То опять плясать начнут.
_ Молодцы! Хорошо отдохнули.
,
II этап. Знакомство с согласными звуками.
- Рекомендуем начинать со звуков М,Н артикуляция которых очень резко отличается от артикуляции гласных звуков, воздух встречает препятствие. Именно такие звуки позволят легче усвоить детям процесс слияния, необходимый для навыка слогового чтения.
При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика. Дети должны усвоить, что звук можно услышать, артикуляцию увидеть, и почувствовать ее.
Подробнее остановимся на знакомстве со звуком [м].
Детям можно рассказать: теленок, еще не умеет мычать по - настоящему. У него получается М-М-М. Далее дети произносят звук сами,. Вместе с детьми выясняется, что воздух встречает препятствие – губы и произносится отрывисто. Это согласный звук и подкрепляем это понятие символом синего цвета.
Чтобы определить звонкость и глухость согласного, используем прием с горлышком - если горлышко "гудитЗЗЗЗ", значит, звук звонкий, если нет – ССС глухой. В данном случае звук звонкий. Используем символ звонка.
Чтобы определить твердость и мягкость, предложите детям обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного, губы слегка улыбаются, артикуляция напрягается. Для характеристики согласных звуков используются символы. Орех, кулак - твердый, облачко, подушка - мягкий, колокольчик - звонкий звук, перечеркнутый колокольчик - глухой.
Закрепление. МЁД МАК При знакомстве с согласнымипровожу работу по звуковому анализу слов. Рекомендую начинать:
• с обратных слогов, имеющих значение (ум, он, ам, ан:);
• прямые слоги, также имеющие значение (му, на, но:);
• односложные слова без стечения согласных (дом, дым, кот:);
• двусложные слова с прямыми открытыми словами (кино, вата, духи:);
• односложные со стечением согласных (стол, крот, мост.);
• двусложные со стечением ( скала:);
• трёхсложные с прямыми открытыми слогами ( малина:).
Слово для звукового анализа мы берем из лексической темы, которую проходим в данный момент. Подробно рассмотрим звуковой анализ слова зима. Символ слова - это полоска, слоги - короткие полоски. Далее выполняем звуковой анализ каждого слога. Обозначим каждый звук соответствующей буквой. Существует много приемов работы со схемой слова:
• назвать количество звуков в слове;
• назвать звуки по-порядку;
• сколько в слове гласных звуков в слове? Назовите их по-порядку;
• сколько согласных;
• назвать первый звук, последний, третий:
После подробного звукового анализа слова обозначим каждый звук соответствующей буквой. Слово прочитывается, записывается в тетради, выкладывается в кассе букв.
Игра «Кто внимательный?». Называет гласные и согласные звуки (твердые и мягкие, а дети в ответ поднимают соответствующую фишку. При звуко –буквенном анализе слов использую конструктор лего.
Звуковой анализ слова «мама». В ходе выполнения упражнения задаю детям следующие вопросы: 1). Сколько звуков в слове мама?. 2). Сколько гласных звуков? 3). Назовите их. 4). Сколько слогов? 5). Назовите слоги. 6). Слоги в слове мама одинаковые? 7). Произнесите их. 8). Какой слог протяжнее: первый или второй?
Чуть протяжнее произношу сначала первый слог, затем второй и спрашивает у детей, как правильно произносится слово мама. Даю детям понятие об ударном слоге: «Если один слог произносится протяжнее другого и слово от этого не меняется, то это ударный слог. При работе с детьми объясняю что гласные звуки а о у ы э всегда дают твердость согласным,а звуки я, ё, ю,и,е всегда мягкие и дают мягкоть согласным.
Предлагаю детям-«буквам» пойти погулять. Дети-«бук-вы» свободно передвигаются по группе. Педагог говорит, что погода испортилась, пошел дождь и буквы, чтобы «не намокнуть», должны быстро спрятаться в свои «домики». Дети, у которых в руках карточки с буквами а, о, у, ы, э, подходят к ребенку с синей фишкойили синему зонтику, дошкольники, у которых карточки с буквами я, ё, ю, и, е, подходят к ребенку с зеленой фишкойи ли зеленому зонтику. Затем проверяется правильность выполнения задания.
Использую вот такие ромашки, которые состоят из гласных. Зеленая ромашка она состоит из гласных звуков которые дают мягкость согласных, а синяя ромашка состоит из гласных которые дают твердость согласным звукам. Я вместо зелёных или синих кружков подставляю любую согласную букву и дети читают слоги.
Знакомство с буквами.
. На этом этапе начинаем знакомить детей с буквами. В своей работе мы букву произносим как звук. Говорим, что звук мы слышим а, букву мы видим пишем читаем. Коллеги посмотрите на букву и представьте, на что она похожа. Все ответы принимаются, и предлагается свой вариант, в котором картинка похожа на букву и начинается на данный звук (с - сыр, т - труба, я - яблоко).
Можно предложить стишок для запоминания образа буквы (два столба наискосок между ними поясок -А).
Например, при знакомстве с буквой С, мы заучиваем стишок:
Села мышка в уголок,
Съела сыра кусок.
Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов.
• Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
• Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
• Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок,
• фасоли и другие мелкие предметы;
• Вырывать из бумаги образ буквы;
• Получить в подарок букву;
• Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.
При изучении темы предложения. Обьясняем что предложение- это одно или несколько слов связанных по смыслу.
Работа с предложением «Мишка рычит». Воспитатель объясняет детям, что в предложении всегда о чем-то говорится, что из него всегда можно о чем-то узнать, что оно состоит из слов.
Дети вместе с педагогом выясняют, сколько слов в предложении, называют первое и второе слово.
Игра «Живые слова».Вызываю двоих детей и предлагает им стать «живыми» словами: один ребенок изображает слово мишка, другой– рычит. Дети составляют предложение (встают рядом) и читают его. (Мишка рычит.) Затем дети-«слова» меняются местами и читают новое предложение. (Рычит мишка.)
Объясняю, что слова в предложении можно поменять местами и смысл от этого не изменится.
Графическая запись предложения. Воспитатель объясняет детям правила написания предложения: начинается с заглавной буквы, слова пишутся на расстоянии друг от друга, в конце ставится точка.
Педагог мелом графически изображает на доске предложение. Дети чертят схемы в тетрадях. ( Мишка рычит: |.)
Затем воспитатель предлагает детям придумать новые предложения про мишку, состоящие из двух слов.
-Составление схемы предложения.
Составление предложения по схеме
.Деление текста на предложения.
Составление предложений из слов (по машина ехала дорога)
Составление предложений по картинке
Составление текста из предложений.
Обучение грамоте - ответственный период в работе воспитателя И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от нас, нашего терпения, доброжелательности и фантазии. Обучение грамоте при помощи игровых приемов, безусловно, делает занятие более интересным, привлекательным, более результативным. Но, в то же время, широко используя различные формы «занятий с увлечением», нам, педагогам, необходимо не забывать и об известных дидактических принципах. Основные из них: научность, доступность, систематичность, наглядность, активность усвоения знаний детьми, индивидуального подхода к ним.
Следует подчеркнуть, что предложенные мною приемы не догма, в непосредственной образовательной деятельности можно использовать и другие приемы. Главное, чтобы информация, которая подается, была изложена в доступной и игровой форме, как требует того ФГОС ДО.
На этом наша встреча подходит к концу.
Рефлексия.
А теперь я приглашаю всех в круг, возьмемся за руки и дружно скажем: «Всем – всем доброго и хорошего дня!»
Благодарю участников за сотрудничество.
Спасибо за внимание!