Кудряшова Наталья Ивановна
Мастер-класс для педагогов «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс
Цель: Показать формы и приёмы работы по развитию эмоциональной сферы
дошкольников в процессе воспитания и обучения посредством игры.
Материалы и оборудование:
• ноутбук,
• проектор,
• экран,
• презентация с информацией по мастер – класс,
• конспект проведения мастер – класс с педагогами,
• музыкальная заставка «Мы на свет родились»,
• музыкальная нарезка для 5 страницы «Танец чувств»,
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
• воздушные шарики на каждого педагога,
Эмоции не знают языка,
По ним определяют настроенье-
Они как дуновенье ветерка:
В них и печаль, и радость, и смятенье.
Эмоции- как дополнение к словам,
Когда слова уже ничто не значат,
А разрывая смысл пополам,
Они тогда себя почти не прячут.
2. Звук грома
3. Изображение с шариками и музыка.
Добрый день, уважаемые коллеги, какие эмоции вы сейчас испытали? (ответы). На протяжении всей жизни мы ежедневно испытываем гамму эмоций : мы радуемся и грустим, злимся и удивляемся, испытываем страх и гордость.
А детям особенно сложно понять весь яркий спектр чувств и эмоций, разобраться с разочарованиями и сомнениями, поражениями и даже с победами. Дошкольное детство- очень короткий отрезок в жизни человека, но именно в этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии- выражение чувств с помощью интонации и мимики, пантомимики, что помогает ему понять свои и чужие переживания, учит управлять своими эмоциями в трудных ситуациях.
Одно из современных актуальных направлений в дошкольном образовании- развитие эмоционального интеллекта- т. е. способности к пониманию своих и чужих эмоций, чувств и переживаний для эффективного и гармоничного взаимодействия с окружающим миром.
Основной целью моей работы стало создание условий для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста. Для достижения поставленной цели мною был сформированы следующие задачи:
-познакомить детей с основными эмоциями : радостью, грустью, злостью, удивлением, испугом.
-сформировать у детей понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные, но все они одинаково необходимы.
-учить определять эмоциональное состояние других по мимике и пантомимике, замечать эмоциональное неблагополучие других и оказывать посильную помощь.
-формировать умение контролировать свои эмоциональные реакции, умение делится своими переживаниями описывая свои эмоции.
-развивать умение услышать, увидеть, почувствовать и пережить различные эмоциональные состояния, предложенные в литературных произведениях.
Свою систему работы с детьми по развитию эмоционального интеллекта я построила на чтении и обсуждении специально подобранной детской литературы, сочинении собственных сказок, этических беседах, организованной образовательной деятельности, посредством обыгрывания сказочных сюжетов с помощью различных видов театра, показа миниатюр, содержащих разные эмоции, эмоциональных танцев.
Но основным методом формирования компонентов эмоционального интеллекта остаётся игра, как ведущий вид деятельности дошкольника. Сюжетно- ролевая игра- школа чувств, в ней формируется эмоциональный мир ребенка. Играя в сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница», «Школа», «Салон красоты», «Магазин» и др. дети узнают о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, позы, слова, а также совершенствуют способность управлять своими чувствами и эмоциями. Примеряя на себя роль с установленной условиями игры поведенческой моделью, ребенок учится понимать других людей, учитывать их побудительные мотивы, настроения, пожелания.
В своей группе я создала центр эмоционального развития детей «Палитра эмоций», в который включила разнообразные игры. В моем игровом пособии выделено шесть кармашков, посвященных базовым эмоциям дошкольников : радость, удивление, грусть, злость, спокойствие, испуг. В каждом кармашке предоставлен разработанный дидактический материал, который я постоянно пополняю. Последний кармашек содержит сказки про эмоции. Также мной подобраны загадки и ребусы про эмоции, из которых ребенок познакомится с эмоциями и их проявлениями, научится их распознавать у себя и окружающих.
Один из методических приемов, которые я использую - «Цветок настроения». Он позволяет отслеживать настроение детей, приходящих утром в детский сад, а также помогает детям выражать свои чувства и эмоции а течении дня.
Для ознакомления детей с основными эмоциями : радость, грусть, злость, удивление, испуг я разработала дидактические игры: «Кубик эмоций», «Конструктор эмоций», «Собери свое настроение». Например «Кубик эмоций» позволяет развивать эмоциональную сферу дошкольников, расширять представления об эмоциях.
Для формирования у детей понятия о разделении эмоций на положительные и отрицательные я использую такую игру как «Домик эмоций». В этой игре я предлагаю детям определить какая эмоция соответствует героем мультфильма и сказок и поселить их в нужный домик.
Игры «Определи эмоцию сказочного героя», «Тренажер эмоций» позволяют развивать у детей умение увидеть и услышать различные эмоциональные состояния, предложенные в литературных произведениях.
В моей палитре эмоций есть игры, которые помогают формировать у детей умение контролировать свои эмоции, делится своими переживаниями: «Эмоциональные ромашки», «Собери картинку», «Покажи эмоцию».
Моим воспитанникам очень нравится играть в такие игры как «Настроение», «Дорисуй эмоцию», «Найди пару», «Эмоциональные грибочки». Они позволяют определить эмоциональное состояние других по мимике и пантомимике. Каким был каждый прожитый день в детском саду: веселым, грустным, трудным, удивительным мои дети определяют сами с помощью «Баночек эмоций». Каждый вечер дети кладут в одну баночку смайлик с эмоцией, которую чаще всего видел в этот день, а в другую баночку- смайлик с эмоцией, которую чаще всего испытывал. В конце недели смотрим, каких эмоций было больше.
Для сменяемости материала в пособии мною создана подборка разнообразных дидактических игр по развитию эмоционального интеллекта. Дети с нетерпением каждый день заглядывают в кармашки «Палитры эмоций» для того, чтобы узнать что- о новое об эмоциях.
Сегодня мы совершим с вами путешествие. А чтобы узнать куда, отгадайте загадку:
«Говорит она беззвучно
Но понятно и нескучно
Ты беседуй чаще с ней
Станешь вчетверо умней». (Книга)
Да, мы будем путешествовать по книге «Чувства и эмоции». Эта книга является моей разработкой по работе с детьми дошкольного возраста по развитию эмоционального интеллекта. Сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми играми, которые содержатся в этой книге
В сказке можно всё! Можно, превратится, в кого захочешь.
Итак, превращения начинаются!
Вы пришли сюда с разным настроением. Давайте представим, уважаемые педагоги, что мы ненадолго станем детьми и находимся в своём любимом саду. Я вам предлагаю улыбнуться и передать свою улыбку другому.
Изменилось ли ваше настроение?
(ответы педагогов)
Когда улыбаешься, настроение меняется в лучшую сторону. Что ещё поможет справиться с плохим настроением?
(ответы педагогов)
«Скучно, скучно так сидеть,
И друг на друга всё глядеть
Не пора ль нам пробежаться
И местами поменяться?
1, 2, 3 –место новое займи»
В этих играх и упражнениях формируются положительные чувства и эмоции с помощью улыбки, а также развитие сплочённости группы.
Волшебные превращения продолжаются
Улыбнитесь, как:
- кот на солнышке;
- хитрая лиса;
Нахмурьтесь, как:
- разъяренный лев;
- осенняя туча;
Испугайтесь, как:
- котенок, на которого лает злая собака;
- заяц, увидевший волка;
Позлитесь, как:
- голодный волк;
- злая волшебница.
Эта игра направлена на снятие психоэмоционального напряжения, развитие способности понимать и выражать своё эмоциональное состояние.
Продолжаем наше путешествие по страницам нашей волшебной книги….
«Жила – была злая волшебница. Всю свою жизнь она ссорила детей и учила говорить друг другу злые слова. Однажды она хотела поссорить всех людей на земле. Взмахнула палочкой, и люди забыли хорошие слова, им стало грустно и скучно.»
Давайте поможем людям и злой волшебнице, вспомнить добрые волшебные слова. Какие слова знаете ВЫ?
(ответы педагогов)
На самом деле в каждом человеке есть что – то очень хорошее. Посмотрите друг на друга и попробуйте это увидеть.
(ответы педагогов : называют хорошие качества в людях)
Такой приём помогает детям увидеть хорошие качества в людях. Способствует расширению словарного запаса, для выражения дружеских чувств.
Вот и еще одна игра из нашей книги
«Жил был маленький Дракоша. Однажды он решил, чем длиннее его хвост, тем больше он сам. И сказал он:
Я дракон, дракон, дракон
Я иду, иду, иду
Хотите быть моим хвостом?
Да, длинный хвост стал!»
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ :
А сейчас мы поиграем.
Положите руки на плечи впереди стоящему. Я – голова, последний – хвост. Голова должна дотянуться до хвоста и дотронуться до него. Тело дракона неразрывно. Как только голова схватила хвост, она становиться хвостом.
В этой игре дети обретут уверенность и почувствуют себя частью коллектива.
«Ох, уж эти эмоции!»
Вспомните, пожалуйста, что вы чувствовали, когда вас обидели или расстроили….
Подумали…
А теперь эти отрицательные эмоции можно надуть, как шарик (или вдуть в шарик, и опустить, чтобы этот шарик улетел.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ :
Ко мне вы подойдите, и по шарику возьмите.
Давайте надуем шарик своей злостью, грустью или обидой. И отпускаем наши отрицательные эмоции.
… (педагоги надувают шарики эмоций и кидают их вдаль).
В этом упражнении дети избавляются от негативных переживаний
Жизнь без эмоций невозможна, у каждой эмоции есть свой цвет, а у каждого человека цвет эмоций разный. Я вам предлагаю определить цвет ваших эмоций. Я раздам вам смайлики, а вы определите какому цвету соответствует ваш смайлик.
Чем больше радости у ребёнка в детстве, тем больше он её подарит людям, став взрослым. Наша задача как педагогов научить детей принимать и переживать любые эмоции. А теперь, уважаемые педагоги, мой мастер – класс подошёл к концу, спасибо, что приняли участие и активно работали, я подготовила для вас буклеты с играми на развитие эмоционального интеллекта, если они вам понравились, вы можете применять их в своей работе с детьми.