Алевтина Тупанова
Мастер-класс для педагогов образовательных учреждений «Секреты организации дисциплины в детском коллективе»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги! Я, Тупанова Алевтина Михайловна, воспитатель старшей группы детского сада «Колосок». А это мои дети
(1 слайд).
В начале своего выступления, я хотела бы вас спросить. Представьте такую ситуацию, вы только начали свою педагогическую карьеру, что самое трудное для вас было при работе в детском коллективе (ответы педагогов).
Публикация «Мастер-класс для педагогов образовательных учреждений „Секреты организации дисциплины в детском коллективе“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Почти 30 лет назад, когда я пришла молодым воспитателем в Юледурский детский сад «Черёмушка», мне было трудно наладить дисциплину. Из-за того что дети не слушались, приходилось часто кричать, нервничать и как следствие срыв голоса, нервные перенапряжения. Мы педагоги должны беречь голос, это наш рабочий инструмент. А нервные клетки, как известно не восстанавливаются.
А возникает ли такая проблема у вас? (ответы педагогов)
(2 слайд)
Свой мастер - класс я бы хотела посвятить организации дисциплины в детском коллективе. И надеюсь, что мы сегодня обменяемся опытом в данном направлении.
И так начнём. Что же такое дисциплина? (ответы педагогов)
(3 слайд)
Дисциплина - это система правил, ритуалов, традиций, отношений в коллективе, формирующая у ребенка чувство безопасности и принадлежности к группе и способствующая его гармоничному развитию.
Дисциплина в образовательном учреждении — это основа спокойствия и порядка в группе обучающихся.
Когда дисциплина нарушается детьми? (ответы педагогов)
(4 слайд)
Дисциплина нарушается тогда, когда затрагиваются свободы другого ребенка или детей. Не поделили игрушку, не хотят выполнять задание, медленно одеваются на прогулку, отвлекаются во время еды — причин может быть масса.
Дисциплина на занятии проявляется в умении педагога привлечь к себе и удерживать внимание детей, в том числе и за счет организации их собственной деятельности, т. е не всегда дети виноваты в нарушении дисциплины. Нарушения могут быть и по вине педагога.
(5 слайд)
Для чего нужна дисциплина в детском коллективе? (ответы педагогов)
Наличие дисциплины в группе детского сада способствует :
профилактике межличностных проблем, установлению положительных отношений, сотрудничества между детьми и взрослыми;
формированию у детей умений решать или предотвращать проблемы, принимать правильные решения и нести за них ответственность;
развитию ребенка как личности — формированию лучшего мнения о себе, уверенности, умения полагаться на внутренний контроль и собственные правила.
Наличие дисциплины делает жизнь детей более понятной, предсказуемой и безопасной, а значит, достигнуть целей дошкольного образования становится легче.
Какие условия необходимы для формирования и поддержания дисциплины в группе детей? (ответы педагогов)
(6 слайд)
Условия формирования и поддержания дисциплины в группе :
1. Культура общения педагога и родителей.
Умение педагога использовать вместо замечаний совет, а порой шутку, тактично исправить допущенное нарушение, интерес к детским начинаниям, стремление их поддержать, доверие и ласка - все это непременные условия того, чтобы у детей росло доверие к нему, желание с ним общаться, подчиняться его распоряжениям, с готовностью откликаться на каждую просьбу. Такой педагог пользуется большим авторитетом у детей. Они стремятся получить его одобрение, а более холодное обращение, некоторая строгость во взгляде в ответ на нарушение дисциплины заставляют виновника ощутить не обиду, а недовольство собой, побуждают поскорее исправить допущенную оплошность, попросить извинения за проступок. Дети подражают авторитетному педагогу, переносят во взаимоотношения со сверстниками его ласковый тон, тактичность.
2. Правильная организация развивающей предметно-пространственной среды, в которой находятся дети.
В школах открываются современные оборудованные по последнему слову классы Кванториумы, Точки роста.
В детском саду это подбор игрушек, разнообразных материалов, пособий и оборудования для труда, соответствующих возрасту детей, их интересам и содержанию накопленных знаний, умений и представлений об окружающем, удобная расстановка мебели, продуманный порядок размещения игрового материала, наличие игрушек, способствующих объединению детей в коллектив.
3. Четкое осуществление режима позволяет поддерживать у детей уравновешенное состояние, своевременно переключать их от одной деятельности к другой, не допуская переутомления, чередовать часы активной деятельности и отдыха.
4. Наличие правил жизни группы, сформулированных доступно для их понимания, в форме указаний, а не запретов.
Каким требованиям должны соответствовать правила: (ответы педагогов)
(7 слайд)
Требования к правилам группы :
Четкость — правила должны быть четкими, разумными, соответствовать уровню развития ребенка, доступно его понимания в форме указаний, а не запретов.
Эффективность — правило будет работать в том случае, если оно небольшое по объему и воспитатели также его придерживаются (пошли гулять дети переодевают групповую одежду, а воспитатель идёт в той же.)
Количество — одновременно в группе действует не более 3–5 правил.
Согласованность — правила должны быть согласованными взрослыми между собой и детьми.
Тон обращения — требования, запреты сообщаются дружественно-разъяснительным тоном.
Альтернатива — к запрету предлагаются альтернативные способы поведения.
Повторяемость — введенные правила необходимо периодически повторять.
(8 слайд. Видео)
Наглядность — для усвоения правил используются плакаты с изображением определенных ситуаций. Когда они надежно приживутся в группе, плакаты можно убирать.
(9 слайд. Видео)
Правила не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребенка: в движении, познании, упражнении.
Соблюдение дисциплины в детском коллективе тесно связано с принципами общения педагога с ребёнком.
(10 слайд)
Хотелось бы отметить методы эффективного общения с ребенком:
1. Метод отражения чувств ребенка - проговаривание чувства, которое испытывает ребенок.
«Мне кажется, ты обижен»,
«Вероятно, ты чувствуешь себя расстроенным»,
«Ты боишься, что у тебя не получится»,
«Ты злишься на меня. Наверное, я тебя чем-то обидела».
Эффект метода: мы помогаем ребенку осознать свое эмоциональное состояние и рассказать о нем. Дети будут меньше бояться негативных чувств. Они видят, что взрослые их понимают.
2. Метод выражения своих чувств в необидной для ребенка форме.
Полностью подавить свои эмоции нельзя, и ребенок всегда знает, сердиты мы или нет. Делиться с ребенком своими чувствами, значит доверять ему.
Здесь следует придерживаться следующего правила:
Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о ребенке, не о его поведении.
«Меня это очень огорчает»,
«Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же»,
«Я рада, что у тебя так хорошо получилось».
Этот метод дает возможность детям ближе узнать нас, взрослых. Нередко мы закрываемся от детей броней «авторитета», который стараемся поддержать, во что бы то ни стало. Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, дети становятся искреннее в выражении своих. Дети начинают чувствовать: взрослые им доверяют, и им тоже можно доверять.
И тогда они начинают учитывать наши желания и переживания.
3. Метод «смещения негативной оценки» : на самого себя, на третье лицо, на объективные последствия нежелательных слов, действий, поступков
- на самого себя
Сравните: «Опять ты все перепачкал!» «Мне обидно, когда не уважают мой труд. Вымой, пожалуйста, руки».
«Не умеешь вести себя как все нормальные дети!» «Мне неприятно такое поведение».
«Опять подрались. Будете оба наказаны» «Мне грустно видеть, когда вы ссоритесь», «Я удивлена, что вы не смогли договориться. Я уверена, что вы сможете найти общий язык, если постараетесь».
«Да сколько же можно повторить!» «Я начинаю сердиться, когда приходится повторить одно и то же».
- на третье лицо
Сравните: «Не смей трогать чужие вещи!» «Маше не нравится, когда ее вещи берут без спроса. Если ты хочешь поиграть ее куклой, нужно спросить разрешения».
«Ты достал всех сегодня на физкультуре!» «Ребята могут на тебя обидеться».
- на объективные последствия нежелательных слов, действий, поступков
Сравните: «Сколько раз можно напоминать про грязные кисточки!»
«Если не вымыть кисточки сразу, потом это сделать будет гораздо труднее».
«Вечно разбросаешь все игрушки, а убирать их потом не хочешь!» «Об игрушки на полу можно споткнуться».
4. Метод «временного языка»
Сравните:
«Постоянный» язык («У тебя никогда ничего не получается как следует!»)
«Временный» язык («Сегодня у тебя это задание не получилось. Я верю, что завтра ты постараешься, и у тебя все получится»).
5. Метод проецирования положительных качеств и поведенческих реакций. Зная «сильные» стороны ребенка, педагог в определенной ситуации озвучивает их.
Напоминание: «Ты же умная, терпеливая, способная девочка».
Выражение удивления, сопоставление достоинств ребенка с его негативным поведением: «Неужели это говорит Миша? Ну, Миша, не ожидала от тебя такого».
6. Прием смены ролей — моделирование ситуации, в которой «нарушитель порядка» оказался на месте другого человека.
«Представь себе, что ты оказался на месте Миши, которого ты обидел», «А тебе самому было бы приятно слышать слова, которые ты сказал Тане?».
7. Метод оценки действия.
Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. («Ребенок хорош, плох его поступок»)
Сравните: «Ты злой и невоспитанный мальчик» или «Я очень недовольна тем, что ты ударил девочку».
Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были, раз они у него возникли, значит, для этого есть основания. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастает в непринятие его.
Тем не менее, в повседневной жизни группы могут возникать случаи конфликтов между детьми, нарушение дисциплины, неподчинение правилам. Причины этого различны.
1. Несогласованность требований к ребенку в детском саду и семье, отсутствие единства методов воздействия на него.
2. Нарушение дисциплины может происходить с целью привлечения к себе внимания;
3. Нарушение дисциплины с целью показать свою «власть» над педагогом («Вы мне все равно ничего не сделаете»);
4. Дети нарушают дисциплину и в случае утомления, длительных ожиданий, в начальный (скрытый) период заболевания.
5. Нарушение дисциплины может также происходить вследствие того, что ребенком руководит мотив «избегания неудачи».
Какие приёмы используете вы в данных ситуациях? (ответы педагогов)
Во всех этих случаях можно использовать следующие приемы поддержания дисциплины :
• Минимизировать внимание (возможно игнорирование)
• Пристальный взгляд без осуждения, подойти и встать рядом
• Использование техники «интонирования» (снижение, изменение голоса)
• Прекращение деятельности
• Отвлечение ребенка (прямой вопрос, просьба что-то сделать, изменение деятельности)
• Обращение на примеры хорошего поведения
• Пересаживание на «стул размышлений»
• Поддержка ребенка, раскрытие сильных сторон
• Подчеркивать достижения, даже незначительные
• Признание авторитета
• Исключение из работы
• Удаление от зрителей
• Откладывание или лишение чем – то заниматься
• Беседа с родителями
Скажите, пожалуйста, а игра дисциплинирует ребенка (ответы педагогов). Тогда поиграем?
(слайд 12)
1. Скучно, скучно так сидеть,
Друг на друга всё глядеть,
Не пора ли пробежаться
и местами поменяться.
2. Как вы организуете детей для проведения той или иной деятельности? (ответы педагогов) У нас в группе есть правило: если я звоню в колокольчик, дети садятся за столы; если ударяю в бубен, дети встают в круг; если в свисток, дети строятся друг за другом в колонну (поиграем).
3. «Буриме» - литературная игра, заключающаяся в сочинении стихов, чаще шуточных, на заданные рифмы, иногда ещё и на заданную тему.
- Лера громко так кричит, всех ребяток оглушит.
- Тимур наш быстр как антилопа, ног может он столкнуть кого – то.
- Плачет Стёпа наш с утра, слёзы льёт как из ведра.
- Кулаки у Кости смелы, лучше взялся бы за дело.
Как вы управляете тишиной в группе? (ответы педагогов)
"Управление громкостью"
Как только уровень шума поднимается выше нужной нам отметки, говорим:
-"Внимание, внимание, нажали на свои носики, это наша кнопочка, чтобы убавить звук, поворачиваем налево, пробуем говорить. Так, так - ещё чуть-чуть! Замечательно, постарайтесь не прибавлять" .
Эта игра хорошо работает с малышами.
Игра "Замри"
Говорим слово "Замри", а дальше включаем игру "Вы случайно здесь тишину не встречали, а здесь"? Детям игра нравится, они замирают в смешных позах. А нам обеспечено минут 20 тишины и спокойствия.
"Слушай своё дыхание".
Перед тем, как выйти из группы, например на физкультуру, на музыкальное занятие или на прогулку, мы делаем это упражнение, чтобы переключить внимание детей и успокоить их.
- "Поднимаем ручки вверх и вдыхаем носиком, а теперь долго, долго выдыхаем и слушаем своё дыхание". Это очень помогает детям сосредоточиться!
"Разговор шёпотом или волшебная сила тайны"
Собираю детей с помощью бубна вокруг себя. Попробуйте создать интригу, начинайте говорить громким шё потом рядом с детьми: "Ребята, я вам сейчас такое расскажу! Представляете. " Дальше можно говорить всё, что угодно, внимание детей "захвачено". Дети очень любят всё загадочное.
Рефлексия
А сейчас я вам предлагаю посмотреть мультик и подумать какие советы вы бы дали маме обезьянки по вопросу воспитания детей.
Просмотр мультика «Осторожно обезьянки!»
(слайд 13)
Предлагаю посмотреть мультик «Про обезьянок».
Заключение ВАЖНО ПОМНИТЬ: Любое неадекватное поведение ребенка – это защита от нелюбви. Энергетика ребенка слаба, она требует подпитки в виде внимания, признания, и, если этого не хватает, он «добирает» внимание к себе другими способами.