Надия Ахмедьянова
Мастер-класс для педагогов «Новые нетрадиционные логопедические здоровьесберегающие технологии в развитиии речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд: Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Надия Масхудовна. Я работаю в детском саду «Забава». Позвольте мне представить вашему вниманию мастер-класс, темой которого является «Новые нетрадиционные логопедические здоровьесберегающие технологии в развитии речи детей дошкольного возраста».
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Новые нетрадиционные логопедические здоровьесберегающие технологии в развитиии речи детей“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» октябрь 2019
Цель мастер-класса: познакомить педагогов с новыми нетрадиционными здоровьесберегающими технологиями, позволяющими повысить эффективность работы по развитию артикуляционной моторики и мелкой моторики рук, а также активизировать речевые функции у дошкольников.
Главной задачей является: показать примеры практического применения этих технологий в непосредственной деятельности педагогов.
Сочетание этих технологий с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет мне значительно повысить эффективность коррекционных занятий с детьми с нарушениями речи в условиях логопедического пункта.
2 слайд: Научно доказано, что у детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики. Неоспорим тот факт, что активные движения пальцев рук, как бы подготавливают почву для последующего формирования речи. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений тоже происходит при участии речи.
Таким образом я рекомендую сочетать массаж артикуляционных органов с массажем рук. Это благотворно влияет как на развитие мелкой моторики пальцев рук, так и на развитие речи.
3 слайд: Как известно, массаж – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на различные функции организма. Помимо этого, игровой массаж кистей рук – важная составляющая сенсорного воспитания. Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных на коже.
Одновременно с этим в кору головного мозга, в том числе и в речеслуховые отделы, поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее воздействие на кору головного мозга, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга. Развиваются межполушарные интеграторы и работа полушарий.
4 слайд: Игровой самомассаж является эффективным средством совершенствования таких психических функций, как внимание, память, мышление, а также для развития речевой сферы.
Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствует изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха коррекционной и развивающей работы.
Игровой самомассаж я рекомендую использовать в виде отдельного 5-минутного занятия ежедневно или в виде динамической паузы на занятии в детском саду.
Предлагаю перейти непосредственно к практической части мастер-класса. Первая нетрадиционная технология-
5 слайд: Японская методика пальцевого массажа.
Во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-х летнего возраста, применяется методика пальцевого массажа и самомассажа.
Ещё японский ученый Намикоши Токуиро (1905-2000гг) считал, что массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:
- массаж большого пальца - повышает активность мозга,
- массаж указательного пальца - стимулирует желудок и поджелудочную железу,
- массаж среднего пальца - улучшает работу кишечника,
- массаж безымянного пальца - стимулирует печень,
- массаж мизинца - способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение.
Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом
> работа рук способствует психическому успокоению (вязание на спицах)
> предотвращает развитие утомления в мозговых центрах (китайский обычай перебирать в руках грецкие орехи)
> способствует возникновению успокаивающего эффекта (японские торговцы потирают руки при обслуживании докучливых клиентов)
Совет взрослым: если дети волнуются при речевом высказывании и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук - так организм ребенка сбрасывает возбуждение.
6 слайд: Японский ученый Йосиро Цуцуми разработал систему упражнений для самомассажа:
1) Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Большой палец становится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают его подушечку снизу, разминая ее. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками. Тексты рифмовок, стихов можно найти в Интернет-ресурсах, а также адаптировать тексты пальчиковых гимнастик, коротких стихов.
На слайде вы видите одну из рифмовок.
На каждую строчку осуществляется разминание одного пальца. После пятой строчки происходит смена рук.
Дети любят всех зверей: (большой палец)
Птиц, и ящериц, и змей, (указательный палец)
Пеликанов, журавлей, (средний палец)
Бегемотов, соболей, (безымянный палец)
Голубей и глухарей, (мизинец)
И клестов, и снегирей, (большой палец)
Любят горного козла, (указательный палец)
Обезьянку и осла, (средний палец)
Дикобраза и ежа, (безымянный палец)
Черепаху и ужа (мизинец)
Но я бы хотела показать, как можно использовать этот вид массажа для активизации словаря детей. Например: поиграть в игру «Я знаю» - назвать фрукты, овощи и т. д. Давайте попробуем, одновременно массируем пальцы, начиная с большого и называем фрукты…
Таким же образом можно пополнять и активизировать словарь прилагательных. «Погода - какая?.», игра «Скажи наоборот»
7 слайд: 2) Массаж (самомассаж) подушечек пальцев. Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь (катая его на подушечке вправо-влево). На каждую строку осуществляется разминание одного пальца. После 5 строчки – смена рук.
Шел медведь к своей берлоге, да споткнулся на пороге.
«Видно очень мало сил я на зиму накопил»,-
Так подумал и пошел он на поиск диких пчел.
Все медведи – сладкоежки, любят, есть медок без спешки,
А наевшись, без тревоги до весны сопят в берлоге.
8 слайд:Предлагаю попробовать освоить данный вид самомассажа и одновременно поиграть в игру «Назови ласково»- совершенствуем грамматический строй речи.
: 3) Массаж (самомассаж) - «Щелчки». Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному (лежащая рука с силой прижимается, сопротивляясь подъему). Затем палец отпускают, и он со стуком резко падает на стол. На каждую строку поднимают один палец. После 5 строчки – смена рук.
Поднял ушки бурундук. Он в лесу услышал звук:
- Это что за громкий стук, тук, да тук, тук да тук?
- А пойдем, - сказал барсук, сам увидишь этот трюк:
Это дятел сел на сук, и без крыльев и без рук
Ищет он, где спрятан жук, вот и слышен перестук!
Например: игра «Один-много»
9 слайд: «Су- Джок» - терапия
В настоящее время появилась возможность использования в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного Су-Джок метода. Данный метод обладает высокой эффективностью, безопасностью и простотой. Базируется на традиционной акупунктуре и восточной медицине самооздоровления. "Су" - кисть, "Джок" - стопа.
Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко. Массаж эластичным кольцом помогает стимулировать работу внутренних органов.
С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Педагоги нашего детского сада активно используют «Су-Джок терапию» на различных видах занятий, а также и в режимных моментах.
Давайте попробуем освоить эту технологию.
1. Массаж Су – Джок шарами (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
2. Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/
Не стоит забывать о технике безопасности – педагог должен внимательно следить за тем, чтобы ребенок надевая массажное кольцо на палец, не оставлял его слишком долго. Так как существует риск сжатия кровеносных сосудов.
Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
Картотека игр и упражнений представлена на Интернет-ресурсах, а также
в книгах Ермаковой И. А. «Развиваем мелкую моторику у малышей», Воробьевой Т. А., Крупенчук О. И. «Логопедические игры с мячом».
10 слайд: Следующий нетрадиционный вид массажа - Массаж грецкими орехами
• катать два ореха между ладонями;
• один орех прокатывать между пальцами (вращать внутри одной ладони перебирая пальцами);
• удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук.
• перекатывать по тыльной стороне каждой ладони;
• вращение между ладонями по часовой стрелке;
• вращение между ладонями против часовой стрелки.
Чтобы игры с орехами не были молчаливыми, можно подбирать для них маленькие стишки, потешки, песенки.
Например стихи Бориса Заходера, Ирины Токмаковой.
11 слайд: Массаж шестигранными карандашами:
• пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами,
• удерживать в определенном положении в правой и левой руке.
12 слайд: Массаж органов артикуляции чайными ложками.
Часто педагоги жалуются, что дети не желают выполнять артикуляционную гимнастику или выполняют её недостаточно эффективно. Я хочу познакомить вас с ещё одним игровым способом укрепления артикуляционной моторики, который можно использовать, как в детском саду, так и предложить родителям для использования в домашних условиях.
Упражнения с чайными ложками.
1. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.
2. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).
3. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.
4. Ложку выпуклой стороной плотно прижать к губам, сложенным трубочкой. Совершать круговые движения по часовой стрелке и против часовой стрелки.
5. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки.
6. Язык - "Лопаточка". Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.
7. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.
Вывод: таким образом, эти нехитрые упражнения способствуют развитию мышц артикуляционного аппарата, что подготавливает ребенка к произношению отсутствующих звуков, способствует коррекции неверного звучания.
13 слайд: Подводя итог, могу сказать, что использование нетрадиционных логопедических здоровьесберегающих технологий в коррекционно-педагогической работе помогает мне интересно и разнообразно развивать мотивационную сферу детей, повысить физическую и умственную работоспособность детей, создавать функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц, дает возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с детьми.
14 слайд: Спасибо за внимание!