Светлана Самсонова
Мастер-класс для педагогов «Осеннее вдохновение. Гербарий»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс для педагогов «Осеннее вдохновение».
Разработала: воспитатель
Самсонова Светлана Сергеевна
Цель: познакомить со способом засушивания растений – гербарием, показать способы их использования, предложить рекомендации по сбору гербария с детьми.
Актуальность:
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Осеннее вдохновение, Гербарий“» размещена в разделах
- Гербарий
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Осень. Материалы для воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Проблема сохранения биоразнообразия, осознанная на исходе XX столетия мировым сообществом как один из основных факторов выживания и устойчивости развития человечества, тесно связана с сохранением и созданием естественно-исторических коллекций, в частности гербариев, которые являются одним из важнейших и незаменимых источников получения достоверной и практически неисчерпаемой информации.
Материал и оборудование: приглашение для педагогов, презентация, рекомендации для педагогов, коллекция гербария, пресс для гербария, папка для гербария, букет из сухоцветов, пинцеты, ватман, клей ПВА, кисточки, раскраска «Феи», сертификаты за участие в мастер – классе, музыкальное сопровождение П. И. Чайковский «Времена года. Осень».
Ход мероприятия:
1. Чтение стихотворения
Цветочная Фея
Светлана Линник
Цветочная Фея ходила по саду,
Цветы поливала, дарила прохладу.
Слезами росы умывала листочки.
На тоненьких ветках зеленые почки
Она раскрывала и радостно пели
В весеннем саду соловьи свои трели.
Наполнено солнцем весеннее утро!
Цветочная Фея, ах как это трудно
Дарить людям счастье, любовь и надежду!
Ах, как ты прекрасна в цветочной одежде!
Венок - из ромашек, а платье - из розы,
Гвоздик, васильков, незабудок, мимозы…
В ответ улыбнулась цветочная Фея:
«Я просто хочу сделать мир наш добрее!»
2. Презентация «Гербарий».
3. Рекомендации для педагогов.
Предлагаем вам несколько идей, способных превратить сбор летнего гербария в увлекательный творческий проект.
Подготовка и экипировка
Прежде всего нужно определиться, какие именно растения войдут в вашу будущую коллекцию. Конечно, с младшими детьми стоит начать с простых, хорошо знакомых и часто встречающихся цветов и трав. А вот для детей постарше задачу уже можно усложнить: например, предложить собирать только лекарственные растения, или растения одного конкретного вида. А как насчет магических растений, с которыми связаны таинственные приметы и поверья? Если ребенок уже знаком с вселенной «Гарри Поттера», он наверняка оценит предложение.
Следующий шаг — при активном участии ребенка запастись всем необходимым для будущей экспедиции. Вам понадобятся:
• гербарная папка для переноски растений. Ее можно сделать самим из двух листов толстого картона или фанеры достаточно большого размера. Папка должна плотно затягиваться тесемками,
• бумага для засушивания растений (подойдут старые газеты,
• небольшие стикеры для «черновых» этикеток и подписей,
• набор инструментов для выкапывания/срезания растений,
• гербарный пресс : две затянутые сеткой деревянные или металлические рамки. Кстати, такой пресс тоже легко сделать самим. Можно, конечно, обойтись без него и сушить растения под стопками книг, но, согласитесь, с прессом процесс выглядит гораздо интереснее,
• иллюстрированный атлас-определитель растений — с красивыми картинками и доступным описанием тех видов, которые вы нацелились собирать.
Секреты долговечного гербария
Во-первых, собирать растения можно только в сухую погоду (листья с каплями росы или дождя уже не подойдут). Во-вторых, для коллекции выбирайте здоровые, неповрежденные экземпляры «среднестатистического» вида, по возможности с цветами или семенами. Корешки выкопанного растения нужно осторожно освободить от почвы, а толстые стебли и корни — разрезать пополам вдоль.
Кладите растение в папку именно в таком виде, в каком вы собираетесь поместить его в гербарий. При этом некоторые листики и цветки разверните «обратной» стороной: изнанка иногда сильно отличается, и ее тоже должно быть видно. Сразу подпишите каждое растение: название (если вы пока его не знаете — присвойте условное имя, место сбора (город, деревня, район, область, место обитания (лес, луг, морское побережье, дату.
Дома расправьте свой дневной «улов» и положите под пресс, поместив в «рубашки» из газеты и переложив дополнительными листами бумаги. Сушить растения лучше на солнце, но ночью обязательно заносить в помещение; влажные листы бумаги между растениями нужно ежедневно заменять сухими. Вообще влага — первый враг будущего гербария : стоит прессу попасть даже под маленький дождик, и можно выбрасывать все содержимое.
Не стоит сушить растения между страницами книг — от этого могут испортиться и книги, и гербарий. Сушка утюгом тоже не вариант: скорее всего растение потемнеет и утратит фактуру.
Как сделать процесс увлекательным
• Предоставьте ребенку самостоятельно провести исследование и выяснить название каждого растения, сравнивая экземпляр с фотографиями из атласа: это развивает наблюдательность и прививает навыки работы со справочной литературой.
• Чтобы процесс не превратился в рутину, расскажите о занимательных фактах, связанных с каждым растением, о неожиданных способах его применения, легендах и преданиях о нем. Почему индейцы называли подорожник «следом белого человека»? Как клевер стал национальным символом Ирландии? В каких цветах предпочитают селиться эльфы? Почему мать-и-мачеха так странно называется? И какую траву на Руси называли «лекарством от 99 болезней»? Помимо прочего, такой подход позволит малышу гораздо лучше запоминать растения.
• В зависимости от возраста и склонностей ребенка, создание гербария можно превратить в научный проект, арт-объект, творческую мастерскую или увлекательный квест.
Идеи для гербария
«Научный». Вариант для юных ученых, которые любят все делать «как взрослые». Тут все серьезно и по-настоящему: высушенные растения аккуратно пришиваются нитками в тон и незаметно подклеиваются, рядом размещаются семена в пакетиках и этикетки с названиями на русском и латыни. Такой гербарий прокладывается пергаментными листами и собирается в специальную папку.
Гербарий с иллюстрациями. Если растение не помещается в гербарий (например, это дерево или куст) — не беда. Просто поместите на страницу его части, которые удалось собрать: листья, цветы, семена. А рядом вклейте иллюстрацию дерева целиком: малыш может нарисовать ее, распечатать фотографию из интернета или сделать фото самостоятельно.
Гербарий-дневник. Если ваш ребенок уже умеет писать, предложите ему создать гербарий-дневник летних впечатлений, где засушенные растения будут чередоваться с рисунками и «путевыми заметками». Для этого купите красивый большой блокнот в твердом переплете и с плотными страницами, которым не страшны ни клей, ни краски (подойдет и специальный альбом для скрапбукинга). Такой гербарий-дневник долгие годы будет напоминать о лучших моментах лета, о местах, где вы всей семьей побывали, и о приключениях, которые вы пережили вместе.
Гербарий-картина. Если малыш любит рисовать, предложите ему создать для каждого растения на листе подходящий фон: луг, клумбу, лес, речку. Можно поступить и наоборот: часть картины нарисовать заранее, а потом «дорисовать» ее при помощи гербария, как, например, здесь.
Гербарий-коллаж. Вместо картины можно сделать аппликацию, собирая из засушенных листочков узоры, фигурки животных, а то и целые пейзажи. Задача в том, чтобы не вырезать из листьев требуемые фигурки, а искать растения нужной формы и подгонять их друг к другу: это развивает и воображение, и вкус.
Скрапбукинг. Вместо того чтобы помещать высушенные растения в альбом, с их помощью можно создавать и украшать самые разные вещи: закладки для книг, открытки, обложки для семейного фотоальбома, коробочки для хранения «сокровищ». Или красивые рамки, в которые можно будет вставить картины-гербарии. Работа довольно кропотливая, но результат того стоит.
Гербарий «дачный». Несложный вариант для самых маленьких — просто разложить по полочкам (вернее, по страничкам) всю флору, встреченную на даче или на бабушкином огороде. Нет дачи — не беда: то же самое можно сделать и с растениями во дворе.
Гербарий-квест. Здесь все наоборот: вместо того, чтобы сначала найти растение, а потом опознать его, мы вручаем малышу карточки с названиями и картинками растений той или иной группы. Задачей юного натуралиста будет отыскать и собрать нужные растения в окружающей природе. За каждую законченную карточку — приз!
4. Оформление каждым педагогом картинки из раскраски сухими растениями и размещение их на ватмане с заголовком «Осеннее вдохновение!»
5. Вручение сертификата участникам мастер – класса.