Мария Копцева
Мастер-класс для педагогов «Речевые кубики»
Мастер-класс для педагогов на тему: «Речевые кубики»
Часть 2.
А вот и нашлись волшебные предметы. Наш юный фокусник подумал, что если у папы будут сапоги-скороходы, то он не никогда не опоздает на работу, а маме, к примеру, нужен чудесный горшочек, чтобы еда сама готовилась, и мама не уставала и т. д. Для этой подвижной игры мы придумали стихи с привлечением кубика «Волшебные предметы». Дети могут стоя в кругу, перекидывать кубик друг-другу. Когда ребенок увидит какой волшебный предмет ему достался, его задание – провести физминутку. (Слайд 1)
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Речевые кубики“» размещена в разделах
- Кубики. Игры с кубиками
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Возвращаемся снова к нашей сюжетной картине (Слайд 6) и обращаем внимание на девочку, сидящую на диване с книгой. В руках у нашей девочки книга не простая, а магическая книга, которая поведает про все на свете. А в книге есть необычные существа, которые ничего не знают о нас и о нашем мире, а мы ничего не знаем о них и об их мире. Они могут многое рассказать о далеких незнакомых нам местах и существах. Если повезет, то они могут взять детей на экскурсию в свой мир. (Слайд 2)
Мы предлагаем детям игру "Небылицы". Незнакомцы хотят запутать наших маленьких исследователей, говоря недостоверные факты о своем мире, задача детей найти и исправить ошибки.
Например, Солнце светит ночью. Космонавты летают на метле.
Рыбы дышат с помощью легких. Самое большое морское млекопитающее – это щука и т. д.
Мы можем спрятать кубик в коробку, потрясти ее и отвечать на вопросы того незнакомца, который выпадет нам или узнавать о его мире что-то новое, отгадывать загадки, а возможно и рассказать ему о нашем мире и обучать элементарно-бытовым навыкам, которыми люди владеют на Земле.
Настало время путешествий! Представим, что мы решили отправиться в путешествие на воздушном, наземном или водном транспорте. Игра проводится с использованием кубика «Транспорт», однако в эту же игру можно включить кубик «Место действия». Работа с кубиком «Транспорт» может быть направлена на развитие фонематического слуха у детей – это прослушивание и узнавание неречевых звуков средств передвижения, также можно провести подвижно-речевые игры или просто словесную игру с распределением транспортных средств по видам. При распознавании звука работы определенного транспортного средства, ребенок показывает подходящий транспорт на речевом кубике. (Слайд 3)
Например, Это летит самолет. Он летит по небу. Самолет - это воздушный вид транспорта и т. д.
На чем мы только не летали, не ездили и не плавали! А куда же мы попали? Для игры «Неиспорченный телефон» нам необходим кубик «Место действия». Дедушка хочет узнать куда мы отправились и где мы. В этой же игре может проводиться работа по составлению числового ряда и по формированию элементарно математических представлений у детей, к примеру, перед ребенком лежит ряд цифр, которые нужно набрать на циферблате телефона. Взрослый бросает кубик ребенку и спрашивает его, взяв на себя роль дедушки: «Алло, Катя, ты где?». Ребенок отвечает: «Я на Северном полюсе!» и т. д. (Слайд 4)
Кубик «Выразительность речи» можно применять в работе над формированием звукопроизношения, по автоматизации звуков в речи, развитию слухового восприятия. На сюжетной картинке мы видим маму, которая играет на пианино. Вместе с мамой мы можем пропеть фразы, скороговорки или стишки, меняя при этом интонацию, высоту голоса, громкость и темп речи. Например, если грань кубика указывает на изменение интонации на вопросительную, мы можем пропеть фразу на автоматизацию звука [Р]: «РА,РА,РА – высокая гора?» или меняя скорость речи. (Слайд 5) Наш папа работает врачом, но когда он был маленьким он мечтал стать и моряком и поваром. Педагог предлагает детям рассмотреть изображения людей разных профессий, акцентируя внимание на их одежде, инструментах, используемых в деятельности и прочем. (Слайд 6)
После просматривания иллюстраций, мы просим ребенка, опираясь на схему, (Слайд 7) составить описательный рассказ. Можно вынимать кубики из мешочка и попросить одного из детей описать профессию, не называя ее, задача других игроков – угадать.
Для рефлексии мы можем пригласить двух педагогов и попросить их составить цепочку из кубиков друг для друга, работая в паре. Их задача придумать по ним историю, рассказ или даже сказку.
Мы видим, что вариантов обыгрывания данного пособия неограниченное множество и надеемся, что наш взгляд на использование кубиков откроет новые возможности их применения и сочетания с другими пособиями.