Атауллина Юлия Тагировна
Мастер-класс для педагогов «Дидактические игры по обучению грамоте для детей 5–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс для педагогов на тему:
«Дидактические игры по обучению грамоте для детей 5 – 7 лет»
Описание: Материал может быть полезен педагогам дополнительного образования, воспитателям, творческим родителям для работы с детьми 5 - 7 лет.
Назначение: конспект занятия по обучению грамоте детей 5-7 лет.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Дидактические игры по обучению грамоте для детей 5–7 лет“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Цель: ознакомление педагогов дополнительного образования, работающих в группах предшкольного образования, с дидактическими играми по обучению грамоте.
Задачи:
- показать методы и приёмы работы с детьми по обучению грамоте;
- ознакомить с играми на нахождение заданного звука в словах;
- ознакомить с играми на деление слов на слоги;
- ознакомить с играми на составление коротких и длинных предложений.
Ход мастер – класса:
Работа в кругу с мячом
1. Дидактическая игра «Большой и маленький братец».
Цель: называние твёрдого и мягкого звука в слове.
- Я вам назову маленького братца, а вы большого. [ТЬ – Т]; [МЬ – М].
- Я назову большого братца, а вы маленького:[Б – БЬ]; [В – ВЬ].
2. Дидактическая игра «Закончи слово».
Цель: развитие умения придумывать слова на заданный слог.
- Я назову слог, а вы на этот слог придумаете слово: МА – Машина. МО – Море.
3. Дидактическая игра «Скажи, какой мишка».
Цель: развитие умения называть прилагательные к слову.
- Скажите, какой мишка? – мягкий, пушистый, лохматый, добрый, большой…
4. Дидактическая игра «Скажи, что делает (умеет делать) мишка».
Цель: развитие умения подбирать глаголы к заданному слову.
- Скажи, что делает мишка? – рычит, смотрит, ходит…
Физминутка.
5. Дидактическая игра «Назови части тела медведя».
Цель: развитие умения называть части тела животного.
- Назовите части тела медведя – ухо, голова, нос…
6. Дидактическая игра «Назови первый звук».
Цель: развитие умения определять первый звук в слове.
- Я вам назову несколько слов, а вы догадаетесь, какой звук слышится в начале слова. – мак, мороз, мир…
7. Дидактическая игра «Закончи предложение».
Цель: развитие умения подбирать слова по смыслу.
- Я начну предложение, а вы закончите, только все слова должны начинаться на звук М. –
В берлоге спит большой (медведь)
Травинку несёт маленький, чёрный… (муравей)
Мама сварила в кастрюле длинные… (макароны)
8. Дидактическая игра «Раздели слова на слоги».
Цель: развитие умения делить слова на слоги.
А) - Я разложила цифры от 1 до 5 по всей группе, вы подойдёте к той цифре, сколько слогов в слове. Ма – ши – на – (подходят к цифре 3)
Ма-ма, Мо-я, Мир, Мел, Мо-ло-ко, Му-сор
Б) – Я вам раздам картинки, каждый посчитает слоги на своей картинке и подойдёт к той цифре, сколько слогов в его слове.
Таким образом, мы разбились на микро группы, садимся за столы. Работа за столами.
9. Дидактическая игра «Найди место звука в слове».
Цель: развитие умения находить заданный звук в слове (начало, середина, конец слова)
Материал: карточки и фишки.
А) - Я показываю картинку, а вы на своих карточках ставите туда фишку, где слышится звук [М].
Б) – Я вам дам по 3 картинки, а вы положите их туда, где слышится звук [М].
Физминутка
10. Дидактическая игра «Назови твёрдый и мягкий звук».
Цель: развитие умения различать твёрдый и мягкий звук в слове.
Материал: карточки, фишки и круги зелёного и синего цвета.
А) – Я буду называть слово, если звук [М] слышится мягко, вы поднимете зелёный круг. Если звук [М] слышится твёрдо, вы поднимите синий круг.
Б) – Я покажу картинку, если на этой картинке звук [М] слышится мягко, вы поставите фишку на солнышко, а если звук [М] слышится твёрдо, то поставите фишку на снежинку.
В) – Посмотрите на свои картинки и положите с мягким звуком [М] на солнышко, а с твёрдым звуком [М] на снежинку.
11. Дидактическая игра «Посчитай и назови звуки».
Цель: развитие умения различать гласные и согласные звуки, называть количество звуков в слове.
Материал: квадраты красного, зелёного и синего цвета.
- Звук А гласный или согласный? – гласный, потому – что воздух не встречает препятствие. Назовите гласные звуки – [АОУЫЭЯЁЮИЕ], назовите согласные звуки [БВ…]
- Я вам буду называть звук, если он гласный, положите красный квадрат, если согласный – синий. МАК. Сколько всего квадратов положили? -3.
- Сколько красных квадратов? – 1, значит в слове 1 гласный звук.
- Сколько синих квадратов? – 2, значит в слове 2 согласных звука.
12. Дидактическая игра «Придумай предложение к картинке, посчитай слова».
Цель: развитие умения придумывать предложения к картинкам, называть количество слов в предложении.
Материал: предметные картинки на звук [М], карточки.
А) – Я произношу предложение, а вы ставите фишку на ту цифру, сколько слов в предложении. Мальчик моет машину. - 3 слова. У медвежонка маленькая малинка. 4 слова.
Б) – Выберите 1 понравившуюся вам картинку, придумайте к ней предложение и посчитайте слова.
13. Цель: развитие умения называть первый звук в слове, составлять слова по картинкам.
Материал: карточки, предметные картинки.
1) - Разложите картинки в свои домики.
2) – Я вам буду называть звук, а вы выкладывать в ряд картинку на этот звук.
[М] [А] [К]
Морковь – Автобус – Кораблик
3) Я вам буду называть картинки, а вы будете выкладывать их в ряд, а затем прочитаете слово. Морковь – Утка - Кораблик - Автобус
[М] [У] [К] [А]
14. Дидактическая игра по обучению грамоте «Цепочка слов».
Цель: создание игрового пособия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Формировать навыки элементарного звукового анализа.
- Научить называть первый и последний звук в слове, опираясь на громкое проговаривание.
- Автоматизировать проблемные звуки в речи.
Материал: предметные картинки