Марина Лежачева
Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные техники в продуктивной деятельности детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс для педагогов
«Нетрадиционные техники в продуктивной деятельности детей дошкольного возраста».
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в изобразительной деятельности.
Задачи:
- познакомить с новыми рациональными средствами, формами и методами художественно – эстетического развития дошкольников;
- способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности;
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Нетрадиционные техники в продуктивной деятельности детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» июнь 2019
- развивать творческие способности и экспериментирование;
- воспитывать чувство прекрасного.
Оборудование:
1. Брошюры.
2. Материал для практической части:
- карандаш для гимнастики;
- цветной картон;
- стаканчик с солью;
- клей ПВА;
- акварель;
- гуашь;
- баночки с водой;
- кисти 2 (большая и маленькая)
- вилки одноразовые;
- палочки ватные (по 3 на человека);
- прищепка с пароллоном;
- поднос на стол для стряхивания соли;
- пачка влажных салфеток на стол;
- пачка цветных карандашей на стол;
- точилка;
- листы бумаги для завершающего рисунка.
I ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
В настоящее время в дошкольных учреждениях при подготовке детей к школе акцентируется внимание на проблеме подготовки к письму. Обычными стали ситуации, когда ребёнок учится в 1 классе, а рука его не подготовлена или не достаточно подготовлена к тому, чтобы в течение учебного дня успешно справляться с объёмом письменных заданий учителя. Одним из близких и доступных видов работы с детьми по формированию мелкой моторики является художественно-продуктивная деятельность.
Изодеятельность приносит много радости и заложена у детей на генетическом уровне. Но, как правило, занятия в дошкольном учреждении чаще сводятся к стандартному набору изоматериалов и традиционным способам передачи полученной информации. Побуждать пальцы работать – одна из важнейших задач занятий по нетрадиционному рисованию. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной.
Тема моего самообразования «Нетрадиционные техники в продуктивной деятельности дошкольников».
- Как вы думаете, что может обозначать слово нетрадиционно?
Нетрадиционно, т. е:
• не основываясь на традиции;
• происходя не в силу установившейся традиции, устраиваясь не по заведенному обычаю, отличаясь оригинальностью;
• не придерживаясь традиций.
Синонимы: индивидуально, на новый лад, неординарно, неповторимо, нестандартно, синонимов).
- Что подразумевается под словосочетанием «нетрадиционное рисование»?
Нетрадиционное рисование – искусство изображать, не основываясь на традиции.
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве.
Рисование нетрадиционными способами - увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь отсутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник
• способствует снятию детских страхов;
• развивает уверенность в своих силах;
• развивает пространственное мышление;
• учит детей свободно выражать свой замысел;
• побуждает детей к творческим поискам и решениям;
• учит детей работать с разнообразным материалом;
• развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
• развивает мелкую моторику рук;
• развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
• во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Методические советы
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
• игра, которая является основным видом деятельности детей;
• сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
• просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
• музыкальное сопровождение и т. д.
Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
• рисование пальчиками;
• оттиск печатками из картофеля;
• рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками :
• тычок жесткой полусухой кистью.
• печать поролоном;
• печать пробками;
• восковые мелки + акварель
• свеча + акварель;
• отпечатки листьев;
• рисунки из ладошки;
• рисование ватными палочками;
• волшебные веревочки.
А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники :
• рисование песком;
• рисование мыльными пузырями;
• рисование мятой бумагой;
• кляксография с трубочкой ;
• монотипия пейзажная ;
• печать по трафарету ;
• монотипия предметная ;
• кляксография обычная;
• пластилинография.
II ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
В своей работе я очень часто использую нетрадиционные техники, и вижу, насколько это интересно малышам.
Тема моего самообразования состоит из трех составлящих и, соответственно, рассчитана на 3 года обучения. Это нетрадиционное рисование, аппликация и лепка.
Сегодня я предлагаю вам побыть художниками-пейзажистами и постараться нарисовать весенний пейзаж, используя в работе несколько техник нетрадиционного рисования.
Но для начала возьмите карандаш в обе руки между ладонями, зажмите его и покатайте. Поднесите к правому уху (к левому уху).
- Что вы слышите?
- Какой звук издает карандаш? (Он шуршит)
- Правильно он шуршит. Потрите еще карандаш между ладонями и послушайте.
А теперь положите карандаш и потрогайте свои ладошки.
Какими они стали? Приложите их к щекам, ко лбу. Что вы чувствуете? (Ладошки стали теплыми)
- Правильно! Вот теперь ваши руки и пальцы готовы к рисованию.
А начнем мы с вами с метода рисования солью.
Для этого нам необходимы: цветной картон, клей ПВА, мелкая соль, акварельные краски.
Показ поэтапного рисования.
1. Нарисовать рисунок клеем (земля, дерево, сонце). След-полоска от клея должена быть широкой.
2. Засыпать рисунок солью,
3. Немного подождать и стряхнуть лишнюю соль с рисунка
4. Раскрашиваем акварелью (можно дождаться высыхания, а можно рисовать и по – мокрому). Цвет наносим «точечно», соль сама впитывает цветную воду, поэтому кисть должна быть достаточно мокрой.
Результат виден сразу и сам процесс рисования очень интересен.
Далее изображаем траву методом рисования вилкой.
1. Берем одноразовую пластиковую вилку.
2. Обмакиваем в краску нужного оттенка, лишнюю краску акуратно стряхиваем
3. Прижимаем к листу бумаги.
Какая поляна без цветов!
4. Рисуем цветы методом тычка. Обмакиваем ватную палочку в краску любого цвета и наносим тычки вокруг серединки.
5. А по небу плывут облака. Рисуем их при помощи оттиска поролоном.
В заключение хочелось бы задать вам несколько вопросов:
- Какой из представленных способов вызвал у Вас наибольший интерес?
- Где вы можете их использовать?
- С какими непредставленными способами Вы хотели бы познакомиться поближе?
А закончить мне бы хотелось еще одним рисунком. Распределитесь по трое: кто будет рисовать первый, кто второй, кто третий. Первый начинает рисовать, а затем закрывает свой рисунок, загнув листочек сверху и оставив чуть-чуть, какую-то часть, для продолжения (шея, к примеру). Второй, не видя ничего, кроме шеи, продолжает, естественно, туловище, оставив видной только часть ног. Третий заканчивает. Затем открывается весь листок
Уважаемые коллеги! Спасибо Вам за ваш интерес и активное участие в мастер- классе, за чудесные картины. Благодарю за сотрудничество! (раздача брошюр).
Список используемой литературы:
1. Никитина А. В. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. - КАРО, 2008г.
2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. - Скрипторий, 2003г.
3. Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. - М. : Сфера, 2011г.
4. Немешаева Е. А. Художества без кисточки. – Феникс, 2014г