Приложение МААМ

Мастер-класс для педагогов «Организация сюжетно-ролевых игр по закреплению знаний детей о правилах дорожного движения»

Елена
Мастер-класс для педагогов «Организация сюжетно-ролевых игр по закреплению знаний детей о правилах дорожного движения»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: повышение уровня знаний и умений воспитателей при организации сюжетно-ролевой игры по закреплению знаний детей о правилах дорожного движения.

Задачи:

1. совершенствовать умения находить выход в сложных педагогических ситуациях, расширять представления педагогов в методах и приемах руководства сюжетно-ролевыми играми;

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Организация сюжетно-ролевых игр по закреплению знаний детей о правилах дорожного движения“» размещена в разделах

2. повысить значимость организации сюжетно-ролевой игры в образовательном процессе ДОО длязакрепления знаний детей о правилах дорожного движения;

3. формировать у педагогов позитивного настроения, инициативы в творческом процессе.

Ход

Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста остается актуальной задачей образовательной деятельности дошкольной организации. Обучение детей правилам дорожного движения процесс длительный и непростой. Существует много методов и приемов, способствующих формированию у детей безопасному поведению на дороге (позиции пешеходы, пассажира, водителя, такие как непосредственная образовательная деятельность, беседы, тренинги, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, продуктивные виды деятельности, акции и т. д. Хочется подробнее остановиться на сюжетно-ролевой игре.

Целью любой игровой деятельности по ПДД является применение теоретических знаний в практических действиях детей на дороге.

Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте

Структуру ролевой игры составляют:

• роли, которые берут на себя дети (например, водитель, кондуктор, пассажир, доктор, мама, дочка и т. д.);

• игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли взрослых и отношения между ними;

• игровое употребление предметов, при котором реальные предметы замещены игровыми (например, стул - автобус, куклы - дети, бумажки - деньги и т. д.);

• реальные отношения между играющими детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, замечаниях, которыми регулируется весь ход игры.

Центральным моментом (и единицей) игры является роль, которую берет на себя ребенок. Все остальные стороны игры определены ролью и связанными с ней действиями. Для самих играющих детей главным является правильное выполнение взятой на себя роли. Они тщательно относятся к выполнению действий, в которой находит свое воплощение роль, взятая каждым из детей (Д. Б. Эльконин).

Сюжетность становится характерной чертой игр детей после трех лет. Сюжеты младших дошкольников отрывочны, нелогичны, неустойчивы. В старшем дошкольном возрасте (6-7 лет) сюжет игры представляет логическое развитие какой-либо темы в образах, действиях и отношениях.

Сюжетом в детских играх является та действительность, с которой они сталкиваются.

Наряду с сюжетом надо различать содержание ролевой игры. Содержанием игры является то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности взрослых. Дня младших дошкольников главным в игре является воспроизведение реальных действий взрослых, для среднего - отношения между людьми, для старшего - подчинение правилам, вытекающим из роли.

В игре существуют два вида отношений - игровые и реальные. Игровые отражают отношения детей по роли и сюжету. Реальные - это взаимоотношения детей как партнеров, выполняющих общее дело, что требует определенной формы общения и специальных умений (согласовывать действия, создавать сюжетный замысел, соразмерять свои желания и возможности). Дети договариваются о сюжете, распределяют роли, обсуждают возникающие в ходе игры вопросы и недоразумения.

Игрушка - мощное средство воздействия на различные стороны личности, ребенка. Особое место среди игрушек занимают куклы и мягкие игрушки: изображения зайца, обезьяны, собаки и др. Первоначально ребенок выполняет с куклой только те действия, которые ему показывает взрослый: качает куклу, возит ее в коляске, кладет в кроватку. Это, прежде всего, подражательные действия, а не изображение отношений взрослых. В дальнейшем ребенок учится покровительствовать, проявлять заботу, сопереживать игрушке во всех перипетиях ее кукольной жизни, которые ребенок сам создает и своем воображении на основе собственного опыта. Кукла имеет особое значение для эмоционального и нравственного развития ребенка.

Новообразования

Игра как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста оказывает следующее воздействие на развитие.

1. Начинает формироваться произвольность психических процессов. Прежде всего, развиваются произвольное внимание и память. Потребность в общении со сверстником вынуждает ребенка точно выполнять правила игры, а это требует специальных усилий и целенаправленности.

2. Развитие мышления - осуществляется переход от мысли в действии к мысли в плане представлений. Действуя с предметом-заместителем, ребенок учится мыслить о реальном предмете.

3. Для развития воображения игра имеет определяющее значение, поскольку в игровой деятельности ребенок, учится замещать один предмет другим и «примерять» на себя различные роли, их образы и действия.

4. Влияние игры на развитие личности заключается в том, что в ней ребенок осваивает взаимоотношения между людьми по образу и подобию взрослых, приобретая, таким образом, навыки общения и способы волевой регуляции своего поведения.

5. В игре развивается знаковая функция речи (предмет – знак-его наименование).

6. Игра способствует развитию рефлексии как способности соотносить свои действия, мотивы, поступки с общечеловеческими ценностями. В игре эта возможность открывается потому, что ребенок находится в двойной позиции- исполняющего роль и контролирующего качество (правильность) ее исполнения.

7. В игре продолжают развиваться продуктивные виды деятельности, появляются элементы учебной и трудовой деятельности.

Принципы организации сюжетно-ролевой игры в ДОО

1. Воспитатель должен играть вместе с детьми. При этом он занимает позицию умеющего интересно играть эмоционального партнера, с которым ребенок чувствует себя на равных, ощущает себя вне оценок, проявляет инициативу.

2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу открывали и усваивали новый, более сложный способ ее построения.

3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.

4. На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры.

Этапы организации сюжетно-ролевой игры

1. Организация сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе требует определённой подготовки со стороны педагога. Чтобы игра получилась увлекательной, дети должны обладать знаниями, детальными сведениями о той области деятельности, которую они будут моделировать. Поэтому начальный этап работы — это беседа с дошкольниками на выявление интереса к конкретной теме. Например, что нужно делать, если человек переходит проезжую часть («Поликлиника», «Аптека», если семья ждёт прихода гостей («Новоселье», хочет поехать отдохнуть в тёплые края («Туристическое агентство», куда человек обращается, когда у него ломается автомобиль («Автосервис») и т. д.

2. Следующий этап работы воспитателя с детьми — это обогащение, расширение знаний и впечатлений по теме исследования. Здесь используются такие методы, как экскурсии, встречи в детском саду с представителями определённых профессий (например, с пожарным, чтение соответствующей художественной литературы, инсценировки по произведениям с задействованием игрушек, кукольного театра, рассказ воспитателя с обязательной демонстрацией фотографий и картинок, индивидуальные беседы с ребятами.

3. Затем педагог вместе с дошкольниками занимается подготовкой атрибутов. Воспитанники старших групп многое уже могут сделать своими руками. Далее воспитатель совместно с детьми намечает различные сюжетные линии, которые можно использовать (при этом, не навязывая ребятам своё мнение, а лишь давая советы). Например, в ходе сюжетно-ролевой игры «Семья» мама с дочкой могут отправиться на праздник, моряки — перевозить не только людей, но и грузы. Если педагог сам будет непосредственно участвовать в игре, то у него, конечно, появится больше возможностей, чтобы направлять детское воображение.

4. Ключевой этап — это непосредственно сам процесс сюжетно-ролевой игры.

Для самоанализа сюжетно-ролевой игры можно использовать критерии:

• Есть ли у детей интерес к игре, мотивация?

• Цель и задачи сюжетно-ролевой игры, их реализация в игре.

• Соответствуют ли используемые приёмы возрасту детей и уровню их развития?

• Как проявлялись в игре коммуникативные умения детей (речевые реплики, мимика и жесты?

• Был ли реализован индивидуальный подход?

• Была ли игра эмоционально насыщенной?

• Были ли дети увлечены действием, были ли в итоге удовлетворены игрой?

• Как взаимодействовали друг с другом в процессе игровой деятельности, легко ли договаривались между собой, не возникали ли конфликты?

• Способствовал ли педагог развитию сюжетной линии, формированию взаимоотношений между воспитанниками?

Педагогам предлагает разделиться на 2 подгруппы и составить планы-конспекты сюжетно-ролевых игр : «Мама ведет дочку в детский сад» (младший дошкольный возраст) и «Урок по правилам дорожной безопасности» (старший дошкольный возраст)

Сюжетно-ролевая игра

«Мама ведет дочку в детский сад»

(младший дошкольный возраст)

Цель: закрепление правил дорожного движения.

Задачи:

закрепить представления детей о том, что проезжую часть нужно переходить на зеленый сигнал светофора;

закрепить представления детей о том, что проезжую часть нужно переходить крепко держа маму за руку;

учить детей переносить знания в игровую ситуацию;

учить детей договариваться, играть дружно.

Оборудование: пешеходный переход, сигналы светофора, посуда, детская игровая мебель.

Игровые роли: мама, дочь, светофор, воспитатель.

Игровые действия:мама собирает дочку в детский сад, мама с дочкой переходит проезжую часть, мама приводит дочку в детский сад.

Сюжетно-ролевая игра

«Урок по правилам дорожной безопасности»

(старший дошкольный возраст)

Цель: закрепление знаний правил дорожного движения.

Задачи:

закрепить правила перехода проезжей части;

закрепить знания дорожных знаков «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Велосипедная дорожка», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»;

учить детей распределять роли;

активизировать умение детей переносить знания в игровую ситуации.

Оборудование: пешеходный переход, светофора, «школа», указка, журнал, школьные принадлежности.

Игровые роли: учитель, дети.

Игровые действия:дети идут в школу через проезжую часть; учитель задает вопросы детям о дорожных знаках, о правилах дорожного движения, о правилах безопасной игры во дворе; учитель просит детей нарисовать как правильно необходимо переходить дорогу; дети идут из школы через проезжую часть с учителем, который уточняет закрепленный на уроке материал.

Педагоги проигрывают сюжетно-ролевые игры «Мама ведет дочку в детский сад» (младший дошкольный возраст) и «Урок по правилам дорожной безопасности» (старший дошкольный возраст) и делают анализ игр

Публикации по теме:

Организация сюжетно-ролевых с детьми 2–3 лет Огромную роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством.

«Настольная книга повара» из фетра для сюжетно-ролевых игр. Мастер-класс«Настольная книга повара» из фетра для сюжетно-ролевых игр. Мастер-класс "Настольная книга повара" для сюжетно-ролевых игр из фетра В каждой группе детского сада имеется уголок, в котором дети играют с посудой.

Детям о правилах дорожного движения. Информация для родителей С чего начать беседу? ДЕТЯМ О ПДД Дети с трёх лет уже способны осознавать опасности, которые могут встретиться. Одна из главных.

Игровой макет по ПДД для расширения и закрепления знаний у детей о правилах дорожного движенияИгровой макет по ПДД для расширения и закрепления знаний у детей о правилах дорожного движения Игровой макет по ПДД Для расширения и закрепления знаний у детей о правилах дорожного движения нами был изготовлен настольный макет «Квартал».

Мастер-класс по правилам дорожного движения для педагогов «Дорожная безопасность» Мастер класс по Правилам Дорожного Движения для педагогов «Дорожная безопасность» Цель: объединения усилий педагогов в обучении детей правилам.

План образовательной деятельности с детьми по формированию знаний о правилах дорожного движения Тема: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения». Актуальность.

Презентация «О правилах дорожного движения» Слайд № 1: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня в этом зале мы встретились не зря: Нас конкурс городской собрал, В страну дорожных знаков.

Рекомендации для родителей о правилах дорожного движения РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ о Правилах Дорожного Движения. Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге? На первый взгляд легко.

Сказки о Правилах Дорожного Движения для дошкольников Встреча Незнайки со светофором Наступило первое сентября. В этот день не только дети, но и сказочные герои отправляются в школу. Утром.

Стихи о правилах дорожного движения Нам всем нужна ГИБДД Нам всем нужна ГИБДД, Чтобы было на дорогах все в порядке, И на пешеходных переходах Безопасно двигался народ. Чтобы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Организация сюжетно-ролевых игр по закреплению знаний детей о правилах дорожного движения»
Опубликовано: 28 октября 2019 в 19:02
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Организация сюжетно-ролевых игр по закреплению знаний детей о правилах дорожного движения»» (включая файлы) размещена пользователем Елена (УИ 1495304) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД