Татьяна Бокова
Мастер-класс для педагогов «Использование моделирования в экологическом воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов
«Использование моделирования в экологическом воспитании дошкольников»
Организационный момент:
Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития знаний в области экологического воспитания, начиная с элементарных знаний о природе и заканчивая осознанием себя, как части природы. В ФГОС ДО отмечается важность в формировании у дошкольников первичных представлений о себе, окружающем мире, отношении объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей и природы. Экологическое обучение и воспитание через игру является самым результативным и естественным. Большую роль в формировании у дошкольников экологических представлений играют дидактические игры и упражнения с элементами предметного моделирования. Использование моделей является эффективным способом формирования у дошкольников экологических понятий, поскольку дает возможность демонстрировать процессы, которые нельзя показать в природе. Преимущество данного способа заключается и в том, что он позволяет изучать биологические закономерности, не проводя экспериментов на живых организмах и тем самым не нанося им вреда.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Использование моделирования в экологическом воспитании дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Удобно в дидактических играх использовать плоскостные предметные модели. Они не требуют большой подготовки. На магнитную доску размещают картинки, фотографии объектов природы, на которые с обратной стороны приклеены магниты. Дети перемещают картинки, моделируя экологические ситуации. Например, решают проблемы загрязнения окружающей среды. На магнитную доску крепятся модели с изображением дымящегося завода, машин, барж, мусора в речке, а также с изображением очистных сооружений, знака, запрещающего мойку машин в реке. Дети объясняют, что произойдёт в этом случае с природой, и подбирали другую карточку, с изображением очистных сооружений и моделируют изменения в природе. Эти игры позволяют закрепить знания детей о пользе природы для человека, показать отрицательное воздействие хозяйственной деятельности людей на природу, дать представление о некоторых видах природоохранной деятельности, в которых могут принимать участие и дети.
Дидактическая игра «Кто поможет малышу?»
Цель: уточнить знания детей о приспособлении животных к среде обитания.
Материалы: листы бумаги различного цвета (вода – синий; пустыня – оранжевый; степь - желтый; лес – зеленый и т. д., карточки с изображением различных животных.
Содержание игры:
1) Воспитатель или один из детей (ведущий) выбирает картинку с одним из животных и помещает его в «чужие условия». Животное отправляется в путешествие – хочет вернуться в свою среду, но на пути встречает много препятствий.
2) Для спасения путешественника дети должны подобрать другое животное, которое в данной ситуации может оказать помощь.
3) Порассуждать с детьми на тему, почему данному животному будет некомфортно в данных условиях.
Пример игры: Ведущий выбрал зайца и поместил его в море. Кто поможет зайцу? Помог кит, дельфин, краб. А если поместить зайца в пустыню. Кто поможет? И т. д. Игра может длиться долго, в зависимости от того, каковы познания детей в этой области.
Ожидаемый результат: дети различают и называют животных, формируется умение правильно определять среду обитания конкретного животного, рассуждать, высказывать свою точку зрения.
«Исправь ошибку» построена на том, чтобы дети смогли сами разобраться и потом объяснить, как среда обитания животных влияет на их внешний вид, повадки, питание.
Содержание:
Воспитатель располагает картинки животных, насекомых, птиц на иллюстрации зимнего пейзажа с ошибками. Дети должны найти эти ошибки и исправить их. Выигрывает нашедший и правильно исправивший большее количество ошибок.
«Что было бы, если из леса исчезли…»
Цель: закреплять знания о взаимосвязи в природе. Понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами.
Содержание игры: воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:
- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?
Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.
игры “Устроим выставку картин на тему “Зима - лето”, “Когда это бывает”. В таких дидактических играх коллективными усилиями детей создаются предметные модели времен года, где наглядно представляются причинно-следственные и временные связи, восприятие которых вызывает у детей затруднение при применении традиционных методов обучения.
«Кто где живёт?»
Цель: Правильно определять какое животное где живет.
Игровые действия: у участников – карточки – домики с изображениями мест обитания различных животных (нора, дупло, берлога, вода, гнездо). И карточки на прищепках, с изображением животных (медведь, лиса, белка, птица, рыба). Каждый участник, при помощи прищепки прикрепляет животное к своему домику. Ведущий проверяет правильность выполнения задания.
Заключение: Большое спасибо за сотрудничество. Надеюсь, вы взяли для себя что-то новое и пополнили свою педагогическую копилку. Желаю вам творческих успехов. Спасибо за внимание.