Елена
Мастер-класс для педагогов «Организация сюжетно-ролевых игр по закреплению знаний детей о правилах дорожного движения»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение уровня знаний и умений воспитателей при организации сюжетно-ролевой игры по закреплению знаний детей о правилах дорожного движения.
Задачи:
1. совершенствовать умения находить выход в сложных педагогических ситуациях, расширять представления педагогов в методах и приемах руководства сюжетно-ролевыми играми;
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Организация сюжетно-ролевых игр по закреплению знаний детей о правилах дорожного движения“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ПДД. ИЗО, поделки, рисование
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
2. повысить значимость организации сюжетно-ролевой игры в образовательном процессе ДОО длязакрепления знаний детей о правилах дорожного движения;
3. формировать у педагогов позитивного настроения, инициативы в творческом процессе.
Ход
Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста остается актуальной задачей образовательной деятельности дошкольной организации. Обучение детей правилам дорожного движения процесс длительный и непростой. Существует много методов и приемов, способствующих формированию у детей безопасному поведению на дороге (позиции пешеходы, пассажира, водителя, такие как непосредственная образовательная деятельность, беседы, тренинги, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, продуктивные виды деятельности, акции и т. д. Хочется подробнее остановиться на сюжетно-ролевой игре.
Целью любой игровой деятельности по ПДД является применение теоретических знаний в практических действиях детей на дороге.
Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте
Структуру ролевой игры составляют:
• роли, которые берут на себя дети (например, водитель, кондуктор, пассажир, доктор, мама, дочка и т. д.);
• игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли взрослых и отношения между ними;
• игровое употребление предметов, при котором реальные предметы замещены игровыми (например, стул - автобус, куклы - дети, бумажки - деньги и т. д.);
• реальные отношения между играющими детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, замечаниях, которыми регулируется весь ход игры.
Центральным моментом (и единицей) игры является роль, которую берет на себя ребенок. Все остальные стороны игры определены ролью и связанными с ней действиями. Для самих играющих детей главным является правильное выполнение взятой на себя роли. Они тщательно относятся к выполнению действий, в которой находит свое воплощение роль, взятая каждым из детей (Д. Б. Эльконин).
Сюжетность становится характерной чертой игр детей после трех лет. Сюжеты младших дошкольников отрывочны, нелогичны, неустойчивы. В старшем дошкольном возрасте (6-7 лет) сюжет игры представляет логическое развитие какой-либо темы в образах, действиях и отношениях.
Сюжетом в детских играх является та действительность, с которой они сталкиваются.
Наряду с сюжетом надо различать содержание ролевой игры. Содержанием игры является то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности взрослых. Дня младших дошкольников главным в игре является воспроизведение реальных действий взрослых, для среднего - отношения между людьми, для старшего - подчинение правилам, вытекающим из роли.
В игре существуют два вида отношений - игровые и реальные. Игровые отражают отношения детей по роли и сюжету. Реальные - это взаимоотношения детей как партнеров, выполняющих общее дело, что требует определенной формы общения и специальных умений (согласовывать действия, создавать сюжетный замысел, соразмерять свои желания и возможности). Дети договариваются о сюжете, распределяют роли, обсуждают возникающие в ходе игры вопросы и недоразумения.
Игрушка - мощное средство воздействия на различные стороны личности, ребенка. Особое место среди игрушек занимают куклы и мягкие игрушки: изображения зайца, обезьяны, собаки и др. Первоначально ребенок выполняет с куклой только те действия, которые ему показывает взрослый: качает куклу, возит ее в коляске, кладет в кроватку. Это, прежде всего, подражательные действия, а не изображение отношений взрослых. В дальнейшем ребенок учится покровительствовать, проявлять заботу, сопереживать игрушке во всех перипетиях ее кукольной жизни, которые ребенок сам создает и своем воображении на основе собственного опыта. Кукла имеет особое значение для эмоционального и нравственного развития ребенка.
Новообразования
Игра как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста оказывает следующее воздействие на развитие.
1. Начинает формироваться произвольность психических процессов. Прежде всего, развиваются произвольное внимание и память. Потребность в общении со сверстником вынуждает ребенка точно выполнять правила игры, а это требует специальных усилий и целенаправленности.
2. Развитие мышления - осуществляется переход от мысли в действии к мысли в плане представлений. Действуя с предметом-заместителем, ребенок учится мыслить о реальном предмете.
3. Для развития воображения игра имеет определяющее значение, поскольку в игровой деятельности ребенок, учится замещать один предмет другим и «примерять» на себя различные роли, их образы и действия.
4. Влияние игры на развитие личности заключается в том, что в ней ребенок осваивает взаимоотношения между людьми по образу и подобию взрослых, приобретая, таким образом, навыки общения и способы волевой регуляции своего поведения.
5. В игре развивается знаковая функция речи (предмет – знак-его наименование).
6. Игра способствует развитию рефлексии как способности соотносить свои действия, мотивы, поступки с общечеловеческими ценностями. В игре эта возможность открывается потому, что ребенок находится в двойной позиции- исполняющего роль и контролирующего качество (правильность) ее исполнения.
7. В игре продолжают развиваться продуктивные виды деятельности, появляются элементы учебной и трудовой деятельности.
Принципы организации сюжетно-ролевой игры в ДОО
1. Воспитатель должен играть вместе с детьми. При этом он занимает позицию умеющего интересно играть эмоционального партнера, с которым ребенок чувствует себя на равных, ощущает себя вне оценок, проявляет инициативу.
2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу открывали и усваивали новый, более сложный способ ее построения.
3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.
4. На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры.
Этапы организации сюжетно-ролевой игры
1. Организация сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе требует определённой подготовки со стороны педагога. Чтобы игра получилась увлекательной, дети должны обладать знаниями, детальными сведениями о той области деятельности, которую они будут моделировать. Поэтому начальный этап работы — это беседа с дошкольниками на выявление интереса к конкретной теме. Например, что нужно делать, если человек переходит проезжую часть («Поликлиника», «Аптека», если семья ждёт прихода гостей («Новоселье», хочет поехать отдохнуть в тёплые края («Туристическое агентство», куда человек обращается, когда у него ломается автомобиль («Автосервис») и т. д.
2. Следующий этап работы воспитателя с детьми — это обогащение, расширение знаний и впечатлений по теме исследования. Здесь используются такие методы, как экскурсии, встречи в детском саду с представителями определённых профессий (например, с пожарным, чтение соответствующей художественной литературы, инсценировки по произведениям с задействованием игрушек, кукольного театра, рассказ воспитателя с обязательной демонстрацией фотографий и картинок, индивидуальные беседы с ребятами.
3. Затем педагог вместе с дошкольниками занимается подготовкой атрибутов. Воспитанники старших групп многое уже могут сделать своими руками. Далее воспитатель совместно с детьми намечает различные сюжетные линии, которые можно использовать (при этом, не навязывая ребятам своё мнение, а лишь давая советы). Например, в ходе сюжетно-ролевой игры «Семья» мама с дочкой могут отправиться на праздник, моряки — перевозить не только людей, но и грузы. Если педагог сам будет непосредственно участвовать в игре, то у него, конечно, появится больше возможностей, чтобы направлять детское воображение.
4. Ключевой этап — это непосредственно сам процесс сюжетно-ролевой игры.
Для самоанализа сюжетно-ролевой игры можно использовать критерии:
• Есть ли у детей интерес к игре, мотивация?
• Цель и задачи сюжетно-ролевой игры, их реализация в игре.
• Соответствуют ли используемые приёмы возрасту детей и уровню их развития?
• Как проявлялись в игре коммуникативные умения детей (речевые реплики, мимика и жесты?
• Был ли реализован индивидуальный подход?
• Была ли игра эмоционально насыщенной?
• Были ли дети увлечены действием, были ли в итоге удовлетворены игрой?
• Как взаимодействовали друг с другом в процессе игровой деятельности, легко ли договаривались между собой, не возникали ли конфликты?
• Способствовал ли педагог развитию сюжетной линии, формированию взаимоотношений между воспитанниками?
Педагогам предлагает разделиться на 2 подгруппы и составить планы-конспекты сюжетно-ролевых игр : «Мама ведет дочку в детский сад» (младший дошкольный возраст) и «Урок по правилам дорожной безопасности» (старший дошкольный возраст)
Сюжетно-ролевая игра
«Мама ведет дочку в детский сад»
(младший дошкольный возраст)
Цель: закрепление правил дорожного движения.
Задачи:
закрепить представления детей о том, что проезжую часть нужно переходить на зеленый сигнал светофора;
закрепить представления детей о том, что проезжую часть нужно переходить крепко держа маму за руку;
учить детей переносить знания в игровую ситуацию;
учить детей договариваться, играть дружно.
Оборудование: пешеходный переход, сигналы светофора, посуда, детская игровая мебель.
Игровые роли: мама, дочь, светофор, воспитатель.
Игровые действия:мама собирает дочку в детский сад, мама с дочкой переходит проезжую часть, мама приводит дочку в детский сад.
Сюжетно-ролевая игра
«Урок по правилам дорожной безопасности»
(старший дошкольный возраст)
Цель: закрепление знаний правил дорожного движения.
Задачи:
закрепить правила перехода проезжей части;
закрепить знания дорожных знаков «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Велосипедная дорожка», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»;
учить детей распределять роли;
активизировать умение детей переносить знания в игровую ситуации.
Оборудование: пешеходный переход, светофора, «школа», указка, журнал, школьные принадлежности.
Игровые роли: учитель, дети.
Игровые действия:дети идут в школу через проезжую часть; учитель задает вопросы детям о дорожных знаках, о правилах дорожного движения, о правилах безопасной игры во дворе; учитель просит детей нарисовать как правильно необходимо переходить дорогу; дети идут из школы через проезжую часть с учителем, который уточняет закрепленный на уроке материал.
Педагоги проигрывают сюжетно-ролевые игры «Мама ведет дочку в детский сад» (младший дошкольный возраст) и «Урок по правилам дорожной безопасности» (старший дошкольный возраст) и делают анализ игр