Любовь Николаевна Рослякова
Дидактические игры по грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры по грамоте для детей старшего дошкольного возраста изготовлены в докомпьютерный период, когда буквы писали по трафарету или, разграфив строку на клетки, в каждую из них вписывали нужную букву.
Использован материал «Библиотечки журнала «Крымуша» и пособий О. В. Джежелей.
1. «Животный мир Крыма»
Публикация «Дидактические игры по грамоте» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Цель: учить читать слова по часовой стрелке, пропуская одну клетку.
На одной таблице слова: куница, кабан, заяц, хорек, олень (этот вариант взят в «Библиотечке журнала «Крымуша» в пособии «Удивительный мир животных» автор С. Ягупова); на другой: лиса, хомяк, косуля, еж, суслик (этот вариант составила аналогично сама).
Можно использовать обе таблицы одновременно в виде соревнования: кто быстрее прочитает слова на своей таблице. Элемент соревнования всегда повышает активность детей.
2. «Составь и прочитай слоги»
Цель: учить составлять и читать прямые и обратные слоги, меняя букву в центральном карманчике.
3. «Прочитать стихотворение, начиная с «На».
Цель: учить читать через строчку по часовой стрелке.
На березках белых
Лопаются почки.
В поле показались
Первые цветочки.
4. «Прочитать зашифрованную загадку»
Цель: учить читать по клеткам по порядку от 1 до 17.
«Все его любят, а посмотрят, на него, так каждый морщится» (Солнце)
5. «Капельки-слова падают из тучки»
Цель: учить составлять цепочки слов из капелек-слогов.
Дети читают слоги, составляют из них слова так, чтобы последний слог слова являлся первым слогом следующего слова.
Можно читать цепочкой по одному слову поочередно.
Можно одновременно двум детям по одной таблице, можно одновременно по двум таблицам: кто быстрее прочитает свою цепочку и посчитает, сколько слов-капель выпало из тучки.
6. «Цепочки слов»
Цель: учить читать цепочки слов.
Чтобы прочитать цепочки слов, необходимо определить, какие буквы пропущены. Начало цепочек – левая верхняя буква «Р». Первую цепочку читать вправо и вниз, вторую – вниз и вправо.
7. «Прочитать слова из букв»
Цель: учить читать слова по часовой стрелке и против часовой стрелки, не переставляя буквы.
8. «Колесо»
Веселое колесо
В. Шумилин
Ура! Достал я колесо.
Я с ним могу проделать все,
Что захочу:
Его качу и, словно руль,
В руках верчу.
И шутки ради в колесо
Вписал я слово «колесо».
Ну как?
Теперь давай со мной
Крутить по стрелке часовой.
Начнем! Внимание! Раз-два!
Что получается? Слова!
Ну, чем не чудо-колесо!
Но только разве – это все?
Его опять крути со мной,
Но против стрелки часовой.
Вот так! Еще быстрей крути!
Что получается?
Прочти!
Цель: учить читать слова по часовой стрелке и против часовой стрелки, не переставляя буквы.
9. «Найди букву»
Цель: учить читать слова, составляя их из букв в кружках одного цвета и определив, какая буква должна быть в красном кружке.
10. «Составить слова из двух слогов»
Цель: учить составлять и читать слова из двух слогов.
Дети читают слоги в кружках, затем составляют из них слова, подбирая к слогу в красном кружке второй слог из трех, стоящих в центре в синих кружках.
11. «Помогите ежам собрать яблоки»
Цель: учить составлять двух- и трехсложные слова из слогов-яблок.
Дети читают слоги на яблоках, составляют из них для первого ежика двухсложные слова (сова, соло, рота, рога, кабан, рама, море, банан и др., для второго – трехсложные (собака, корова, солома, машина, малина, карета, барабан, ракета и др.).